Книга по имени храм

              Что там – книга? Взял её, полистал, забросил на полку,  как бедную рыбину в магазинный аквариум. Множество там одинаковых существ тыкается - мыкается...Прихожу в библиотеку,  как в супермаркет:
              -Подберите-ка мне,  уважаемая, чего-нибудь посовременнее: не хочу от эпохи отставать. Я среди людей бываю. Надо же   в разговоре  завернуть что-нибудь эдакое... Мол, и мы не лыком шиты...
               Беру книгу. а у библиотекарши глаза почему-то грустные.  Наверно, что-то личное...А , может, это я  её чем-то задел? Кто его знает?..  С чтением книг никак в »десятку» не попадёшь.  Оказался вот однажды в кругу фанатов чтения. Они о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» с радостным придыханием рассуждали. А я как раз эту книгу  недавно  прочёл. Поэтому смело включился.  Интеллектуалы как раз о Воланде речь вели:  кто он и для чего в романе появился?
                Тут я сразу:
                -  Чего спорить? Сатана он и есть Сатана.  Мефистофель, дьявол, чёрт , Агасфер, Вельзевул,  демон , Люцифер, Дух тьмы и прочее в том же духе.   Ночную оргию организовал и назвал её Бал Сатаны.  Берлиоза от  смерти не удержал, хоть знал, что бедняга под трамвай  попадёт. Много ещё нехорошего наделал... Дьявол, одним словом...А в романе он появился для того, чтобы доказать, что Октябрьская революция внутренней сути человека не изменила: как был  человек слабым  и жалким, таким и остался...
                Выслушали меня внимательно, но , как я заметил, без особого энтузиазма. Один     из фанатов  говорит мне :
                - Если бы художественный образ понимался так однозначно и  конкретно, то никакого искусства не было бы и в помине.  Ещё Гёте  смеялся над теми,   кто смешивал практическую деятельность с художественной  и   видел в искусстве простое удвоение жизни.
                Второй библиофил решил  о Воланде в рифму высказаться:
                У Воланда душа – как дикий снег.
                Нет,  он  не мститель. но и не создатель.
                Он только гениальный наблюдатель.
                А, значит, он  не чёрт, а человек.
                Но человек, который впереди.
                А впереди – достоинство персоны,
                Всевластие космических законов
                И чистые рассветные дожди.
                Он приходил спасаться и спасать.
                Ему ведь надо встретить Маргариту,
                Взять Мастера од вечную защиту...
                Ему ведь надо правду нам сказать.
           -Ничего себе! – говорю. – «Не чёрт, а человек».Додуматься же до такого !   Воланд же он, понимаете: Во – ланд!  Так вы договоритесь до того,   что Мефистофель в «Фаусте» Гёте – тоже человек.  Может,   и Бог из этой трагедии–  человек?  А кроме того:  почему  вы Воланда в положительные герои произвели?
                Один из собравшихся мне отвечает. И тоже – в рифму:
                -Ты прав, конечно: Воланд  - не герой:
                Он хочет зла, а совершает благо...
                Но – совершает! В этом вся отвага!
                Что желаний... Мне ли быть судьёй!
                Мир счастья– не господство простоты.
                О том –прозренье Иоганна Гёте.
                Меня Булгаков спрашивает:  »Кто ты?»
                Он всюду ищет Воланда черты.
             Я хоть и опешил, но пошёл в наступление смело:
                - Как это: через Воланда, мол, Булгаков меня спрашивает:»Кто ты?» . А я здесь при чём? Я же просто читатель. Ну, говорил А.Пушкин. что  дело литературы - глаголом жечь сердца людей. Так что: и Булгаков – туда же?  Я же в книге про кого-то хочу читать. Про кого-то, а не про себя! Какое  кому дело до того, каков я? Мне так читать надо, чтобы я видел всех и всё – до ниточки,  а меня  вот чтобы не видел никто. Книга для чего? Как говорил один из героев В.Маяковского  - «Сделайте мне красиво!»
              Говорю-говорю, но вижу: выдыхаюсь. "Мастера и Маргариту" я действительно  читал, да ,видно, не дошёл до сути. А меня один из собравшихся (мальчишка совсем!) спрашивает:
               -А вы в храме Божием бывали?
                -Бывал, конечно: верующий я. А причём здесь  ваш вопрос?
                -Ну так книга – тот же храм.  В неё молитвенно входить надо и  возвышенно в ней время проводить. Храм видит  человека  насквозь...И ему решать: верующий ты или нет. Легко «Мастера и Маргариту» к революции или к другим историческим событиям времени Булгакова привязывать: писатель жил в свою эпоху и  был ей подвластен. Но книга – над временами,  потому что призыв «возлюби ближнего своего» - вечен.
             -Интересно, - говорю.- Вы что, дьявола в храм поместили?
             -Ну что вы! – отвечает. – Воланд в романе М.Булгакова – гениальный испытатель: испытывает людей. Как правило,   люди этого испытания не выдерживают: у одного – рыба второй свежести,  второй –доносы на ближнего  строчит, третий – взятки берёт...Поэтому – вопрос: вправе ли мы Воланда  в Люциферы  записывать? Сами    порою почище Люцифера. Нет: книга – храм. При ней мужчина – шапку долой, женщина – торжественно платком прикройся. А  если -  не храм, значит,  перед нами  не книга, а чтиво.
              Послушал я эти речи и зарёкся в  легковесные споры о литературе  вступать: в храме – молись и плачь просветлённо. Видно книга  действительно   меня  насквозь видит. И чувствую: стою я перед  храмом «Мастера и Маргариты» на паперти и подаяния прошу. Подайте,  люди добрые! Мне много не надо: только бы свечу купить и возжечь её перед иконой Писательского Подвига... 


Рецензии