Высоцкий В. С. Признания гениальности - придёт!

Оказывается у Высоцкого - не плохие песни.

Вспомнил. Мой внук, когда ему было лет 14-15, поездив с отчимом на автомобиле, где постоянно с кассет звучала музыка, как-то сказал : «Оказывается у Высокого - не плохие песни».

Оказывается?! Не плохие?!!
Как если бы : «А не плохо нарисовал тётку, забыл как её… этот самый Леонардо. Почти как если бы снял на смартфон».

Обидно (за них), если такие ребята, хоть они родились лет через 15 после того, как его не стало, не заметят, что жили почти в одну эпоху с Гением!

Поэты, как и писатели, делятся на хороших, очень хороших, талантливых, гениев.
 Ну, и конечно «наше всё» - Пушкин, как у них в Германии -  Байрон или в Англии – Шекспир.

Таланты это, скажем, Блок, Маяковский, Ахмадулина, Евтушенко, Рождественский.

Гении - Некрасов, Лермонтов, Высоцкий.

Каждый (а я - так) может сам расставить поэтов по рангам.

Но ведь Некрасов и Лермонтов – классики! А Высокий?
Считаю, что и он – классик. Только об этом пока почему-то широко не говорят.

Я познакомился впервые с песнями Высокого в 1963 году. Пели знакомые ребята студенты вернувшиеся к осени из стройотрядов. Смешные, сатирические «страшно! Аж – жуть!», про стрельца, который променял принцессу на портвейна бадью и другие.

Потом появилось много его песен, переписанных сотни раз с магнитофона на магнитофон.
 
Я сам пел под гитару «вам могут даже предложить и закурить. Ах! Скажут. Вы так долго не курили. Да Вы ещё - не начинали жить! Ну а потом предложат - Или! Или!...». 
Или про царя морского, готового не задумываясь, ради любви, выплеснуть весь свой подводный и надводный мир. А сам сесть как пёс на цепь.

Особо не задумывался, какого масштаба, какой остроты чувств надо было обладать, чтобы сделать это!

Потом появились уже песни из фильмов: «если друг оказался вдруг…» и прочее.

Уже позже услышал с хорошей акустикой, громко и внятно (да ещё под небольшим хмельком) песню «Кони привередливые».

Песня вошла в меня не через уши, куплет за куплетом. А сразу всей глыбой, как бы через всю кожу! Ощутил сразу на подкорку, целиком! Уж потом, слушая и анализируя осознал, что кони это прожитые годы и так далее. Это только усилило первый стресс.

А баллада о борьбе:
Если мяса с ножа Ты не ел ни куска,
Если руки сложа Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был Ни при чём, ни при чём!
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит нужные книги ты в детстве читал!

Это же - готовый рецепт родителям, как из сына воспитать Настоящего Мужчину.

Вообще же песни Высоцкого - это летопись советского времени. Как стихи Некрасова - летопись о середине и конце века девятнадцатого.

Почитаешь не песню, а полный вариант стиха Некрасова Н.А. «что ты жадно глядишь на дорогу». Жуть. Мороз по коже.

Также и песни Высоцкого про войну, например. От простенькой, казалось бы, про цветы на нейтральной полосе, до эпической «землю толкаю локтями. На себя, под себя, от себя!». Или про того, который не стрелял. Или  «на братских могилах». Да, любую возьми!

Или гражданская лирика. «Час зачатия я помню не точно». В пятнадцати куплетах вся история первых послевоенных лет.

 Молодёжь может не поймет (надо, а лень вникать), мне же, даже проведшему детство в маленьком селе - всё ясно.

Осмотрелись они, оклимались Похмелились, потом протрезвели
И отплакали те, кто дождались, Не дождавшиеся
– отревели
Все: от нас до почти годовалых Толковищу вели до кровянки,
А в подвалах и в полуподвалах Ребятишкам хотелось под танки
Не досталось им даже по пуле, В ремеслухе живи да тужи:
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули Из напильников делать ножи

Ремеслуха это ремесленное училище. Подавляющее большинство ребят после семилетки в городах прошли эту школу. Там давали спецодежду, прочные хоть и грубые ботинки, общежитие, питание и чисто символическую стипендию. Обучали рабочей профессии перед поступлением на завод.

С соответствующим микроклиматом, когда в одном месте собираются несмышлёные, в общем-то, пацаны с воровской романтикой.

 Обладали необходимыми навыками и простейшим оборудованием (напильники и точила), чтобы изготовить те самые финки из четырехгранных напильников.

Я сам с восторгом неоднократно держал в руках финку. Чужую, разумеется. Отполированную до зеркала. Обоюдоострую, но не сильно. Ей же не карандаши затачивать. У неё другой назначение.

