Воспоминания прошлого 54 Субъективное мнение

 Мои личные впечатления об учебном процессе

 Первое впечатление об академии - это громадная, сложнейшая, отлично организованная и отлаженная система подготовки военных кадров для вооруженных сил России и иностранных государств с учетом современной стратегии и тактики вооруженной борьбы с применением высокоточного и ядерного оружия.
 
 С первых дней плановых занятий увидел совершенно иной подход к их проведению и взаимоотношениям в звене слушатель –преподаватель.
Перед преподавателем - не новички курсанты, а группа слушателей - офицеров, имеющих служебный опыт, военные знания, практические навыки боевого управления и работы с личным составом.
 Обучаемых будет интересовать новая информация, а не повторение той, которую получили в военном училище и самостоятельно обрели в процессе военной службы. Отсюда следует, что преподаватель академии должен обладать новейшими теоретическими знаниями и передовым опытом управления реальными боевыми действиями, не выдумывать боевые эпизоды, а рассматривать происходящие в «горячих точках» или бывшие на полях сражений ВОВ и на учениях.
 «Конкретность» - должна быть основой преподавания!
 К такому выводу пришел сейчас, когда за спиной пятилетнее обучение в академии, многолетняя служба в войсках, преподавание на факультетах родов войск и методическая работа в учебном отделе академии.
 Мастерство преподавания дело наживное и кропотливое, испытал на себе. По лицам слушателей можно судить о качестве проведения занятия, методике и полезности выдаваемой информации, о достижении учебной цели каждого занятия.

 Были моменты, когда с лекций некоторых преподавателей уходил неудовлетворенным, да и после собственно проведенных занятий, иногда, по поведению слушателей чувствовал недостаточность объема выданной учебной информации, или видел некоторое недопонимание слушателями теоретических обоснований учебных вопросов.
В дальнейшем старался не допускать подобных явлений.
 
 Получение знаний  и их закрепление, как и в военном училище, требовало терпения и настойчивости.
В отличие от училища, в высшей школе не заставляли «зубрить Умело проверяли понимание практического применения новых знаний в служебной деятельности.
 После такого контроля слушатель старался не попадаться на глаза преподавателю в качестве школьника с невыученным уроком.
 Усвоение учебного материала проверялось путем коротких опросов и летучек- пятиминуток, с проверкой результатов и разборкой допущенных ошибок, ответов на контрольные вопросы, анализа возможных последствий в служебной практике от допущенных ошибок.
 Учебное время каждого занятия ценилось и не тратилось на пустые бесцельные разговоры.
Преподаватели- «говоруны» и рассказчики анекдотов на занятии авторитетом у слушателей и преподавательского состава не пользовались.
 
 Был случай жалобы на нетематические разговоры в ходе занятия со слушателями Вьетнама. Было прямо сказано, что руководство страны командировало офицеров Вьетнама учиться военному делу, а не выслушивать забавные русские басни и анекдоты в учебное время.

Радиотехнический факультет был укомплектован офицерами войск в званиях от ст. л-та до майора, в основном, с должностей от командира РЛР до командира РТБ. По истечение срока пребывания в воинском звании, при успешной учебе, слушателям присваивались очередные звания. Это был хороший стимул в военной карьере офицера и стимул в учебе.

В учебной  группе было 25 слушателей- офицеров из разных уголков нашей страны.
На учебу прибыли с семьями, разместились: одни на частной квартире, другие – в общежитиях академии.
Семьи быстро перезнакомились. Наиболее активные собирались по праздникам за круглым столом, выезжали с детьми на природу, посещали кинотеатры, спектакли и концерты.
Популярным был Гарнизонный дом офицеров, в котором имелось уютное кафе с возможностью выпить рюмку коньяка или кружку холодного Жигулевского пива.
После занятий и обязательной самостоятельной подготовки мы частенько заходили в кафе для легкого расслабления, после интенсивной умственной нагрузки. Спиртным не увлекались.
В нашей учебной группе не было ни единого случая пребывания на занятиях кого-либо в стадии даже легкого «подпития».
 Присвоения воинских званий отмечали всей группой, либо в ресторане, либо на квартире счастливца с присутствием боевых подруг.

 Особое внимание обращалось на физическую подготовку офицера, на его спортивную фигуру и размер окружности талии.
 Слушателей с «выпуклыми» животами, как мы шутили «слегка беременных», командование факультета и преподаватель физической подготовки переводили на повышенный рацион физических нагрузок.
 "Офицер должен быть стройным, как столб!" – часто слышали шутливое, но требовательное напоминание командования факультетом.
 Кроссы на 1000м и 3000м, а в зимнее время - лыжные на 10000м. проводились систематически в течение всех 5 лет обучения.
Спортивные соревнования по легкой атлетике, гимнастке и различным спортивным играм в масштабе факультета и академии были поставлены на высший уровень, с привлечением слушателей всех курсов и вольнонаемного состава.
 Они были академическими праздниками с выездом в красивые природные зоны Тверской области.

 Много времени отнимала военно-научная работа.
Она была поставлена в обязательную форму самостоятельной подготовки.
 Тематику научных разрабатывали и предлагали кафедры.
Слушатель выбирал тему и работал по ней под руководством преподавателя. Удачные работы выставлялись на конкурс, за отдельные интересные разработки авторы освобождались от экзамена или зачета.
 
Еще одна интересная форма подготовки командных кадров – войсковая стажировка-реальная практика выполнения служебных обязанностей по должности предназначения.
 
 По согласованию с командованием войск ПВО определялись конкретные места (части и подразделения)стажировки и должности для временного исполнения офицерами- стажерами.
Учитывалась заинтересованность командиров частей в использовании стажеров, как потенциальных офицеров для укомплектования штатного расписания части.
Направление офицера после окончания академии в ту часть, где проходил стажировку вполне реально и оправдано. Выпускнику потребуется меньше времени для вхождения в должность потому, что он уже получил практику службы на стажировке.
 Кафедрой и факультетом разрабатывался перечень обязательных мероприятий, которые должны быть реально выполнены стажером в войсках с оформлением отчетных документов.
Стажировка контролировалась посещением преподавателями мест стажировки.
Отчетные документы по стажировке, с отзывами командиров частей и подразделений о работе слушателя обсуждались на заседании кафедры и факультета с определением оценки и утверждением. 

 Наиболее действенной формой практического обучения являлись тактические и тактико- специальные учения с использованием системы командных пунктов, включающей КП частей РТВ, ЗРВ и ИА. На учения присутствовали преподаватели всех заинтересованных кафедр.
Слушатели выполняли обязанности номеров боевых расчетов КП и командного состава играющих подразделений и частей. На подобных учениях каждому слушателю
предоставлялась возможность показать свои командирские способности, тактическое мышление и инициативность.
 На учениях создавалась тактическая обстановка с имитацией реальных действий своих войск и войск противника.
Решения на боевые действия принимались в реальном времени.
Для обеспечения учений использовалась исправная учебная техника, вычислительные машины и средства связи. 
К учениям привлекался личный состав полка обеспечения учебного процесса и должностные лица отделов и управлений академии.


Рецензии