Семья Герарда Терборха
Семья Герарда Терборха Ковалева М.В. Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2020. № 4 (14).
В статье рассказывается о членах семьи великого голландского художника XVII века Герард Терборха Младшего и их судьбах. Автор последовательно излагает события жизни художника, раскрывает связь его творчества с его окружением.
Семья Герарда Терборха была родом из г. Зволле и считалась одной из самых видных в городе. Из её рядов неоднократно избирались городские магистраты. Хотя в российском искусствоведении закрепилось написание фамилии художника Терборх, сами носители этой фамилии писали её как Тер Борх, а самый знаменитый её представитель, Герард Терборх Младший, сокращал своё имя как G.T. Borch.
Отец художника, Герард Терборх Старший (Илл.1), был четвертым ребёнком в семье сборщика налогов. Получив хорошее классическое образование, он отправился в путешествие по Европе с целью совершенствования в изучении языков. Путешествие затянулось на восемь лет (С 1602 по 1610 гг.), в течение которых Герард Старший посетил Германию, Италию и Францию. В Риме он жил во дворце кардинала Колонна и общался с другими художниками, прибывшими учиться в Вечный город. Среди них были Питер Ластман (1583 – 1633), Мозес ван Эйтенбрюк (Moses van Uyttenbroeck)(ок.1600 – 1646), Хендрик Хаут (Hendrick Goudt) (1583 –1648), Ян (1583/84 – 1631) и Якоб (1592 – после 1650) Пинасы, чьё творчество находилось под сильным влиянием Адама Эльсхаймера (1578 – 1610). Доказательством их общения служат собранные Терборхом Старшим рисунки этих мастеров. Подобно своим знакомым, Герард Старший увлекался живописью. В его альбомах сохранились рисунки пером с изображением античных руин, пейзажей с видами вилл и деревень. В 1610 г., находясь в Неаполе, художник стал свидетелем извержения Везувия и выполнил несколько набросков кратера, извергающего дым и лаву. Путешествуя по Франции, Терборх Старший зарисовал амфитеатр в Бордо и колонны Покровительства – античный памятник в галло-римском стиле. В 1611 г. он намеревался отправиться в путешествие в Испанию, но, засидевшись в компании друзей, опоздал на галеру.
Судя по всему, находясь за границей, Герард Старший вел весьма веселый образ жизни. Исследователи полагают, что вполне можно отождествить будущего отца великого художника с упоминаемым в итальянских документах "Gerardo Tarburgo di Gastiglia, fiammingo", который 9 марта 1608 г. получил во время ссоры за столом ранение вилкой от руки своего нетрезвого товарища. Сам Герард Старший упоминает, что он в этот период проиграл две своих картины.[Michel,1887:7-10]
Всего сохранившееся наследие Герарда Старшего насчитывает около ста рисунков, три гравюры и две картины («Бракосочетание Девы», 1613 г., частное собрание, «Жертвоприношение Исаака», 1618, музей Зволле). [Gerard Ter Borch the Elder, 2019.] (Илл.2)
Однако вся эта радостная и беспокойная жизнь в кругу друзей должна была когда-нибудь закончиться. Герард Старший вернулся в Зволле, где 28 марта 1613 г. женился на уроженке Антверпена Анне Бискенс, а в 1628 г. сменил своего отца в должности сборщика налогов. Этот пост, гарантировавший хороший доход, он занимал более сорока лет, а затем передал по наследству своему сыну Хармену.
Герард старший состоял в браке трижды. От первой жены родились его сыновья Герард Младший (1617 – 1681) и Хармен (1619-1677). От второй жены, Гискен ван Воорст, с которой он вступил в брак 6 января 1622 г., родились дочери Анна (1623 – 1671) (с 1655 г. замужем за Исаком де Хохепиедом (Isaak de Hochepied)) и Сара (1624 – 1680). С третьей женой, Вискен Маттис (Matthysz) (вступили в брак 13 сентября 1628 г.), уроженкой Девентера, он имел девять детей, из которых до взрослого возраста дожили Гезина (1633 – 1690), Катарина (1634 – 1706) (замужем за Хенриком Даберкозеном, лейтенантом, затем за Яном ван дер Верффом), Яннекен (1637 – 1675) (с 1668 г. замужем за Сийбрандом Шеллингером) и Мозес (1638 – 1667). (Приложение 2)
Герард Старший продолжал заниматься искусством в свободное время, заполняя свои альбомы рисунками на библейские и мифологические темы, галантными сценами. Он написал краткий трактат об искусстве гравирования.
Герард Старший был любящим отцом, посвящавшим много времени своим детям. В его альбомах встречаются портреты некоторых из них. Он тщательно собирал и подписывал рисунки тех из детей, кто проявлял художественные способности.
