Мысли... ч252

Не надо остерегаться, опасаться и ругать человека, задающего вопрос: «Зачем мне эта ваша философия?!».
Ну, не исключено, что в части «эта» и «ваша» он и на 100% прав. Тут вам, – оперативно, – к зеркалу.  Всматриваться…
Но, задавая вопрос «зачем мне философия» – возможно, уже небезразличен, заинтересован, имеет, – возможно, пока еще неосознанную, – потребность… в философии. Ответ – за вами.
***
– А шо это там за визг поросячий стоит?
– Та, то общечеловеков (демократов и либералов по профессии) вновь пытаются людьми сделать…
***
Странный он какой-то: его всё время уличают в порядочности, а он верит…
***
Полноценно глядеть на современность можно лишь оглядываясь на прошлое и заглядывая в будущее.
Аминь.
Р.S. А не: широко закрытыми глазами.
***
Творчество, классика – нетленка. Продуцирование  нетленки. Освоение нетленки.
Свитие – продуцирование тлена, редуцирование нетленки к растленке, растление всех и вся.
***
Пророчество состоявшееся – это сбывшийся прогноз, форсайт, предвидение. Верное.
***
Форсайт – это многословный прогноз.
***
«Число граждан США,  умерших от новой короновирусной инфекции, превысило военные потери страны во Второй  мировой, пишут американские СМИ.
Согласно данным университета Джонса Хопкинса, с начала пандемии в США от коронавируса скончались уже более 292 000 (двухсот девяноста двух тысяч) человек.
По подсчетам министерства по делам ветеранов США, во Второй мировой войне, в которую страна вступила в декабре 1941 года, были убиты 291 557 военнослужащих» /«Медуза», 11.12.20/.
К вопросу об уровне развития медицины, об уровне развития здравоохранения, их, – этих уровней, – соотношениям и  к многочисленным вопросам прочим…
***
«Невидимая рука рынка» тщилась загнать мир в свитие, в предысторию еtc. Долго тщилась, целых 30 лет.
Невидимая нога исторической необходимости дала пенделя тщательно тщившейся тщете…Очередного.
Тем, кто не знает, что это такое: историческая необходимость. 
***
Думали: «прорабы перестройки».
Оказались: рабы свития…
***
«Опираясь на идеи Николая Кузанского, Карсавин конструирует всеединство как бесконечную иерархию всеединств, где каждый последующий элемент стяженно включает в себя предыдущие» /Г. Я. Миненков, статья о Льве Платоновиче Карсавине в энциклопедии «История философии». – М., 2002, стр. 445/.
…Какая прелесть: «стяженно включает в себя предыдущие». Видимо, Николай Кузанский вдохновил Г.В.Ф. Гегеля на его «снятие». Стоит отследить траекторию сюжета…  Дерзайте, молодые.
***
К слову, именно Лев Платонович Карсавин первым, – первым, – ввел в философское обращение категорию «свитие». Сам я не встречал, ввиду весьма «шапочного» знакомства  с первоисточником, но ссылаюсь на вполне авторитетного для меня исследователя: Алексея Валерьевича Босенко.
...А эта категория – дорогого стоит в научной философии!
***
Человек реальный появляется (начинается) в момент, когда у него появляется время, свободное от физиологической жизнедеятельности (источник: использование огня для термической обработки пищи); человек действительный появляется (начинается) в момент появления свободного времени как времени творчества.
***
«Блудные сыны и дщери интернета» /Прочитанное/.
Зы. Интернет, как и всё, – без изъятия наималейшего, – прочее в культуре, разумеется, подпадает под действие принципа культурной амбивалентности. На минуточку.
***
Стратегия предполагает доктрину; тактика – программу; оперативный уровень (текущие дела) – план. Дальше – чувственная составляющая и практики.
Это – в целом верная калька с диалектики всеобщего, общего и единичного. Калька в ее, т.с., канцелярской проекции. Это – алгоритм оптимальной организации культуры во всех ее формах, видах, содержании и проявлении. Всех без изъятия.
Ну, и как здесь (уж  не говоря о диалектической культуре, – можно и верно, да скверно, – о добротном философском (диалектико-материалистическом) образовании, уж не говоря: хотя-бы без начальной философской грамотности обойтись?
Жизнь показывает, что можно. «Бо мона»…
Жизнь?!!
