Об умении читать

                ОБ УМЕНИИ ЧИТАТЬ

Стало общеизвестной истиной :  люди  перестали читать. Книгу постепенно вытесняет компьютер с его увлекательными, а порой и жестокими играми. Еду в троллейбусе и наблюдаю, как напротив меня мальчик лет пяти- шести старательно давит на кнопочки своего  многофункционального  мобильника, пытаясь достичь  одному ему  известную цель. Рядом стоит молодая, красивая мама и наблюдает за действиями  своего  ребенка. А ребенок нервничает, что-то у него не получается, мама не выдерживает и выхватывает  из рук мальчика злосчастный  аппарат. Знаете.   мне стало жаль ребенка.  Взрослые люди купили ему дорогую игрушку, видимо, думая, что совершают  благое дело. Как же , они - современные люди и хотят, чтобы их сын развивался в нужном направлении. Но стоит задуматься: что ребенку  пяти-шести лет важнее ? – этот  дорогой  аппарат или обычная книжка с картинками, по которой он учился бы читать. Этот вопрос может вызвать у некоторых родителей недоумение. Одно другому не  противоречит,    скажут они. Смартфон ( он же
 фотоаппарат, Интернет и видео)  и книжка – не враги, а союзники. Наверное, они будут правы. Но  почему-то сценка в троллейбусе  навела меня на мысль поговорить о значении чтения в наши дни,  так мало располагающие к чтению.
   Начну  с одного открытия, которое я сделала однажды  дома, стоя  у книжного стеллажа. Дело в том. что я имею привычку выхватывать с полки случайно попавшийся под руку  том и открывать его наугад. Если это  стихи, то   явившаяся взгляду строчка каждый раз оказывалась удивительно яркой и наполненной неожиданным смыслом.
Так родилось правило: со стихами нельзя обращаться по принуждению. Они открывают свои тайны не тогда, когда вы берете книгу, старательно углубляясь в чтение,  а в тот момент. когда вы не ставите перед собой никакой цели, а эдак небрежно выдергиваете с полки что  плохо лежит, листаете страницы и вдруг вас пронзает угаданная мысль или переживание – выстрелом в десятку . Так получилось со мной, когда я наткнулась на маленькую, изданную Детгизом  книжку  стихов Баратынского , в которой меня поразила  строчка  стихотворения:  «Мой дар убог и голос мой негромок..»
 Вот это да! Гениальный поэт столь низкого мнения о своем таланте, что  не нашел ничего лучшего, как назвать его «убогим». Почему меня задели эти стихи? Потому что я почувствовала в них созвучие собственным мыслям.
 Как  благородно и по-настоящему аристократично звучат эти слова по сравнению с хвастливыми высказываниями некоторых  «звезд», именующих  свою макулатуру  «творчеством» Истинный поэт всегда недоволен собой и поэтому принижает свой дар, не приносящий ему желаемого  результата. Поэзия – это стремление к совершенству, а не самодовольное желание достичь громкой славы..
 А на другой день пришел ко мне внук Дима. Ему  шестнадцать лет, он мечтает стать предпринимателем и посещает экономические курсы. Ладно, дело хорошее. Но мне не нравится, что он мало читает  и равнодушен к поэзии. Конечно, я заговорила с ним на эту тему и стала совать ему в руки томик  Баратынского.
- Прочти,- говорила я ему.- Мне будет интересно твое мнение.
-Книжку не возьму,- ответил внук .-Все есть в Интернете.
-Но это же совсем не то!- возразила я. – все равно. что  « фанера»  по сравнению с живым  звуком.
Внук вытащил из кармана мобильник и , держа его перед собой. произнес:- Баратынский «Мой дар убог и голос мой негромок.»
Через несколько секунд на маленьком  экране появился текст стихотворения.
 Я не верила своим глазам. –Как это у тебя получилось?
-Гугл,- ответил внук.- Отвечает на все вопросы
 Я, конечно. слышала об этом Гугле И все же это казалось невероятным:- извлечь из огромного запаса литературных произведений искомые строчки одним нажатием  на кнопку маленького телефонного аппарата Разве это не превращение  сказочного  Джина из бутылки в реальность ?
-Потрясающе!- выдохнула я, уставившись глазами в черные строчки на маленьком зеркальце экрана.  И пустилась в рассуждения о смысле поэтических строк.
-Из глубины веков поэт протягивает  руку тебе, современнику ХХ1 века, в надежде, что  найдет в тебе друга
-А если без пафоса?- прервал меня внук. -Конкретно, из какой глубины дошло  до меня  сие послание?
-Там указано:  1828  год.
-Надо же…-покачал головой внук - В таком случае я должен пожать благородную руку поэта. Ему было бы приятно.  Надеюсь. А книгу не возьму, тут  все есть.
И с этими словами внук убрал в карман чудо  науки и техники ХХ1 века.
 Когда он ушел, я подумала,  что сама бы ни за что не стала бы читать стихи, добытые для меня таинственным  Джином  Это все равно, что  довольствоваться жижей из кубика Галины Бланка вместо полноценного мясного бульона.
Никто меня не убедит в том, что чудодейственный  Гугл  способен заменить удовольствие, доставляемое чтением бумажной книги. Удобство и скорость  добываемой информации не компенсируют общения с  рукотворным  произведением, волшебным образом влияющим на наше сознание, - без этого диалога невозможно глубинное постижение духовных богатств отечественной и мировой культуры. Думаю, что  электронное чтение представляет опасность и для самого русского языка. Он перестает быть многообразным, подчиняясь быстроте мелькающих знаков, новейшая техника выхолащивает его, отбрасывает как ненужное, образность и красоту стиля, сводит к стандарту.  Электронная магия, охватившая миллионы людей, не обошла стороной и чиновников системы образования. К чему изучать в средней школе русский язык? – задался вопросом   один из них, Компьютер и запятые расставит, и ошибки исправит. Останется только на кнопки давить. И не волнует чиновника, что дети ( да и взрослые) разучились правильно говорить и писать по-русски., а уж  о любви к чтению  вспоминают разве что в тех семьях, где книга считается  предметом,
равнозначным хлебу насущному.
 
