Яшка

               


                Яшка   

      Весна, девятое мая, в синем небе пушистые облака,  словно дымный след от салюта.  В центре села, на площади,  закончилось торжественное собрание, по случаю  празднования  Дня Победы.  Люди с цветами,  группами, неторопливо расходились по своим улицам,  кто возвращался домой, к праздничному  столу,  кто направлялся в колхозный сад, где была установлена сцена для концерта и расставлены торговые палатки.
     Мальчишки, с взъерошенными и выгоревшими на солнце вихрами,  чувствуя необычную атмосферу происходящего,  бегали  рядом с взрослыми,  вертясь у них под ногами. Среди детей особенно выделялся девятилетний,  рыжеволосый и конопатый  Яшка.  Наверно поэтому, один из ветеранов  надел на его огненную шевелюру армейскую  фуражку.  Большая, зелёная с кокардой и грубым, чёрным пластмассовым козырьком  она  крутилась на Яшкиной голове. Но снять и вернуть фуражку он не решался, боясь обидеть фронтовика.  Ветеран  этот, дядя Саша,  невысокий,  тощий  мужик  с седой  бородой,  и тихим голосом, в селе у него было прозвище   Капитан. Он или пришел с войны в звании капитана или так его прозвали за его фронтовые рассказы, в которых он именовал себя не иначе как капитан.  Доподлинно, воинское звание дяди Саши, местной детворе  было неизвестно. 
     Капитан и ещё двое его приятелей  ветеранов шли к тополям у старой мельницы  на берегу реки, которая пересекала село как раз посередине. Они устроились в тени деревьев,  разложив перед собой на газете, прихваченную с собой нехитрую еду и продолжили,  своей небольшой  компанией,  праздновать день славы и гордости нашего народа.
    Так как, на Яшке была военная фуражка дяди Саши, то он был вынужден считать себя участником компании фронтовиков, а друзья не оставляли его.  Мальчишки какое-то время сидели и слушали  разговоры ветеранов.  Когда  те вспоминать и рассказывать о войне закончили и начали спорить о чём-то между собой, Яшка снял со своей головы фуражку, и с друзьями  спустился к реке.
     Весна тогда была ранняя и, хотя стоял май,  вода в реке  на отмели  прогревалась  и  была уже тёплая.  Ребята решили искупаться, и пока они  играли и барахтались в воде, времени прошло  много. Вернувшись к тополям, где сидели ветераны, Капитана и его товарищей там уже  не было, ушли. На том месте, где они трапезничали,  осталась лишь газета,  а рядом на траве валялась  медаль. Она лежала, сложившись так, что на металлическом  диске с изображением танка  читалась надпись  «За отвагу». Такую медаль Яшка видел на груди у дяди Саши: «Должно быть, её потерял Капитан », – догадался он,  и положил медаль  в карман.
      Село гуляло, из редкого дома  не слышались песни и звуки гармошки. Тогда, в 1965 году День Победы вновь стал нерабочим и отмечался  широко, столы накрывали прямо на улице перед скамейкой у ворот, тут же бегали и дети, лишь ближе к вечеру,  друзья разошлись по домам.  Оставшись один, Яшка вспомнил о найденной медали и решил отнести её дяде Саше.  Где он жил, Яшке было известно. Бывало с наступлением устойчивых холодов, когда забивали свиней, Капитан, по приглашению хозяев,  ходил по дворам  и коптил сало.  У него для этой цели было изготовлено специальное оборудование, сетки из металлической  проволоки, которые он размещал в русской печи.  Секрет копчения, дяди Саши заключался не в этих сетках, а в щепе, дровах из особых лиственных пород дерева о которых, якобы  ведомо было только ему. Как-то зимой, коптить сало он приходил и к родителям Яшки. После того, как Капитан закончил коптить, Яшка помогал  ему донести эти самые сетки.  Его дом находился на краю села, через мост над притоком реки.
      Открыв ворота,  Яшка зашел к нему во двор, дядя Саша  сидел на крыльце и рассеянно смотрел перед собой. Из дома доносилась ругань  жены.
      Жена Капитана, тётя Маша была с характером  и очень сварливая баба, любила  ворчать на мужа  по любому поводу и совсем без повода.  Капитан же напротив всегда выражал спокойствие, пропуская мимо ушей все Марьины стенания не выявляя эмоций.
     Вот и сейчас жена что-то громко выкрикивала ему из кухни, а он с мягкой и безнадёжной улыбкой молчал, не ввязываясь с ней  ни в какую дискуссию.
     – Господи за что мне такое?–  громко взывала она к кому-то из окна. – Почему?  Хочу я знать!.. Скажите мне, пожалуйста?!  Ей никто не отвечал и она снова о чём-то спрашивала.
      Лицо дяди Саши выражало растерянность, он тяжело вздыхал, но терпел, слов  никаких в ответ не произносил. Видать, обвинение застало его  врасплох, и теперь он, безмолвно, сносил критику  в свой адрес.  Яшка протянул  Капитану  находку:
   – Дядя Саша, это ваша медаль?   Какое-то время Капитан,  молча,  смотрел на медаль в детской ладони, словно видел что-то необыкновенное.  Потом его сухие костлявые руки  подхватили  мальчика, и посадили рядом на крыльцо.
   – Моя, сынок, моя! –  обняв, он прижал Яшку к себе.
  – Мать! – крикнул Капитан обернувшись. – Нашлась награда!  Его жена выглянула в открытое окно и увидела в руках мужа пропавшую медаль, причину их ссоры.
  – Сидит он, словно блаженный!  Не разгляжу,  мальчик-то,  чей будет?  Спасибо хоть скажи!  Главное, потерял медаль и сидит, будто ему всё равно!  Где  шатался?!   Дома стол  накрыт был...  Носит его! – и, она продолжала выкрикивать из кухни всё новые и новые обвинения.
     Выйдя за ворота и, удаляясь  по улице от дома дяди Саши, оставляя за собой поднявшуюся  желтую пыль, которую лёгкий ветерок относил к забору на обочине, Яшка ещё какое-то время  слышал, как  ругалась Капитанша.

 
 Октябрь  2020г.   


Рецензии
Хороший рассказ.
Спасибо.
С уважением,

Михаил Ивченко 2   24.06.2021 19:06     Заявить о нарушении
Михаил, спасибо! Ваши добрые слова, надеюсь , относятся , и к тому времени.

Николай Кудин   24.06.2021 22:38   Заявить о нарушении