***
Дивное слово: «взыскание». Значения:
– «взыскать за нерадение». Сиречь: наказать.
–  «взыскать милостью своею». Сиречь: поощрить.
Диалектика «в чистом виде».
***
«Люди холопского звания
Сущие псы иногда.
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа» /Н.А. Некрасов/.
Аминь.
***
Еще раз к вопросу о понятии «взыскание».
«П.Я. Чаадаев стал известным задолго до написания «Философических писем».
Кампанию 1812 – 1814 гг. Петр Чаадаев провел в составе Ахтырского гусарского полка, с которым дошел до Парижа; по возвращении войска в Россию он был щедро взыскан милостями судьбы и начальства. В 1817 г, двадцати трех лет, Чаадаев назначен адьютантом командира гвардейского корпуса, и около этого времени, по свидетельству Е.Н. Орловой (дочери Н.Н. Раевского-старшего и жены М.Ф. Орлова), он является «неоспоримо ‹…› и без всякого сравнения самым видным ‹…›  и самым блистательным из всех молодых людей в Петербурге». Дело заключалось не просто в том, что Чаадаев был человеком высокообразованным, с отличными манерами, и вдобавок возвел «искусство одеваться ‹…› почти на степень исторического значения», но в столь органичном сочетании указанных черт, которое усиливало каждую из них и резко укрупняло масштаб всей личности, в какой бы ипостаси она ни представала. Именно эта продуманность, подчеркнутая «выстроенность» его светского облика позволили Пушкину дать  сверхлаконичный штрих к портрету столичного денди 1819 г.: «Второй Чадаев, мой Евгений…» /О Чаадаеве и его философии истории, В.А.             Мильчина, А.Л. Осповат/.
***
В условиях СОVID – 19 страны начинают жить «по гамбургскому счету». Во многих отношениях. И, в  первую очередь, по субстанциальному основанию: «что произведешь, то и потребишь». Ну, а дальше уже: непопулярные подробности…
***
Демы, либы, сислибы, общечеловеки…
На поверку: шпанюки.
***
– « В любви каждый получает  равно столько, сколько отдает» (М. Дрюон)
В латинском и в немецком слово (вокабула) «любовь» и «свобода» звучат и пишутся практически одинаково.
Свобода – это не «от». Это – «для» (см. Б. Спиноза: «человек тем свободнее, чем большим количеством детерминаций он определяется» (!!!).
Латинское amor (любовь) – это отрицание смерти (Mors).
Не любящий = мертвый (Mortuo)
***
Оранжерею, в которой расцвели буйно предательство, коррупция, наркомания, проституция, торговля краденым, хитрож-ть, аморализм, эстетическое одичание, полное небрежение наукой и образованием еtc., еtc., еtc., надо было срочно закрывать «на переучет». Вот СОVID – 19  и закрыл ее. На карантин и переучет.
***
«Устои старого мира в глазах общества уже десакрализованы, а это – исторический приговор. И он будет приведен в исполнение. А как он реализуется, мы можем наблюдать по тому, что происходит с Америкой, которую превращают в «черную дыру» для себя и остального мира» /Андрей Ставицкий, Мир и США в эпоху Великих Перемен: предапокалиптическое состояние усиливается/.
***
Нельзя так долго жить не по средствам, нельзя непрерывно и беспардонно брать у будущего и у других взаймы (не собираясь отдавать, сиречь: возвращать) долг, нельзя жить за счет перманентной эмиссии нацвалюты, ибо это – модус банкротства. / Парафраз прочитанного/.   
***
Сколько ж их там уместилось: этих «местных классиков», на облучке мировой философии! Если вести отсчет со средины XIX столетия. С момента конституирования философии в статусе научной. Это ж Боже ж ты мой! И имитируют, имитируют, имитируют… Превращенка… Следует заметить, что градус энтузиазма резко пошел вниз. Как и всё остальное.
Ну, и что делать приживалам?!
***
– Что такое « дотка»?
– Игра такая компьютерная. Ну, как в «морской бой», только малехо посложнее будет. И, да: в основном на денюжку вполне себе половозрелые мальчики (и, наверное, девочки) «рубятся»…
  … А жизнь проходит...
***
«Америка вернулась  и вновь готова руководить миром»                / Джозеф Байден, 29.11.20г./
      Ну…  В смысле: ага… Или: угу?..
