Книга по имени храм
-Подберите-ка мне, уважаемая, чего-нибудь посовременнее: не хочу от эпохи отставать. Я среди людей бываю. Надо же в разговоре завернуть что-нибудь эдакое... Мол, и мы не лыком шиты...
Беру книгу. а у библиотекарши глаза почему-то грустные. Наверно, что-то личное...А , может, это я её чем-то задел? Кто его знает?.. С чтением книг никак в »десятку» не попадёшь. Оказался вот однажды в кругу фанатов чтения. Они о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» с радостным придыханием рассуждали. А я как раз эту книгу недавно прочёл. Поэтому смело включился. Интеллектуалы как раз о Воланде речь вели: кто он и для чего в романе появился?
Тут я сразу:
- Чего спорить? Сатана он и есть Сатана. Мефистофель, дьявол, чёрт , Агасфер, Вельзевул, демон , Люцифер, Дух тьмы и прочее в том же духе. Ночную оргию организовал и назвал её Бал Сатаны. Берлиоза от смерти не удержал, хоть знал, что бедняга под трамвай попадёт. Много ещё нехорошего наделал... Дьявол, одним словом...А в романе он появился для того, чтобы доказать, что Октябрьская революция внутренней сути человека не изменила: как был человек слабым и жалким, таким и остался...
Выслушали меня внимательно, но , как я заметил, без особого энтузиазма. Один из фанатов говорит мне :
- Если бы художественный образ понимался так однозначно и конкретно, то никакого искусства не было бы и в помине. Ещё Гёте смеялся над теми, кто смешивал практическую деятельность с художественной и видел в искусстве простое удвоение жизни.
Второй библиофил решил о Воланде в рифму высказаться:
У Воланда душа – как дикий снег.
Нет, он не мститель. но и не создатель.
Он только гениальный наблюдатель.
А, значит, он не чёрт, а человек.
Но человек, который впереди.
А впереди – достоинство персоны,
Всевластие космических законов
И чистые рассветные дожди.
Он приходил спасаться и спасать.
Ему ведь надо встретить Маргариту,
Взять Мастера од вечную защиту...
Ему ведь надо правду нам сказать.
-Ничего себе! – говорю. – «Не чёрт, а человек».Додуматься же до такого ! Воланд же он, понимаете: Во – ланд! Так вы договоритесь до того, что Мефистофель в «Фаусте» Гёте – тоже человек. Может, и Бог из этой трагедии– человек? А кроме того: почему вы Воланда в положительные герои произвели?
Один из собравшихся мне отвечает. И тоже – в рифму:
-Ты прав, конечно: Воланд - не герой:
Он хочет зла, а совершает благо...
Но – совершает! В этом вся отвага!
Что желаний... Мне ли быть судьёй!
Мир счастья– не господство простоты.
О том –прозренье Иоганна Гёте.
Меня Булгаков спрашивает: »Кто ты?»
Он всюду ищет Воланда черты.
Я хоть и опешил, но пошёл в наступление смело:
- Как это: через Воланда, мол, Булгаков меня спрашивает:»Кто ты?» . А я здесь при чём? Я же просто читатель. Ну, говорил А.Пушкин. что дело литературы - глаголом жечь сердца людей. Так что: и Булгаков – туда же? Я же в книге про кого-то хочу читать. Про кого-то, а не про себя! Какое кому дело до того, каков я? Мне так читать надо, чтобы я видел всех и всё – до ниточки, а меня вот чтобы не видел никто. Книга для чего? Как говорил один из героев В.Маяковского - «Сделайте мне красиво!»
Говорю-говорю, но вижу: выдыхаюсь. "Мастера и Маргариту" я действительно читал, да ,видно, не дошёл до сути. А меня один из собравшихся (мальчишка совсем!) спрашивает:
-А вы в храме Божием бывали?
-Бывал, конечно: верующий я. А причём здесь ваш вопрос?
-Ну так книга – тот же храм. В неё молитвенно входить надо и возвышенно в ней время проводить. Храм видит человека насквозь...И ему решать: верующий ты или нет. Легко «Мастера и Маргариту» к революции или к другим историческим событиям времени Булгакова привязывать: писатель жил в свою эпоху и был ей подвластен. Но книга – над временами, потому что призыв «возлюби ближнего своего» - вечен.
-Интересно, - говорю.- Вы что, дьявола в храм поместили?
-Ну что вы! – отвечает. – Воланд в романе М.Булгакова – гениальный испытатель: испытывает людей. Как правило, люди этого испытания не выдерживают: у одного – рыба второй свежести, второй –доносы на ближнего строчит, третий – взятки берёт...Поэтому – вопрос: вправе ли мы Воланда в Люциферы записывать? Сами порою почище Люцифера. Нет: книга – храм. При ней мужчина – шапку долой, женщина – торжественно платком прикройся. А если - не храм, значит, перед нами не книга, а чтиво.
Послушал я эти речи и зарёкся в легковесные споры о литературе вступать: в храме – молись и плачь просветлённо. Видно книга действительно меня насквозь видит. И чувствую: стою я перед храмом «Мастера и Маргариты» на паперти и подаяния прошу. Подайте, люди добрые! Мне много не надо: только бы свечу купить и возжечь её перед иконой Писательского Подвига...
Свидетельство о публикации №220122801057