 И поэтому продолжим тему. Был у меня ученик, который возомнил, что хочет стать писателем. Он принес мне стихотворение о кошке: « ее глаза – зеленый мир, глядящий в пустоту». И еще про одуванчики, которые седеют за три дня, как жаль. Потом он принес томик стихотворений Пастернака и просил объяснить непонятные строчки:
                Ты в ветре, веткой пробующем.
                Не  время  ль птицам петь,
                Намокшая воробушком
                Сиреневая ветвь!

-Тут ничего не понятно,- говорил Кирилл – Ветер, ветки, путаница какая-то.
-А по-моему эти стихи  пахнут дождем  и сиренью, и понимать ничего не надо.
-А я хочу,- возразил Кирилл.- Почему ветер с помощью ветки хочет понять  , не пора ли птицам начать петь
-Наверное, еще не рассвело,- предположила я.
-А может этот ветер проверяет ветку на прочность? Удержит она птиц или нет..
-Может и так,- согласилась я.- И все же логически этого не объяснить. Четыре строчки,  сумбур звуков, а в них сочетание музыки  и  живописи. Становится зябко от ощущения ранней прохлады после дождя.
 К сожалению, наши занятия привели к нежелательному результату. Осознав недостижимость искусства поэзии, Кирилл бросил свои детские стихи и пошел как в том анекдоте в кулинарный техникум. Из него получился великолепный повар, чье ремесло сродни настоящему творчеству.


Рецензии
Замечательная миниатюра!
Как верно выхватили Вы строчку: «Мой дар убог и голос мой негромок..» Она - к лицу лишь совестливым поэтам.
И всё же - повар... И всё же, всё же, всё же...
Всего доброго Вам, Людмила! Здоровья!
С теплом,


Виорэль Ломов   10.09.2022 09:50     Заявить о нарушении