***
01.12.20г. Структура экономики.
Китай: промышленность – 41 %; с/х – 7, 9%; стр-во – 7%;  торг., сфера услуг – 44%.
Россия: – 30%; 4,2%;  7%;  57%.
США: – 15%; 2%; 7%; 75%.
No кomment.
***
Якщо стадо (отара) змінює напрямок руху на 180;, остання вівця стає лідером руху…  Ну, в сенсі: баран.
Якось так…
Р.S. Флотские знают : есть такая команда в ВМФ: « Все вдруг!»…
***
Была «челночная дипломатия». Выработала специальную «навигацию» и: родила «челночную экономику». Мешочничество.
Как причину и результат «экономики ликвидной». Сиречь – отечественной.
…«Челн» и «челноки» разбиты о скалы тупости, подлости, жадности и алчности собственной. Эра «мореплавания» в штормах предыстории окончена. Здравствуй, новая эра! «Без штанов». «Без ветрил». «Без царя в голове». Ets.
***
СОVID – 19.
Це – менш за все: медичний факт.
Планета Земля (як цивілізація) зупинена і поставлена на переоблік. Амінь.
СОVID – 19.
Это – меньше всего: медицинский факт.
Планета Земля (как цивилизация) остановлена и поставлена на переучет. Аминь.
Глобализация – на паузе. Культурная амбивалентность – в действии…
***
…Личина есть форма превращенная лица. Аминь.
***
Модуси діяльності (способу поставання культури): витвір (статична, продуктивна, результуюча) складова творчості; потвора (статична, продуктивна, результуюча) складова звиття. Амінь.
***
Манипулирование – прикладной тип социального воздействия.
***
В реальності (соціальній, культурній) сутність людини є «сукупність всіх суспільних відносин».
В дійсності сутність і суть (існування) людини співпадають і складають «еnsemble» (фр.) – ансамбль суспільних відносин /Спроба творчого парафразу 6-ї тези К.Маркса про Фейербаха/.
***
Кто есть субьект (продуцент, разносчик и потребитель) превращенных, – сознательно, намеренно ущербных, порочных, неполноценных, – форм ума?
Правильно: недоумок. Либо (опытный, матерый, со стажем недоумок) – межеумок.  Вестимо, есть подобные субьекты единичные, а есть: общие. Не бывает – всеобщего. И это – единственный шанс. На спасение. И – на жизнь достойную.
***
Плохо, когда «машина победила человека» ( Максимиллиан Волошин).
Значительно хуже, когда  скотина победила человека. Ибо, подозреваю, – даже не подозреваю, но уверен, – что оскотинелый/оскотиневший, что озверелый/озверевший (бывший) человек – значительно хуже зверя. Очевидно хуже.
***
…Впору издавать газету (на крайний случай – боевой листок) под названим: «На краже Родины!».
***
Коли насильник і жертва міняються місцями, на рівні сутності … нічого, – нічогісінько, – не змінюється.
…До питання про співпадіння класового та загальнолюдського. Відповідь, – адекватна, істинна, сутнісна, – ще й донині є таємницею, – за безліччю замків якщо не для всіх, то для  абсолютної безлічі тих, хто цілком щиро шукає її. Хай щастить.
***
«Социально - дистанцированные», т.е. атомизированные. Модус dividе et impera.
***
Народ общается.
VIPляк тусуется.
***
Дерзость – форма превращенная дерзновения и дерзания.
***
Творчество – это деланье с любовью;
– слова «любовь» и «свобода»… одного корня: die  Liebe;  liberte…;
– в любви каждый получает ровно столько, сколько отдает (Морис Дрюон);
– «дай»  ; «на»;
– начало общности, а затем общественности, а затем – обобществленности;
– «дай» – энергический мотиватор потребности; «на» – энергический мотиватор способности;
– экономика как потребляющее производство и производящее (воспроизводящее) потребление;
– потребность – социализированная, окультуренная нужда;
– потребность как экстериоризация «хочу»;
– способность как экстериоризация «должен»;
– гармонизированное «хочу» и «должен» есть «могу»;
– мера могущества = мере гармонизации «хочу» и «должен».
***
«Он был такой талантливый, такой умный, такой кисонька…
Он был столп экономической науки.
