Об ойратских законах 1640, 1678 и 1741 1753? годов

Арлтан Басхаев

ОБ ОЙРАТСКИХ ЗАКОНАХ (1640, 1678 и 1741 (1753(?) ГОДОВ)

 «Ики Цааджин бичиг 1640 года – это Конституция ойратов»
С просторов Интернета

Ики Цааджин Бичик (Цааджин бичиг, Цааджин-Бичиг 1640 года и т.д.) – это не Конституция (в смысле учредительного документа в котором изложены основные цели создания государства), закрепляющая за Гражданином его права и обязанности. Ики Цааджин Бичик – это «Великий Кодекс Законов», сочетающий в себе Уголовный и Гражданский кодекс.
Интересно, что на определенном этапе своего развития, ойраты (и часть халха-монголов) осознало, что творящийся в Степи лютый беспредел (когда Яса Чингисхана из-за распада государства перестала работать) нуждается в том, чтобы начали действовать простые и логичные законы, обязательные для всех членов ойратского общества.
Надо сказать, что например, в осколках Великой Монгольской державы действовали зачастую различные законодательные нормы на одной и той-же территории. Так в Поволжских ханствах (Казанское, Астраханское), Ногайской Орде и в казахских жузах, действовали одновременно и Яса Чингисхана и законы шариата, и адаты - пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, представлявшие собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений. При этом обе стороны (истцы и ответчики) апеллировали к разным нормам и законам, тем, которые были выгодны их стороне в данном конкретном деле.
Ойраты и монголы в XIV – начале XVII вв., опирались при судебных разбирательствах на законы обычного права монгольских народов, Ясу Чингисхана и различного рода Уложения, более позднего времени, такие как «Большое уложения года обезьяны», принятого сеймом халхаских князей в 1620 (или 1632) г.
В 1640 г. в Джунгарии по инициативе ойратского правителя Батур-хунтайджи состоялся съезд 44 владетельных князей (ойратских и халхасских), на котором и было принято «Ики Цааджин бичиг».
Ойрато-монгольские законы 1640 г. должны были стать едиными правовыми нормами по урегулированию внутренней общественной жизни ойратов и монголов.
Для своего времени эти законы отличались гуманностью и продуманной системой наказания. В отличии от законодательства иных стран в «Ики Цааджин бичиг», смертная казнь предусматривалась всего за три вида преступления связанные с государственной обороной (например не предупреждение соседей и власти о вторжении врагов). За все остальные виды преступлений предусматривались штрафы. При этом соблюдалась социальная дифференциация, и знать за аналогичные преступления платила более большие штрафы чем простолюдины. Не было и телесных наказаний (т.е. понимали что есть понятие «личного достоинства человека»).
Однако со временем, ойратская законодательная система начинает в чем то прогрессировать, а в чем-то (к сожалению), под воздействием различных факторов, все более ужесточаться…
Так в Указах Галдан-Бошекту-хана (1678 г.), знатно-чиновничья прослойка различных рангов (зайсанги, демчи и шуленгу) обязаны (!!!) были материально (!!!) поддерживать «ведомств своего убогих людей». И если, кто от этого уклонялся, вследствие чего «убогий человек погибал от голода, то виновное должностное лицо несло ответственность как «за убийство» (!).
Происходит ужесточение наказаний за различные виды преступлений и их сокрытие… Так если старший арвана (десятка кибиток) не выдавал преступника из своей десятки, то ему полагалось «у обоих рук отрубить персты».
Указы Галдан-Бошекту-хана обязывали проводить суд в строго определенном месте; если ответчик трижды не являлся, то признавался виновным; судья трижды решившего дело неправильно, отстраняли от должности.
В XVIII веке в Калмыцком ханстве происходит еще большая ожесточённость системы законодательства. Токтолы Дондук-Даши (между 1741 и 1753 годами) являются дополнением к действовавшим на территории Калмыцкого ханства юридическим нормам и законам. По ним кража человека- приравнивалась к его убийству и влекла за собой аналогичное наказание. Вводиться система телесных наказаний. За лжесвидетельствование – 15 ударов маля. Зайсанг, покрывавший вора подвергался вождению «в одних штанах», вокруг кибитки нойона. Вводилось клеймение и продажа (за неоднократные преступления) в рабство на Кубань или в Крым.
Так мы видим, что система ойратских законов претерпевает со временем трансформацию, и зачастую с более жёсткой формой наказаний за преступления…


Рецензии