Гл. Врач не решилась взять на себя ответственность

Врач не решилась взять на себя ответственность

Заканчивался декабрь. Пришло время годовых отчетов. Мы в группе надежности справлялись вдвоем. На нас с Владимиром Борисовичем Груздовым было возложено все спичечное оборудование. Группа являлась мозгом всего спичечного оснащения. На все детали мы заводили карточки и прослеживали продолжительность эксплуатации на каждом станке. Моей задачей было регулярно подсчитывать экономический эффект изготовленной детали на предприятии. Одновременно выяснить ее срок эксплуатации и на какой спичечной фабрике выгодней заказывать износившуюся деталь.
Однажды во вторник, сразу после обеденного перерыва, у меня резко ухудшилось состояние здоровья, появилась тошнота, лицо побледнело. Начальник группы заметил, что со мной происходит что-то неладное:
– Сергей, у тебя остался один отгул, используй его сегодня. Обратись в поликлинику.
Я прислушался к его совету. Оформил отгул на полдня и ушел с работы. На улице стояла морозная декабрьская погода, валил пушистый снег. Минут пять пришлось простоять на остановке и дожидаться троллейбуса, чтобы доехать до четвертой городской поликлиники. Обратился в регистратуру, чтобы записаться к своему участковому врачу.
– Афанасьева сегодня не принимает. Приходите завтра.
К счастью, на мою болезненную внешность обратила внимание рядом стоящая медицинская сестра и направила в кабинет первичной медицинской помощи. Медик средних лет предложила снять пиджак и засучить рукав на правой руке, чтобы измерить тонометром давление. Я выполнил ее требование. После проведенного исследования медсестра вопросительным тоном задала вопрос:
– У вас раньше повышалось когда-нибудь давление?
– Никогда.
– Когда пойдете на прием к терапевту, пусть он обязательно проверит еще раз давление. Мой прибор показывает, что у вас оно повышенное.
Потом заставила измерить температуру. Не знаю, сколько времени я сидел и держал под мышкой градусник. Когда вынул его, то машинально протянул медсестре.
– У вас повышенная температура – 37,5 градусов. Обратитесь в регистратуру за талончиком и предъявите данные первичного обследования, чтобы без волокиты записали к любому врачу, – сказал человек в белом халате и написал на маленьком клочке бумаги свое заключение.
Меня, наконец, записали на прием к терапевту. Пациентов к специалисту, к которому выдали талончик, в тот момент практически никого не было, впереди меня находился только один человек.
Я зашел в кабинет. Передо мной за столом сидела в высоком белом колпаке врач лет двадцати восьми. Из-под белоснежного медицинского головного убора выглядывали светлые густые волосы. Я протянул ей заключение предыдущего специалиста с талончиком на прием и медицинскую карточку. Прежде чем заняться непосредственно моим здоровьем, она бегло, но внимательно проглядела прежние записи. Затем проговорила: 
– Раздевайся до пояса.
Я снял пиджак, жилет и рубашку без особых усилий. Майка оказалась тесноватой, и врач помог с ней справиться. Внимательно осмотрев меня, предложила измерить давление. Проверив три раза достоверность измеренного артериального давления, она обратилась ко мне:
– У тебя давление 150/90 мм ртутного столба. Раньше оно когда-нибудь повышалось?
– За двадцать четыре года никогда не было такого высокого давления. Оно часто бывает ниже нормы, – удивленно ответил я.
– Это бывает у человека при виде медицинского белого халата. Пульс в норме, – сказала мне терапевт.
Потом она быстро что-то записала и попросила меня встать. Взяла фонендоскоп и стала прослушивать, как работает сердце и легкие. В кабинете воцарилась полная тишина.
– Повернитесь ко мне спиной. Я должна прослушать легкие, – обратилась ко мне доктор.
Время от времени я по просьбе врача делал глубокий вдох и выдох. Иногда она просила:
– Дыши. Глубже дыши. Не дыши.
Проделав эту процедуру, вежливо предложила:
– Прошу присесть на стул. У тебя простуда, – сказала мне терапевт.
И снова стала делать какие-то записи в медицинской карточке. Исписав целую страницу непонятным почерком, и еще раз перелистав заключения своих предшественников, она подняла голову и задала вопрос:
– Когда примерно первый раз появились боли в животе, часто они беспокоят и как протекают?