Но не обеспокоился, – написав десятки диссертаций для чужих людей, – защитой собственной: ни докторской, ни кандидатской».
Очень недословный (но суть не искажена) пересказ стенаний одного здравствующего (и вполне себе нотариально заверенного и диссертацией кандидатской, и диссертацией  докторской) экономиста об «экономическом светоче», почившем в Бозе… По-моему, более чем двусмысленные сожаления…
А что, писать (десятками) чужим людям кандидатские диссертации – это нынче – доблесть? Или все же: модус фальшивомонетничества?! И чем, – в лучшую сторону, – отличается тот, кто изготовил  фальшивую купюру от того, кто ею рассчитался с кассиром ?!!
…О tempora, о mores!
***
Хреново, когда знак (символ, мысль еtс.) без референта. Но едва ли лучше – референт без смысла.
Ну, вдумайтесь в «мульку»: вещизм!
***
«Частный лес, колодец частный.
Поле частное, забор.
И народ вокруг несчастный –
Всё скупил законный вор» /Прочитанное/.
***
Расхожая дефиниция «Единство производительных сил и производственных отношений есть способ материального производства» …принципиально неверна. Есть не «способ материального производства», но «способ экономической жизни». Есть адекватный теоретический аналог реально (и действительно) осуществляемой экономической жизни каждого, многих и всех, которая представляет собой осуществляющееся диалектическое противоречие производства, обмена, распределения (обращения) и потребления производимого результата (продукта). К слову, излишне здесь и слово (предикат) «материальное». Любое, – любое, – производство, обращение, потребление всегда и непременно включают в себя и материальную, и духовную и чувственную составляющую. Всегда и непременно. Варьироваться могут лишь соотношения и пропорции, последовательность и мера etc. этих составляющих.
…Именно поэтому как минимум в следующей редакции  должна выражаться давно уже ставшая хрестоматийной дефиниция о «способе производства как единстве производительных сил и производственных отношений»: «Исторически конкретный тип диалектического единства производительных сил и производственных отношений есть способ экономической жизни каждого, многих и всех». Аминь.
***
Люди вступают (и находятся в них) не в «производственные отношения», но в отношения экономические. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ.
Своим - иным - себя производства есть потребление. А эти диалектические «полюса» осуществляющегося противоречия опосредованы ещё кучей необходимых моментов: обменом, торговлей, распределением (обращением) etc.
***
Брать легче, чем отдавать; вызвать к жизни «хочу» (потребность) значительно легче, нежели «должен» (способность). А уж гармонизировать их в синтезе, в творчестве (творческом могуществе), в «могу» – это сверхзадача.
 «Хочу», «дай», «нужно» – это генетический, природный по возникновению и происхожденно (генезису) приоритет живого (животного) существа.
***
Стайность, стадность, – как протообщность, – очевидно, содержит в себе протоформы «должен» (инстинктивных стадных, стайных действий), но в существенно менее развитой форме, нежели инстинкт «хочу», «дай», нужды и действий по его удовлетворению.
***
Т.н. социальное дистанцирование может иметь два основания: «не могу» и «не хочу/хочу».
Это может быть вынужденной мерой по ограничению коммуникации (контакта, общения между эмпирическими индивидами) и декоммуникации как осуществления вполне себе намеренного (злонамеренного) действия, имеющего своей целью (в качестве модуса десоциализации) деколлективизацию, деперсонификацию etc. Проще говоря, модуса старого  как мир императива «divide et impera».
Здесь те же различия, те же основания, что и между заблуждением и ложью. В составе неистины. Знанием (и познанием) донаучным и антинаучным. В составе знания и познания научного. Еtc.
***
«Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпел» /Ф.И. Тютчев/.
***
05.12.20 р.
СОVID – 19
У світі
Хворих    –   65 898 720
Одужало  –   42 351 315
Померло   – 1 518 655
***
05.12.20 р.
СОVID – 19
В Україні
Хворих  – 801 716
Одужало  – 412 533
Померло – 13 421
***
«Флагман» – «серый кардинал» – «кошелек» – «инструмент» – «шнурок неглаженный»…
Инволюция предысторических фриков…
***
Что-то зачастили в последние десятилетия «социальные революции». И у нас, и около. Можно сказать: почти во всех (ключевое слово: «почти») странах, имеющих место быть на шарике земном… Пора начинать осмысливать сей феномен дивный: «социальная революция». А что в ней главное? Как говаривал один киногерой: «людЯ». Ну, с них, с «действующих лиц и исполнителей» и начнем.
