О Стругацких и общественном строе

О Стругацких и общественном строе
(ответ рецензенту)

Вот здесь не согласен. У нас не феодализм.

Общественный строй определяется прежде всего классовой природой власти и уровнем технологии (на языке марксизма - производительных сил). При этом в каждой общественной формации всегда присутствуют на периферии элементы как прошлых, так и будущих формаций (см.мою статью "Рукопись 5"), но это не меняет природу строя. Так, в США в середине 19 века вовсю использовался труд рабов, но это не отменяет капиталистический характер строя вцелом.

Эти разночтения возникают потому, что в представлениях либералов-западников капитализм - это только что-то большое и хорошее. Между тем, капитализм - это сегодня единая формация на планете Земля, но есть капитализм передовых стран, и есть ПЕРИФЕРИЙНЫЙ капитализм, как раз в большей степени несущий в себе черты предшествующих формаций. И именно такой капитализм сейчас в России (и другого быть не может).

То, что элита и у нас, и на Западе все меньшую долю прибыли вкладывает в развитие и производство, и все больше - в финансовые спекуляции и личное потребление, говорит о том, что капиталистический строй, наконец, приблизился к исчерпанию своего прогрессирующего потенциала. Марксистский прогноз сбывается, хотя и с большим опозданием.

Стругацкие считали общественный строй в СССР феодальным, ссылаясь на ГУЛАГ и "агрогулаг" в колхозах, и здесь они были неправы. Правда, и социалистического строя у нас тоже не было. Каким я считаю общественный строй в СССР - см.мои статьи: "События 80-х - 90-х годов, их суть, причины и классовая подоплека" и "Еще раз о природе строя в СССР".

О Стругацких. Когда меня спрашивают, кто мои любимые писатели, я отвечаю одназначно: "братья Стругацкие". Но мое современное отношение к ним не столь однозначно.

Главная заслуга Стругацких - создание самого яркого в литературе образа коммунистического будущего. Считаю, что братья Стругацкие сделали для коммунистического воспитания людей больше, чем все идеологические отделы ЦК КПСС вместе взятые.

А запрещали их в советское время потому, что слишком очевиден был разрыв между созданным ими образом коммунистического общества и советской реальностью, что подводило читателя к мысли, что общественный строй в СССР вовсе не социалистический, что означало сомнения в правдивости и легитимности советского руководства.

Кстати, теперь я стал встречать статьи, где авторы ругают именно ранних Стругацких, и именно за то, что они изображают Мир, где люди бескорыстно и творчески служат обществу, "что противоречит человеческой природе и порождает у читателя опасные иллюзии, ведущие к экстремизму". Так что ранних Стругацких, как и всю великую крылатую советскую фантастику 60-х годов, возможно, снова запретят, уже за "пропаганду коммунистического экстремизма".

Иное дело - поздние Стругацкие. К концу жизни они изуверились в коммунизме, причем не только в политической части (что еще можно понять), но и в этической, что уже ни понять, ни простить нельзя. Их рассуждения о "пяти типах неедяк" - откровенная пропаганда социального дарвинизма, что является одной из мировоззренческих основ фашистских теорий, и корреспондируется с  намерениями мировой капиталистической элиты сократить население Земли, уничтожив тем или иным способом "лишние рты".

Во второй части повести "Экспедиция в преисподнюю" Стругацкие, по сути, отреклись от своих ранних произведений, дав читателю понять, что весь их "Мир полдня" - всего лишь веселый спектакль вроде мультфильма "Бременские музыканты", и  глупо воспринимать его всерьез.

А после того, как они, вслед за остальной "демшизой", стали говорить в своих интервью, что коммунизм - это то же самое, что фашизм, Стругацкие вообще перестали для меня существовать.


Рецензии
Обливаете грязью не только.... Писателей

Виталий Нейман   02.04.2021 12:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.