Старший сын, Герард, оправдал отцовские надежды, став великим художником. Второй сын, Хармен, обладавший хорошими способностями, забросил рисование, когда вырос. Именно он 8 июля 1661 г. сменил отца в должности сборщика налогов. Способными художниками были младшие дети – Гезина и Мозес.
Сын Мозес оставил портрет отца в пожилом возрасте. Он показывает нам пожилого человека в широкополой шляпе. Его лицо, обрамлённое бородой и усами, выражает благожелательность и усталость. Герард Терборх старший умер 20 апреля 1662 года в возрасте 79 лет. [Michel,1887:11-14]
Герард Терборх Младший родился в 1617 г. (Илл.3) Отец дал ему классическое образование. С детства он проявлял художественные способности. Довольный его успехами, отец сохранил первый удачный рисунок сына, изображающий всадника на лошади со спины, написав, что он был сделан 25 сентября 1625 года. Следующий удачный рисунок сопровождается гордой надписью: «Мой Герард с натуры сделал этот рисунок в Зволле 24 апреля 1626 г.» В январе 1627 г. мальчик создал композицию на библейский сюжет. В следующем году он с непревзойдёнными лёгкостью и простотой, которая сделает честь и более взрослому художнику, уверенной рукой набросал сюжет с семьёй, сидящей за столом. Его альбомы заполняются набросками домашних животных, человеческих фигур, хижин и сараев, сцен городской повседневности.
В Зволле не было достаточных возможностей для развития таланта сына, поэтому Герард Терборх Старший, прощупав возможности обучения в Амстердаме, в конце концов, отправил его в мастерскую Питера де Молейна (1595 – 1661) в Харлем. Питер де Молейн был разносторонним мастером, но особенных успехов добился в жанре пейзажа. Вероятно, под влиянием учителя в 1633-1634 гг. г. в записных книжках Герарда появляются пейзажные виды окрестностей и уличных сцен Харлема. [Michel,1887:24-32]
Хотя в 1635 г. имя Герард Терборха Младшего встречается в списках художников, живших в Харлеме, в середине года он покинул Голландию и отправился в Англию. Возможно, мысль попытать счастья за морем ему подбросил учитель, который родился в этой стране. Сохранилось письмо отца Терборха, направленное сыну в Англию. Он пишет, что посылает ему манекен для рисования, но без подставки, слишком тяжёлой и неудобной, указывая, что сын сможет заказать эту деталь на месте. Далее отец выражает надежду, что манекен не будет стоять без дела, а послужит для работы над сложными композициями, подобными тем, какие дома вызывали одобрение учителя Герарда. Далее отец советует выбирать сыну современные сюжеты для картин, поскольку на них быстрее обращают внимание. Он напоминает Герарду Младшему не забывать о Боге, быть честным, скромным, помогать всем, утверждая, что эти качества – залог успеха в делах. Также в письме упоминаются отправленная молодому человеку одежда, в том числе подвязки, туфли, шнурки, носовые платки, шапки и шляпная лента в сопровождении совета тщательно следить за целостностью этих предметов и вовремя чинить их. Заодно молодой человек получает футляр, полный новых длинных кистей, две бумажные тетради, черный карандаш, краски и шесть перьев. Письмо заканчивается приветами от многочисленных членов семьи и родственников. На письме имеется надпись, сделанная рукой Герарда Старшего о том, что это единственное сохранившееся из его писем, посланное им в Англию, прочие же пропали. [Michel,1887:33-34]
В Лондоне в 1435-1436 гг. Герардом Младшим был сделан рисунок, изображающий его сводного дядю, гравера Роберта ван Ворста, скопированный с рисунка Антониса ван Дейка. Благодаря своему дяде-граверу, Герард узнал о преимуществах распространения собственных произведений с помощью множества гравированных копий.[Kettering , 2002:13]
К сожалению, мы не знаем подробностей пребывания Терборха в Англии, как не знаем подробностей его пребывания в Франции и Италии. Известно, что в Италии он написал портрет Яна Сикса – крупного промышленника, отличавшегося высокой образованностью и любовью к искусству. Впоследствии Ян Сикс будет поддерживать дружбу с другим великим художником – Рембрандтом ван Рейном и станет моделью одного из его портретов. Однако в трудную минуту он отвернётся от Рембрандта и будет способствовать его разорению. [Сугробова, 1991:146-147]
В 1648 г. Терборх Младший создал картину «Принесение присяги на ратификацию договора, подписанного в Мюнстере 30 января 1648 года». Договор стал частью Вестфальского мира, который увенчал окончание Тридцатилетней войны. Одновременно закончилась Восьмидесятилетняя война между Голландией и Испанией (1568 – 1648). Мюнстерский мир признавал независимость Голландии и ликвидировал её формальную связь с Германской империей. Переговоры о мире шли в Мюнстере и Оснабрюке между 1646 и 1648 гг. Кроме дипломатов из Голландии и Испании там присутствовали дипломаты из Германии, Италии, Швеции и Франции. [Kettering , 1998:8]
Герерд Терборх Младший прибыл в Мюнстер в 1646 г. после путешествия по южной Европе и Испанским Нидерландам в поисках потенциальных заказчиков. Его первым заказчиком стал Адриен Пау, один из двух делегатов от Голландии и Западной Фрисландии, который заказал художнику миниатюрные портреты себя и своей жены Анны ван Рюйтенбург, а также полотно на тему прибытия заказчика в Мюнстер для второго раунда переговоров летом 1646 года в сопровождении жены и внучки.