Условно этот контингент можно разделить на три очень неравные по численности группы. Первая, самая немногочисленная, –  профессиональная контра, – «посвященные». Вторая, среднечисленная, которую всегда можно рекрутировать, устроив «чес» в студенческих «общагах» и т. п. местах устойчивого скопления не больно отягощенного жизненным опытом, честью, совестью, вкусом а тем более:  способностью адекватно, истинно, – научно  безупречно, – постигать развитие общества, «пипла». Эти, за 50 грн. за один световой день (в декабре) добросовестно отстоят, оторут, отмашут. И, наконец, третья, самая многочисленная – это смесь народившейся за последние десятилетия сравнительно благополучной в материальном отношении торгашни, базарного деклассата и того контингента, который Ф.М. Достоевский очень точно называл СВОЛОЧЬЮ. Т.е. – персонифицированное человеческое НИКТОЖЕСТВО. Отребье.
Вот эта изумительно точная характеристика.
«В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляються разные людишки. Я не про тех, так называемых «передовых» говорю, которые всегда спешат прежде всех (главная забота) и хотя очень часто с  глупейшею, но все же с определенною более или менее целью. Нет, я говорю лишь про сволочь.
(«Сволочь – все, что сволочено или сволоклось в  одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни; дрянной люд, шатуны, воришки, негодяи, где-либо сошедшиеся». (В.И.Даль, Толковый словарь живого великорусского язика, – М., 1982. т.IV, стр. 155) /Справка наша. – Б.Н./.
…Во всякое переходное время подымается эта сволочь, которая есть в каждом обществе, и уже не только  безо всякой цели, но даже и не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех сил беспокойство и  нетерпение. Между тем эта сволочь, сама не зная того, почти всегда подпадает под команду той малой кучки «передовых», которые действуют с ОПРЕДЕЛЕННОЙ целью, и та направляет весь этот сор куда ей угодно, если только сама не состоит из совершенных идиотов, что, впрочем, тоже случается… В чем состояло и в чем состоит наше смутное время и от чего к чему был у нас переход – я не знаю, да и никто, я думаю, не знает – разве вот  некоторые посторонние гости. А между тем дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали вдруг критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели  открыть, а первейшие люди, до тех пор благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать; а иные так позорнейшим образом подхихикивать». (Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10 тт. М., 1957. т. 7. стр. 481).
Вчитайтесь, вдумайтесь, доведите до уровня понимания своего (разумеется, дойти до понимающего отношения – предполагает непрестанный труд совершенствования уровня и культуры собственного мышления) каждую строку, каждое слово, каждый знак препинания в приведенной выше зарисовке великого мыслителя и писателя, и вам станет ясным если не все, то очень многое.
***
Может ли быть «супердержавой», «мировым лидером» etc. страна, в которой основной драйвер развития: типографский станок, печатающий банкноты и т.п. «ценные бумаги?».
***
Моя бабуся Фрося, – безграмотна, але наймудріша в світі, – цілком щиро вважала, що пенсію їй платить Галя Костецька. Наша сільська листоноша. «Поштарка»…
Моя матуся, Марія Терентіївна, сільська вчителька, після «виходу на пенсію» не менш щиро вважала, що пенсію їй платить держава…
Значно менше людей здогадується і зовсім мало знає, що сама держава, як найповажніший із сущих у суспільстві інститутів, – як ядро політичної організації суспільства… знаходиться на повному пансіоні, на повному утриманні… цього самого суспільства. Звісно не всього, а тієї частини, котрих узвичаєно називають «людьми праці». «Людьми творчості». Тих, котрі покликають до життя всі, – матеріальні, духовні, чуттєві, – цінності культури. Ну, не всі без винятку, але базові, вітальні – однозначно.
…Буде хліб і до хліба – потягне і на пісню, і на управління (управлінські послуги). Не буде – всі «протягнемо». Ноги…
Ну. Якось так. З пріоритетами.       
***
«Всю громадную разницу между Гегелем и Марксом мы могли бы … сформулировать в двух словах.
