Джуманджи 2018, или Джунгли зовут?

«Утром в субботу спать неохота,
Сон для усталых взрослых людей.
Мы приглашаем тех, кто отчаян,
В дикие джунгли скорей!

Там крокодилы, львы и гориллы,
Слон и пантера в зарослях ждут.
Если ты смелый, ловкий и умелый,
Джунгли тебя зовут.
Джунгли зовут!»
/Заглавная тема передачи "Зов Джунглей"/

Вот с этой песенкой из давней детской телепередачи «Зов джунглей» возникла у меня ассоциация при встрече, собственно, со словосочетанием «Зов джунглей» при просмотре обязательных трейлеров, предваряющих показ непосредственно фильма.

С песенкой из телепередачи. А не с фильмом «Джуманджи» из 90-х годов прошлого столетия – это уже пришло позже, вместе с мыслью о том, что продолжение столь занимательного проекта двадцатилетней давности снять качественно и интересно у современного кинематографа с его требованиями к соответствию результата интересам нынешнего зрителя едва ли получится. Тем более что по трейлеру стало ясно – главные персонажи совсем не те, кого показала короткая эпизодическая нарезка, а вовсе даже другие личности, которым, похоже, в фильме будет уделено намного меньше внимания, чем их «аватарам» из игры.

Однако, так как фильм, судя по все тому же трейлеру, заявлял о себе как об обладателе драматической, комедийной и приключенческой составляющих, я решила – а pourquoi бы и не pas.

Игра «Джуманджи», которая в финале фильма 90-х (таймлайн финала – 1995г.) была выброшена на неизвестный берег и обнаружена двумя франкоговорящими девушками, в начале «Джуманджи: ЗДж» год спустя (таймлайн – 1996г.) оказалась на берегу того же самого города, что и в начале первого фильма. Куда и к кому попала игра за 26 лет (была утоплена персонажами первого фильма в 1969г.) болтания по морям и океанам, где шарахалась целый год с 1995 по 1996, успела ли кого-нибудь затянуть, как вернулась обратно – одному Ван Пельту известно, зрителям поведать об этом фильм не счел нужным.

Но ОК, сие на сюжет не повлияет. Игру обнаруживает во время утренней пробежки некий персонаж, после чего отдает ее сыну Алексу, наивно полагая, что подростка и заядлого видеогеймера заинтересует старая настольная игра. Однако, так как игре нужны новые жертвы, она трансформируется в картридж для приставки. Включенный телевизор, игровой пульт, зеленая вспышка – и парень исчезает.

Сама же игра спустя двадцать лет оказывается на школьном складе (каким образом – не объясняется, но вроде лежала в коробке с надписью «Пожертвования»), где ее находят четыре типичных представителя контингента среднестатистической школы. А именно: нескладный «ботан» Спенсер, «серая мышка» Марта, мускулистый спортсмен Фридж и погруженная в телефонно-инстаграммный мир девица Бетани. Причем конфликта как такового в этой четверке практически и нет – так, только невразумительные и толком далее не объясненные напряженные взаимоотношения между «ботаном» и спортсменом. Решив отдохнуть от наказания в виде разборки старого хлама на складе (только-только начатой!), ребята обнаруживают удобно подвернувшийся под руку телевизор, подключают игру и выбирают для себя персонажей. Снова зеленая вспышка – и сюжет начинается.

По неписаным законам жанра примерка на себя других личностей – в данном случае, аватаров игры – не обходится без прямой противоположности собственно характерам героев. Засим худощавый ботаник с аллергией на все на свете трансформируется в брутального накачанного мачо без единой уязвимости – разумеется, таким и должен быть доктор археологических наук и исследователь; неприметная «мышка» превращается в симпатичную, сильную и ловкую «коммандос»; спортсмен укорачивается почти вдвое и отныне должен играть роль зоолога и инвентарного помощника для бывшего ботаника; а постоянно залипающая на собственные фотографии и опосредованное общение с себе подобными красотка вынуждена существовать в грузном и неуклюжем теле профессора-картографа, криптографа, палеонтолога и археолога, да и к тому же мужчины, что впоследствии становится причиной для щепотки пикантных ситуаций и парочки таких же диалогов.

