Не дано!

                «Где ничего не положено – нечего взять»
                Евангелие от Матфея


Кто кладет?
Куда кладет?
Что кладет?
Когда кладет?  и т.д.
Вопросов – тьма-тьмущая, но, что самое странное – почти никто ими не интересуется. Не интересуется – и всё! А зачем? Все мы с превеликим удовольствием впитали в себя очень удобную для нас формулу:
«Человек – творец своей судьбы!»
А некоторые действуют ещё загадочнее, если не сказать – хитрее:
«Дескать, раз судьба предопределена свыше – зачем лезть из кожи вон, да ещё и печалиться от того, что непременно сбудется, как бы ни старались - пусть и отвечает тот, кто назначил нам такую судьбу».
Ещё дальше пошли ученые-педагоги – у них в большом фаворе установка, вообще не терпящая никаких иных разночтений:

Tabula rasa — латинское крылатое выражение, которое используется для обозначения гносеологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.       (Википедия)

И в качестве одного из веских доказательств такового положения вещей приводится пример   Коммуны имени
Ф. Э. Дзержинского, которой руководил   А.С. Макаренко.
Что и говорить, результаты воспитания в этой коммуне великие, если не сказать – ошеломляющие, есть чему позавидовать и что взять за пример и основу. Кто не читал книгу Макаренко «Педагогическая поэма» - рекомендую, не пожалеете. Только ведь, встаёт закономерный вопрос:
«Так ли уж «чистой» была «доска», тех беспризорников, которых, вначале, насильно свозили в коммуну, и которые потом сами стремились попасть именно туда? Чьи это были дети? Кем были их родители? Каким генофондом они их наделить, и что успели привить, прежде, чем сами сгорели в адском и бессмысленном пламени революции – это вопрос, скорее риторический, чем загадочный. Рассуждая подобным образом, можно вообще дойти до парадоксальных выводов, позволяющих утверждать, что воспитанием и тренировками можно из любого ребенка «сделать» и гения, и чемпиона, и космонавта – вообще, кого хочешь. Тогда как жизнь диктует совсем иные правила и установки: прежде всего - поиск талантов, определение задатков и качеств будущих учеников и т. д. и т.п. – разве не так?!

Однако разговорами сыт не будешь – самое время перейти к сути заявленной темы и прежде всего к тем вопросам, проистекающим из эпиграфа, которые были приведены выше. И к чему тогда вот это ироническое: «Не дано!» А вот это:
«Академиком может стать каждый, только одному для этого потребуется 30 лет, а другому – 130 лет». А попробуйте поступить в балетную школу со сколиозом, кривыми ногами и ростом 155см. И таких примеров можно привести бесконечно много. Так что – такими им подобным, но только по другому  ничего не положено свыше и они будут только зря стараться? Ничего подобного – им, может быть, положено чего-то совсем другого, не менее интересного и ценного, только они об этом не знают и даже не догадываются, и подсказать некому. Я до сих пор убежден, что в каждом ребенке «спит» гений или хотя бы яркий талант. Только вот как распознать, увидеть то самое «что положено» свыше в этого ребенка!? Скорее всего, будет долго «мыкаться» по жизни – пробовать себя и там, и сям – пока не надоест или не разочаруется, под аккомпанемент смеха тех, кому вовремя подсказали да помогли с выбором жизненного пути. Так отчего же тогда так мало вокруг талантливых и интересных и даже их количество не растет. А наоборот – уменьшается с каждым годом. Может, бросили класть – там, свыше?

А ЧТО КЛАСТЬ ТО? Ну, замерз один бомж под забором… другой – лазил, лазил по отвесным стенам небоскребов, пока не сорвался, третий не смог на мотоцикле протиснуться, между ограждением и авто при обгоне справа, четвертый насыпал слишком много «сухого льда» в бассейн и задохнулся в углекислом газе, хотя его предупреждали и в магазине, и учили в школе, пятый ……..  И что им положить в следующий раз – от кого-то другого задатки забрать – от трудолюбивого и искавшего, или достать в качестве подарка, как  из мешка Деда Мороза? Так, ведь он закончит опять школу на тройки и снова – за старое. Одно время, мне пришлось немного поучиться в школе города Ленинграда – так вот недалеко от него был Дворец пионеров. Мне, к сожалению, не удалось толком приобщиться – но я побывал в этом Дворце несколько раз, можно сказаить, как на экскурсии в музее – широкие коридоры, устланные коврами и … двери, двери, двери – за каждой из них таинство воспитания музыкой, живописью, стихами, танцами, песней и много чем ещё – и всё бесплатно и для любого желающего!!! Разве надо будет такому много класть – если только подложить чего более сложного, дополнить, расширить кругозор. А сейчас учат не бог весть чему, а то и вообще родители продадут корову, чтобы их дитяти купить продвинутый телефон – а иначе ребята в классе засмеют. И он будет гонять в нём зверей, чудовищ, сказочных персоналов, строить, стрелять, убивать – и привыкнет настолько, что перенесет это всё потом в жизнь, уже в действительность. А родителям – что? Не плачет недоросль – и ладно!