Они воткнутся в легкие, от никотина черные
По рукоятки, легкие, трехцветные, наборные

Сперва играли в "Фантики", в "Пристенок" с крохоборами
И вот ушли романтики из-подворотен ворами

Такое было время. У многих погибли отцы на фронте.

Но завершается песня – летопись послевоенных лет оптимистически:
«Дети бывших старшин и Майоров до высоких широт добрались…»

А любовная лирика! Баллада о любви. Вслушайтесь в текст песни (желательно в авторском исполнении), прочитайте вдумчиво текст!

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь

И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки — еще такие есть
Вдыхают полной грудью эту смесь.
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья...

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю»,-
То же, что дышу, или живу!

И вдоволь будет странствий и скитаний,
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она.

Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...
Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить.

Любой ценой - и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули...

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько не зови...
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви...

Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах.
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья...

Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу — и значит, я люблю!
Я люблю — и, значит, я живу.

Это же прародительница всех романсов и песен на русском языке!
Наверное я не совсем правильно подобрал определение.
Я имел ввиду не срок написание песни, а смысловую, философскую миссию, которую она несёт.

Миссию  фундамента плотины на пути грязных потоков песенной пошлости и безвкусицы. Хотя осознаю, что такая плотина вряд-ли когда будет сооружена.

Хорошие романсы и песни, написанные большими композиторами, на стихи великих поэтов, я не ставлю выше этой баллады.

Он был и хорошим артистом. На мой взгляд – не более. У нас много людей на этом поприще гораздо талантливие его.

Этот аспект его деятельности я не беру во внимание, давая ему столь высокую оценку.

Речь идёт о гениальным поэте - песеннике. Да, что там какие-то уточнения! О гениальном Поэте!

Закончил писать, перечитал. Не очень убедительно. С «наскока», под впечатлением нахлынувших эмоций эту тему «не возьмёшь». Видно чтобы достойно представить творчество гения, надо самому; обладать соответствующим талантом.

У нас есть пушкинисты. Есть летописцы и исследователи наследования Лермонтова.

 Я уверен, появятся и популяризатары и исследователи творчества Высоцкого. Его сын Никита этому соответствует в самой малой степени.

Время признания величия поэта Высокого В.С. ещё придёт!

Этому способствовало бы, чтобы возникло какое-то движение об изучении творчества Высотсклго В.С. в школе.

Например в замен изучению "творений" Солженицына, которого лично я считаю не достойным такой привилегии.
Но об этом, возможно, в другой заметке.

А вот вто говорит о Солженицыне действительно умный человек.
Рекомендую найти (по заголовку), и просмотреть Вассерман о Солженицыне.

Ещё более убедительная статья на тему. См. ниже. Рекомендую не полениться и почитать.
   
А. И. Солженицын. Косноязычный графоман с «говорящей» фамилией
21 сентября 2021
   


Рецензии
Недавно мне пришла в голову мысль,наверное уже что то прочёл. Сам бы я не додумался.А вопрос такой- Высоцкий поэт песенник,исполнитель-певец,актёр? Размышляю-певец?ну он же только свои исполнял...как сравнить?Утесовский репертуар
Не его...Актёр? Актёром популярным стал позднее?С кем сравнить,в выдающиеся не поставишь. Поэт песенник пожалуй это то кредо на котором его заметили восприняли слушатели. Причём рядовые люди миллионы людей разных профессий. Сочинял он песни с начала своих артистических шагов!Такой широкий простой понятный спектр тем!Это труд большой и талант в помощь.Если бы он сам не исполнял свои песни остались бы на полке.Напечатать сборник???Выход нашёлся проталкивать свои песни своим исполнением.Не за вокальные данные его приняли, за тексты! Вот прочёл Вашу статью думаю выскажу так не так не обессудьте.С новогодними праздниками!

Саша Немиров   28.12.2020 18:18     Заявить о нарушении
Добрый день, Саша!
Да, именно как поэт. Я бы слово песенник убрал. В бо́льшей степени, конечно, "глубина" его стихов к песням.
Что широкий спектр тем, это - несомненно. А что постой и понятный - едва ли соглашусь с Вами.
Спасибо за отзыв. С наступающим новым годом!
Автор.

Николай Колесников Рамонский   29.12.2020 09:43   Заявить о нарушении
Спасибо. Простой и понятный слог я имел ввиду.Всё слова чёткие понятные.Но глубина мыслей ,метафор восхищает.

Саша Немиров   29.12.2020 10:24   Заявить о нарушении
Ну, к последнему добавить нечего!

Николай Колесников Рамонский   30.12.2020 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.