Итак, три жизни на каждого, три уровня игры, непременный антагонист, рояльнокустовые персонажи-помощники и обязательный макгаффин, который нужно найти и водрузить на причитающееся ему место для возвращения в реальный мир… да, и не забыть при этом хором прокричать «Джуманджи!», иначе никакого хэппи-энда. Конечно, по все тем же законам жанра герои за время приключения сплотятся, научатся работать вместе, обсудят и решат свои собственные проблемы, подружатся, а кто-то и признается в наличии романтических чувств. И, разумеется, по возвращении в реальность все персонажи изменятся в лучшую сторону.

На этом, в общем-то, и все. Как я и ожидала, ничего особенного.

Однако, хоть ноты и те же, мелодию создателям фильма удалось сыграть вполне себе смотрибельную. На разик, правда – но на довольно динамичный и почти не провисающий разик, оставляющий после себя разве что парочку не разъясненных толком недомолвок, да и то больше для людей заинтересовавшихся и знакомых с историей из 90-х.

Например, с какой стати игра «Джуманджи» из сытой кошки, забавы ради развлекающейся, будто с мышками, со своими игроками, превратилась в красивый красочный – и, оказывается, относительно дружелюбный – мир, ставший столь жестоким из-за одного злодея, пославшего ради своих амбиций весь геймплей к скорпионам в клешни? Вроде как получается, что людей из реального мира игра заманивала в надежде на то, что однажды хотя бы один дойдет до последнего уровня и донесет украденный макгаффин до нужного места? Но при этом все же ничего не объясняла и подчинялась правилу «возврата» похищенного в случае, если на это укажет ход другого игрока, как было в первом фильме? За полтора столетия, прошедшие с начала первого до финала второго фильмов, игра схомякала и выплюнула минимум шестерых человек – тех, чьи исчезновения показаны, так сказать, воочию, и это не считая тех жертв, которые вполне могли быть «до» и в периоды «между» обозначенными датами. Однако рояль в кустах, разъясняющий собственно подоплеку и суть конфликта мира «Джуманджи», игра очень удобно приберегла только для последнего квартета горе-исследователей. А может быть, она делилась подсказками со всеми пленниками – просто кому-то повезло выбраться раньше, чем закончились жизни?..

Или Ван Пельт. Антагонист-охотник, гонявшийся за Аланом (пленником игры из произведения 90-х) на протяжении первого фильма непонятно с какой целью – то ли ради развлечения, то ли стремясь изгнать из игры чужеродный элемент, - с какого-то перепугу превратился в обладающего сверхъестественными способностями босса геймплея, чьи действия якобы и повергли мир Джуманджи в творящийся там хаос. Выходит, один из рояльнокустовых персонажей игры, выполняющий по совместительству, как окажется позже, еще и роль портала в реальный мир, раз за разом утаскивал у свихнувшегося охотника Ван Пельта (который, минуточку, был когда-то исследователем и тоже вроде как доктором наук!) похищенный артефакт, разыскивал затащенных в игру пленников, разъяснял суть конфликта и благополучно исчезал, ожидая, когда пустившийся вдогонку за очередным трофеем игры Ван Пельт заберет Глаз Ягуара обратно. А жители Джуманджи, которым вроде как полагается страдать из солидарности с порабощенным миром, живут себе спокойно и в ус не дуют – совершают раз за разом одни и те же действия, говорят все те же слова, торгуют на базаре сладкими кексами и разводят черных мамб, застыв в бесконечном круге повторений. Развитие здесь предусмотрено, похоже, только для соратников Ван Пельта – которые рассекают по миру Джуманджи на мотоциклах и нарушают тишину автоматными очередями, - да пленников игры вроде Алекса, отыскавшего в джунглях вполне себе современный рабочий блендер.

Или вот еще – временной парадокс. Алан Пэрриш из первого фильма был вызволен из игры через двадцать шесть лет после того, как попал в нее, превратившись за это время из подростка во взрослого мужчину. Получается, время в Джуманджи и в реальном мире течет приблизительно одинаково. Несмотря на это Алекс, плененный игрой в начале второго фильма, пропал из реальности за двадцать лет до главного квартета – однако выглядит молодо и, по его собственным словам, живет в игре примерно два месяца. Игра поменяла собственные правила? Почему и зачем она это сделала? Для чего ей сжимать одни временные промежутки и растягивать другие? Связано ли это с похищением Глаза Ягуара, поведением Ван Пельта, необходимостью в новых персонажах для продвижения сюжета? Не-а, фильм на эти вопросы не отвечает. Вразумительно и понятно, по крайней мере.