У Гегеля мир с изначала происходил от разума, по Марксу он лишь идет к разуму, к разумной форме…» /К.Р. Мегрелидзе, Основные проблемы социологии мышления. – Тб., 1973, стр. 430/.
***
Принцип культурной амбивалентности (как и всякий философский принцип и закон) … амбивалентен.
Т.е. возможно не только обращение добра во зло, пользы во вред, истины в ложь, красоты в уродство, но и наоборот. Аминь.
***
Хороший премьер: всем согражданам пример. Жаль, крайне редко это случается… И: дурной премьер заразительный. Ну, этого – валом. И у нас, и у них… 
***
Мне нравятся люди, которые «живут не про деньги».
***
Целостность, соборность, концертность, симфоничность, гармоничность etc. как имманентные атрибуты нормального человека.
Его бытия как творчества. Его сущности как «ансамбля общественных отношений» (К. Маркс). Аминь. 
***
«Всякое философское размышление о творчестве, всякая пропытка концептуально осмыслить его остаются всего лишь бессильной отвлеченной ученостью, а проповедь ориентации на творческое развитие человека – всего лишь проповедью, несущей в себе некий благодушный беспочвенный утопизм, если они не сомкнуты воедино с реально-практической борьбой за это творческое развитие. Такая борьба требует признать наивысший социальный статус за безусловно индивидуально-личностным, творчески-свободным временем. Она требует, чтобы был предоставлен максимум такого времени всем тем, кто уже готов адекватно им распорядиться – созидательно, а не потребительски, т. е. не низводя его до прожигательски расходуемого времени так называемого досуга. К этому нас обязывает завет К. Маркса ценить в конечном счете как самое истинное богатство именно свободное время личности – предпосылку и неиссякаемый источник всякого иного разнообразного социального богатства и могущества. Надо твердо помнить его слова о том, что все человеческое развитие состоит исключительно в извлечении возможностей из свободного времени как самого замечательного, ничем не заменимого обретения и дара» /Г.С. Батищев, Введение в диалектику творчества. – С. – П., 1997, стр. 367/.
***
Думали попасть в братские объятия «мирового сообщества», а не в сортировку и утилизацию… А, ведь всё именно так «там» и задумывалось, замысливалось и планировалось… Господи, как наши идиоты им и в них в 90-е верили… (Прочитанное). Да, как то так…   
***
Пожалуй, весьма точным есть вывод (констатация), что «культура начинается с запретов», с ограничений. Ограничение (стадной, стайной) «единицы» – один из первых, – если не первый, – шаг к появлению феномена протообщинности. Ибо: вызывается к жизни и закрепляет (развивает) рефлекс «должен».
«Хочу» – это «на автомате». «Должен» – там уже, – хотя и чрезвычайно слабо, – «попахивает» культурой. До их баланса, симметрии, гармонии etc., т.е. до «могу», до могущества и уж тем более, до совершенной его, – могущества, – формы: творчества; да еще до творчества, сущего в форме практической всеобщности – путь, – по меркам человеческим и культурным, – мягко (очень мягко) говоря – неблизкий…      
***
Классика – основа резистентности культуры действительной по отношению к антикультуре, квазикультуре, псевдокультуре, суррогат культуре, попкультуре, субкультуре etc., etc., etc.
Классика, действительная культура, – как и истина, – одна.
У культуры реальной (как и у лжи, у заблуждения, у глупоты) – пределов нету.   
***
Всем своим соискателям, аспирантам, юным и молодым коллегам да и студентам тоже, я, как мантру, не устаю повторять: «где бы вас (тебя) не посетила идея (неважно, если после соответствующей верификации она окажется лишь похожей на таковую), да просто стоящая и оригинальная мысль: не ленитесь. Зафиксируйте. Запишите etc. Руководствуйтесь как первейшим и категорическим императивом исследователя, правилом, сформулированным классиком примерно так: «какой угодно хорошей памяти я предпочитаю огрызок карандаша». В любых условиях и ситуациях действуйте именно так. Ибо, как говорил один из моих старших коллег: «думки приходять і йдуть геть, а кашкет залишається» («мысли приходят и уходят, а фуражка отстается»). Давно говорил, уже давно ушел на встречу с вечностью, но как я ему благодарен! Конечно, в хозяйстве и фуражка иногда лишней не бывает, но не забывай, – ведь ты исследователь, – что идеи, а особенно хорошие идеи, дважды «в гости не ходят». По себе знаю… 
…Пришла среди ночи – выскакивай из теплой постели и босыми ногами по холодному полу (если на улице зима) опрометью – к рабочему столу! Если же ленивый как бабуин (это я о себе), то непременно держи в прикроватной тумбочке блокнот и пару - троечку карандашей (ручек).
