Поэт Михаил Петрович Загорский 1804-1824

На картинке изображён Петербургский университет, в котором учился Михаил Загорский на историко-филологическом факультете.

Смотреть видео о поэте и слушать романс на его стихи:
https://www.youtube.com/watch?v=_gWtXF34_VY


   Родился в 1804 году В Петербурге в семье известного профессора анатомии Медико-хирургической академии.
   В 1819 поступил в только что организованный Петербургский университет на историко-филологический факультет. Начал печататься в 1820 году в журнале "Благонамеренный", затем публиковался во многих столичных изданиях, таких как «Соревнователь просвещения», «Полярная звезда», «Славянине» и прочих.  Его переводы и оригинальные стихотворения читались на заседаниях Вольного общества любителей российской словесности. Писал басни и сказки: «Лисица и медведи», «Два извозчика», «Два колоса», «Пьяница» и другие. Его сентиментальная баллада «Лиза» даже переписывалась в рукописные сборники.
   В 1824 году Загорский окончил университетский курс и завершил «русскую повесть» в стихах "Анюта", а также «русскую народную идиллию» «Бабушка и внучка. Много переводил римских и немецких поэтов. В «Северных цветах» увидели свет его переводы из Гёте «Царь Фулесский» и Шиллера «Перчатка».
   Скончался Михаил Загорский после длительной болезни 30 июля того же года в двадцатилетнем возрасте.
   После его смерти осталась неоконченной поэма о богатыре Мстиславе и переложение «Слова о полку Игореве» «Ярославна». Были опубликована сказка «Оборотень или Старуха-красавица» и фрагменты поэмы "Илья Муромец", обратившая на себя внимание Александра Пушкина. "Неужто "Илья Муромец" Загорского? - писал он из Михайловского Петру Плетнёву. - Если нет, кто же псевдоним, если да: как жаль, что он умер!".
   Предлагаем Вашему вниманию романс Татьяны Великодворской «Песнь черкеса» на стихи Михаила Загорского.


ПЕСНЬ ЧЕРКЕСА(фрагменты)
   
Не стало девИцы, подруги моей!
Угасло светило – отрада очей.
Теперь одинокий блуждаю в горах,
И слезы печали горят на щеках!   
   Там в небе широком летают орлы!
   И скачет сайгак на скалу со скалы,
   Но лук мой без дела висит за плечом,
   И стрелы ржавеют в колчане моем,
И что за отрада мне зверя настичь?
И не с кем делить мне богатых добычь!
Не стало девицы, подруги моей,
Угасло светило, отрада очей.      
   Мой дом на привольных стоит берегах,
   Там много корысти добыто в боях;
   Там чаши кумыса рядами стоят;
   Там сабли отцов и пищали висят.   
Но будто в могиле мне душно в дому,
И редко на саблю я взор подыму:
Теперь одинокий блуждаю в горах,
И слезы печали горят на щеках!


ПЬЯНИЦА

Жене пред образом раз клятву дал Степан,
Что на хмельное уж не взглянет;
Она подумала: "И впрямь он пить не станет!
Он хоть и пьяница, а всё ж не басурман,
Шутить иконою не станет
И, давши клятву, не обманет..."
   Ан глядь! Он к вечеру идёт, как стелька пьян,
   И пишет по грязи мыслете...
   Как громом, бедная, ошиблена была,
   Насилу чувства собрала,
   Насилу вымолвить могла:
   "Несносный пьяница! Ну есть ли кто на свете
   Бессовестней тебя? Не ты ль мне клятву дал,
   Что уж не взглянешь на хмельное?
   (Вот образ! Ты его порукою давал!)
   Моя душа была в покое,
   А ты?!"
      - "Жена! - Степан её прервал, -
Оставь своё несносное ворчанье,
Иль силой на тебя я наложу молчанье!
Я клятвы никогда не думал нарушать".
- "Вот новое! Ещё ты хочешь уверять,
Что нЕ пил! А?" - "Я пил, и очень много,
Но клятву помнил строго;
И чтоб хмельного не видать,
Не забывал глаза рукою закрывать!"


Статью подготовил Александр ГамИ


Рецензии