Поведение Алекса тоже неясно. До него пленники игры, вернувшись в реальный мир, или обычные игроки, сумевшие завершить игру без попадания в нее и насмотревшиеся при этом всякой жути, избавлялись от «Джуманджи» - двое мальчишек из начала первого фильма закопали игру в землю, Алан и его подруга швырнули ее в воду. Алекс же, выбравшись с помощью квартета персонажей в реальный мир и благополучно вернувшись в свое время, решает... ничего с игрой не делать. Не разломать, не расколотить молотком – просто оставить валяться где-то на задворках, чтобы она потом через двадцать лет попала к четверым учащимся. Алану из первого фильма тоже помогли дети – и он в будущем отговорил их родителей от опасной поездки, тем самым предотвратив их гибель. Да даже здоровяк Фридж в финале второй картины с помощью шара для боулинга оставил от игры лишь недобрую память в виде обломков. Как поступает Алекс? Женится, заводит семью, называет старшую дочь в честь одной из игровых союзниц – и продолжает спокойно жить на том же самом месте в том же самом городе, ровным счетом ничего не делая для предотвращения появления новых – уже известных ему! – потенциальных пленников Джуманджи.

К слову о пленниках. Сейчас, после написания и перечитывания всей этой кучи букв, у меня складывается своеобразное мнение о мире «Джуманджи». Итак, игра существует как минимум с позапрошлого столетия. Раньше это был спокойный красивый мир, размещавшийся на доске с фигурками и клеточками, мир с вполне ожидаемыми от таких игр правилами вроде «вы упали в водопад, вернитесь к началу игры» и признанием победителем того, кто первым дойдет до заветной финальной клетки. Потом по каким-то причинам исследователь Ван Пельт, один из населяющих мир игры персонажей, свихнулся от бесконечных повторений одного и того же, проник в Храм Ягуара, украл артефакт и захватил тем самым власть над игрой, превратившись в Охотника. Это вынудило игру изобрести новые правила, а также заставило ее поглощать игроков, которым не повезло попасть на клетку-портал. Пленникам игра разъясняла суть конфликта, предоставляла возможности для выживания и сражений с дикой фауной джунглей – а истратившим все жизни кроме последней ничего не оставалось, только «...спасения ждать, пока не выпадет 8 или 5». Шло время, конфликт не разрешался, игра выискивала новые способы привлечения борцов против зла, адаптируясь к изменяющейся реальности, создавая аватары для новых персонажей, наделяя их предысторией и связью собственно с источником проблем. И наконец четверо смельчаков, попав в чужой мир, отважно ринулись на его спасение, дабы спастись самим – и вот уже персонаж-портал так удобно встречается на пути квартета, рассказывает душещипательную историю прекрасного мира, погрязшего в хаосе, вручает персонажам заранее и столь своевременно стащенный у злодея артефакт. А потом к команде присоединяется пленник двадцатилетней давности – и совместными усилиями группа отважных исследователей одерживает победу, попутно получив какие-то полезные уроки для реальной жизни. Артефакт водружен на место, зло повержено, мир игры спасен, игроки возвращены в реальный мир – живи себе дальше, Джуманджи, спокойно и весело!

Ну что, вроде как красиво и правильно?

Ага, сейчас. Откуда тогда барабаны в финале фильма? Джуманджи ищет нового игрока - но зачем? Ведь Ван Пельт побежден, равновесие восстановлено, конфликт разрешен – для чего игре новый пленник? От чего нужно спасать мир Джуманджи на сей раз?

А неважно.

Потому что игра сама придумает новый сюжет по ходу дела. Или реверсирует старый. Ей бы только игрока заманить, а там...

Да, Фридж расколотил игровую приставку. Да вот только, похоже, игра себе на уме. Она уже протягивала свои щупальца лиан в реальность, натворив там дел – кто сказал, что не получится снова?

Короче, Welcome to the Jungle, ребята.

14.01.2018г.

*****


Рецензии