– Начиная с шестого класса, у меня периодически происходят сильные болезненные схватки. В школьные годы только единственный раз приходил из детской поликлиники хирург. Когда он проводил в классе медосмотр, я промолчал, что меня беспокоят боли в животе, так как постеснялся полностью раздеться перед одноклассниками. А он, в свою очередь, формально отнесся ко мне, не предложив произвести никакого медицинского обследования. Хотя в школе медсестра знала, что я часто пропускал занятия из-за сильных приступов. В студенческие годы дважды или трижды меня увозили на «скорой помощи» в хирургическое отделение больницы с подозрением на острый аппендицит. Продержат врачи от трех до семи дней в отделении и выписывают с различным диагнозом, но только не аппендицит. Боль всегда начинается в области пупочного кольца и дальше спускается вправо в самый низ живота. Во время приступа регулярно тошнит, но заключения ставят разные. Кто-то гастрит, а другие – спазмы, – поведал я терапевту.
Врач внимательно выслушала мою жалобу на самочувствие и предложила провести необходимый медицинский осмотр.
– Открой рот и высуни язык, – попросила меня доктор.
Я выполнил ее требования. По лицу специалиста можно было определить, что у нее возникли какие-то сомнения относительно поставленного ранее диагноза.
– Язык обложен. Давай я посмотрю тебя полностью: спастику, позвоночник, нижние конечности и живот. Мне интересно посмотреть в каком физическом состоянии находится твое основное заболевание и узнать, от чего бывают сильные болевые схватки в животе. Также необходимо выяснить, нет ли каких-либо других симптомов заболеваний брюшной полости, которые могут провоцировать приступы. Это может быть и гастрит, и колит, и спазмы, и аппендицит, и грыжа пупочная или паховая. Прошу полностью раздеться.
В стоячем положении врач какое-то время прощупывала у меня плечевой пояс, потом каждый позвонок.
– У тебя имеется искривление в грудном отделе позвоночника. Мне нужно теперь посмотреть твои ноги, живот и паховую область. Прошу лечь спиной на кушетку.
Я принял на медицинской кушетке горизонтальное положение на спине с вытянутыми руками вдоль туловища. Врач присела на стуле к кушетке.
Молодой специалист приступил к осмотру. Она смотрела в сгибателях мои руки и ноги. По коленке и в разгибателях рук постукивала медицинским молоточком. На стол положила молоточек и продолжила медицинский осмотр. Свои молодые нежные руки наложила на мой живот, медленно надавливала на отдельные его участки. Начала мять, где расположены желудок и печень. Постепенно переложила руки на пупочную область и глубоко стала прощупывать. Незаметно перевела мягкие пальцы на левую сторону чрево. В этом месте сделала несколько движений пальпации. Виртуозно вернулась в исходное положение и медленно спустилась двумя руками одновременно в самый низ в правую сторону, где расположен  отросток слепой кишки. Я тут от резкой жгучей боли вскрикнул.
– Терпи. Я должна поставить окончательный диагноз. Прошу немного приподнять выпрямленную правую ногу.
Я выполнил просьбу терапевта, которая еще сильнее надавила двумя руками. Боль была нестерпимая. Из глаз посыпались искры. Она еще два-три раза надавила, боли сохранились прежние. Потом обследовала паховую область.
– Я сейчас выйду за хирургом, чтобы он тебя посмотрел и поставил окончательный диагноз. Пупочной и паховой грыжи я не обнаружила, возможно, это аппендикулярный инфильтрат, есть вероятность, что в аппендиксе маленькие острые камешки, которые образовались в результате запоров. Поэтому появляются сильные боли, вздутие живота и тошнота.
Минуты через три врач вернулась.
– Очень сожалею, что не застала хирурга, – с досадой сказала участковый терапевт. – Он только что ушел с работы. Можешь одеваться. Я подозреваю, что у тебя хронический аппендицит, но направления в больницу на операцию без консультации хирурга выдать не имею права. Если боли не пройдут, то вызови скорую помощь или завтра запишись на прием к хирургу.
Я оделся и уже собирался уйти из медицинского кабинета в раздевалку за верхней одеждой. Врач меня остановила и сказала:
– В связи с тем что у тебя повышенное артериальное давление, следуй за мной в процедурную.
Я стал было отнекиваться, что не стоит на этом заострять внимание и беспокоиться, однако терапевт твердо стояла на своем. Мне пришлось последовать за ней. В присутствии врача в процедурной медсестра сделала мне укол от повышенного давления.
Острая боль в животе в течение суток стихла. До нового 1985 года оставалось несколько дней. Это самый веселый семейный праздник, и я надеялся, что все благополучно обойдется.


Рецензии