КТО КЛАДЕТ? Сложно ответить на этот вопрос, ох как сложно. Иногда твердят, твердят – и всё без толку. Цыгане поступают в таком случае проще: посылает отец сынишку за молоком – дает кринку и деньги и бьет вдогонку по спине кнутом. Мать плачет: - за что ты его так – он же молоко не пролил и кринку не разбил!? А отец отвечает: - Когда прольет – будет уже поздно! Вспоминается случай из своих ещё школьных лет – почти силком затащила меня пожилая цыганка за сараи, приговаривая: - Не нужны мне твои деньги – я тебе так погадаю. Уже не помню точно, что она там мне нагадала, но когда я очень сильно рассорился в последний день лета со своей девчонкой – мне так отчетливо вспомнились её слова предостережения: - В последний день лета не ходи на свидание со своей девушкой. Я могу легко насчитать больше десятка встреч, как длительных, так и порою, совсем мимолетных и случайных, с людьми, оказавшими на меня такое сильное впечатление, что я и по сей день считаю, что они мне были посланы свыше и вовсе не случайно оказались на моем жизненном пути. Одну из таких встреч, я и отразил в 1-й части своего рассказа «Геном» - в сцене футбольного поединка. Так что, глядя на эти образы, так счастливо и удачно повстречавшихся мне людей, мне и до сих пор, есть откуда «взять» нечто очень достойное и примерное для себя. Это, что касается случайных или знаменательных встреч. Но, следует сказать и про так называемый постоянный поиск достойного примера. Уже по прошествии многих времен и событий, зачастую приходит на ум мысль, что я всегда искал, и ищу по сей день, среди одноклассников, однокурсников, сослуживцев и коллег именно таких, которые, не столько имели то, чего не было у меня, сколько тех, которые обладали теми качествами, которых не было у меня, но которые меня приводили в тихий восторг, сравнимый , разве что, с любовью или нежностью. И что самое главное – всё это происходило, как бы, помимо моей воли и намеченной цели – просто душа и суть моя были настроены на эту волну и отдавались ей всецело и с доверчивой радостью.

КУДА КЛАДЕТ? Это нам доподлинно неизвестно – многие из нас и наличие души-то у человека признавать не желают. Не желают также признавать реинкарнации, потустороннего мира, перевоплощения, чудесного исцеления – хотя доводов и примеров – пруд пруди. Конечно, легче жить по упрощенной схеме: «Заработал – получи, здесь и сейчас!» Не думают и даже не хотят думать, что за их грехи придется рассчитываться их детям, и может даже не в одном поколении. Не особенно, также, задумываются и над тем, что и добрые их поступки и усилия – отразятся, как счастливые задатки и хороший старт для их потомков. Нет, я вовсе сейчас, не о том, что у полковника не могут стать сыновья генералами, потому что, у генералов – свои дети. И не потому, что дети наследуют, как считают многие, лишь материальные ценности родителей – они могут не оценить их по достоинству – здесь тоже может сработать тот извечный принцип: «На детях гениев природа отдыхает» - растратят всё, пустят по ветру, не желая жить ради всего этого – в отместку или поступая наперекор – по-своему! Когда же. Родители «кладут» не только в себя, но и в детей – разумное, доброе, вечное – то, что в их жизни тоже будет интересным и будет цениться – кто, же откажется быть уважаемым, быть потомственным специалистом-профессионалом. Интерес, ведь, тоже передаётся по наследству, тем более, подтвержденный добрым примером и усвоенными задатками.

КОГДА КЛАДЕТ? Это – вопрос вопросов.
- Предки кладут и более всего – непосредственно родители (шнурки – как их кличут дети). Напился « в стельку» перед первой брачной ночью, да потом ещё и побивать стал беременную супругу…. уже «задаток». Не разобрался или не разобралась толком – с кем жить надобно будет целую жизнь, да ещё и деток растить – опять не ощутят, что дети – это цветы и главная радость в жизни. «Звезды могут не сойтись» - это такая удачная отговорка, прежде всего, для себя. А на самом деле – не понял, не поверил, не проверил, поторопились… А на самом деле – неправильно проложили дальнейший свой путь на самом важном перекрестке своей жизни, который называется – «Брак». Может он и вправду, не зря так называется!? Раньше, без родительского благословения, да знакомства с родителями – ни-ни!
Ну, да это – присказка, вернее, почти основной сюжет, а некоторым и вовсе – эпилог. Очень опасаюсь, что всё решается ещё «ТАМ».

Ещё лет 10 назад я писал «под диктовку» главный роман своей жизни «Ангел Меф» - писал вдохновенно, иногда не успев даже поутру одеться и позавтракать – по страниц 10-15 за один присест. Жаль, что его почти не читают – оттого и выложил только 1-ю часть из 7 глав – все они о том, что «ТАМ» и посвящены именно тому, как душа человека готовится к новой жизни и что она уносит с собой «ОТТУДА» - что ей «кладут» в судьбу и дорогу и кого посылают «вдогонку». Остальные 3 части, посвященные уже этой новой жизни на земле,  скорее всего,  так и сгорят если не в печи, то в пыли. Я часто думаю – по этому поводу – ведь, кто-то и зачем-то, мне это «диктовал» - с какой целью. При этом я «не курил», «не ширялся», не пил, - словом был в полном здравии и в нормальном сознании. Можно по-разному относиться ко всему «потустороннему», отменить даже Олимпийские игры, утверждая, что никакого Олимпа не было и что все эти Боги и Богини – полнейшая выдумка древних греков и римлян – только станет ли нам от всего этого проще и легче жить с нашими современными Бэтменами, Покемонами, Человеками- Пауками, Киборгами и прочими «героями», вошедшими в жизнь юного поколения. Что привнесут они в свою жизнь из всего этого и что будет положено в их судьбы сейчас???


Рецензии
Ваш роман не читают, потому что это произведение о людях очень далекого будущего и для них. Этому роману, как драгоценному вину, настанет свой черед.

Дмитриев   28.12.2020 16:21     Заявить о нарушении
Жаль только, что бутылка эта будет заполнена вином лишь на четверть.
Может и этого будет достаточно - про скудную и порочную жизнь на земле
они узнают из других книг. Спасибо Вам, большое!!!

Анатолий Федосов   28.12.2020 18:40   Заявить о нарушении