…Звонит давеча один мой бывший соискатель и говорит: «Б.В., как я Вам благодарен за тот совет, что Вы давали нам на самой первой лекции! Я Вам поверил. Похоже встретился со многими своими идеями. Уже давно – кандидат наук. Скоро – защита докторской. Спасибо». Хай щастить.      
***
…Давно это было. Еще в 1971-м году. Я – кругом веселый и счастливый первокурсник (будешь гиперсчастливым, когда с 4-й (!) попытки станешь наконец студентом философского факультета Киевского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко) слушаю лекцию Валерия Алексеевича Босенко (кликните «Вику», узнаете кто таков; а лучше: найдите и попробуйте,  не пожалеете! – прочитать любую его работу) и вдруг, – 1971-й год, Карл! – слышу: «Погибнет наша страна. И социалистическое содружество развалится»…
В аудитории (по-моему в «двухсотке») воцарилась звенящая тишина.
А Валерий Алексеевич продолжил: «Вы посмотрите, каким танцам вас учат! Вы отбежали друг от друга (партнеры, пары. – Б.Н.) на два метра и судорожно трясетесь. Вас оторвали друг от друга сначала в танце, затем атомизируют в масштабе страны, содружества. И не надо никаких воен и нашествий! Ведь сущность человека – общественная…
А что такое танец? Это – санкционированный обществом способ разнополых людей подержаться друг за друга… Вас же уже – разорвали. Затем разорвут и страну, и содружество…».
И он был прав.
Конец 60-х – начало 70-х гг., на минуточку.      
…Я же не из книг знаю, как они ворвались в нашу жизнь: «шейк», «твист», «рок-н-ролл» etc. Вспомните, как киногерой Моргунова в одной из комедий Гайдая учил на базаре, – за мзду небольшую, – глубоко несчастных без «пепси», «колы», жвачки и джинсовых (одежда пастухов) брюк, тинэйджеров твист танцевать… Научили. Где страна? Где содружество?! Где, – без войны, без пандемии etc., – миллионов 100 (сто) «народонаселения»?!!
К слову, вспомнилось и понадобились мне это, – полустолетней давности! – событие на лекции «Введение в диалектический материализм», – исключительно для двух целей.
Первая. Чтобы читатель понял, (хотя бы в первом приближении) что означает «антиципация», эффект опережающего отражения. Свойство, имманентно присущее научному, – НАУЧНОМУ, – мышлению. Диалектическому мышлению. Разуму. Свойство отчетливо видеть разумом то, что закрыто временем и местом и «во-вперед», и «во-вназад». Конструировать будущее и реконструировать прошлое  мыслью.
Вторая. Чтобы вы поняли, почему, как покемоны, многие и на каждом шагу (в связи с COVID – 19) как заклинание повторяют: «социальная дистанция», «социальная дистанция», «социальная дистанция».
Вроде ума не хватает назвать это требование адекватно: «санитарная дистанция». Новое издание «divide et impera».
Пол-века прошло. Развивается деятельность. И в части – творчество. И в части – свитие.
И в части – жизнь. И в части – нежить.
И это нам только кажется, что мы посторонние и бесстрастные наблюдатели, – болельщики, – на этом матче предыстории и действительной истории.
Не верите?
Через 50 лет проверите.
ЗЫ. Если будет кому проверять.       
***
Разрыв (контроверзность, антагонизм etc.) «хочу» и «должен».
– разрыв потребности - способности;
– человек (люди, общество, культура) начинаются там, тогда и постольку, где, когда и поскольку наряду с «хочу» возникает «должен»;
– то же самое: где нужда начинает трансформироваться в потребность.
***
14.12.20р.
COVID-19
У світі:
Хворі – 72 251 820
Одужало – 47 248 626
Померло – 1 612 347
***
14.12.20р.
COVID-19
В Україні:
Хворі – 900 666
Одужало – 506 718
Померло – 15 247


Рецензии