Терборх поддерживал связи и с окружением испанского посла графа Пеньяранды, а в 1647 г., скорее всего, поступил к нему на службу. В то время как глава голландской делегации совершал поездки на родину и обратно, граф всё время проживал в Мюнстере, стараясь поощрять культурную активность в своей резиденции, чтобы поддержать престиж своей родины. Возможно, именно за эту службу Герард Терборх Младший впоследствии был награждён золотой цепью и медалью. Сохранился маленький миниатюрный портрет графа, а также несколько портретных рисунков, которые современные исследователи идентифицируют как изображения испанских придворных. Также художник получил заказы на миниатюрный конный портрет французского посла герцога Лонгвиля, портреты делегата из Майнца графа Гуго Эберхарда Краца фон Шарфенштейна, и различных членов голландской делегации. В число последних входили Адриен Клант ван Штедум, делегат от Гронингена, и Годарт ван Рид из Утрехта, Каспар ван Киншот, член голландской делегации, голландский проповедник Элеазер Лотиус и секретарь голландской делегации Якоб ван ден Бург. Тонко прописанные и детализированные, эти изображения, как считает Элисон Мак Нил Кэттеринг, были довольно трудоемкими в работе. Некоторые из портретов были выгравированы. Как полагает эта исследовательница, Терборх Младший лелеял мысль о собственной гравированной портретной галерее великих людей, наподобие тех портретов, которые создал Антонис ванн Дейк или тех, что делал его главный конкурент в Мюнстере фламандский художник Ансельм ван Гулль (1601 - 1674). Серия портретов голландских делегатов работы ван Гулля была выгравирована в Антверпене в 1648 году. [Kettering , 2002:7-9]
Герерд Терборх лично присутствовал на подписании Мюнстеркого договора как член свиты испанского посла графа Пеньяранды.
Элисон Мак Нил Кэттеринг пишет: «Из произведений искусства, произведенных в Мюнстере в то время, его картина была единственной, запечатлевшей церемонию. Чтобы заявить о своем присутствии на мероприятии, Терборх воспользовался обычным живописным приемом автопортрета, помещенного в самом дальнем левом углу. Терборх постарался описать обстановку в Большом зале во всех подробностях: полуденный свет, струящийся через окна, деревянная отделка партера шестнадцатого века вдоль стен, замысловатые панели позади скамей магистратов в задней части зала, люстра, висящая наверху, и листва, специально принесенная для этого случая».[Kettering , 2002:3]
По мнению Элисон Ман Нил Кэттеринг, доминирующей в композиции картины является линия, образованная рядом светлых лиц депутатов, выделяющихся на фоне темных одежд и фона. Боковое движение сдерживается, с одной стороны, фигурой солдата, а с другой стороны - дипломата в красном плаще и духовного лица. Передний план намеренно оставлен пустым. Сбалансировать композицию удаётся с помощью группы фигур в центре, одетых в золотую парчу (представители городского ополчения), и направленных влево и вправо флагов. Дополнительные вертикали обеспечивают канделябры люстры. Художник не выделяет ни одну из политических сил. Протестанты в момент клятвы поднимают руки с двумя вытянутыми пальцами, произнося имя Бога, а католики прикасаются к кресту и Евангелиям.
«Результатом этого является превращение отдельных людей в идеализированную солидарность через их общую заботу об успехе договора, который, как ожидается, гарантирует вечный мир для всей Европы», - отмечает Элисон Мак Нил Кэттеринг. [Kettering , 2002:15]
Летом 1648 г., вскоре после окончания картины, Терборх попросил Зюйдерхофа воспроизвести ее на гравюре того же размера. Гравюра была готова к 1650 году. Гравюра Зюйдерхофа большей частью повторяла работу Терборха, но в ней было добавлено множество других лиц и деталей, более разнообразных и великолепных, чем те, которые теперь присутствуют на картине. По мнению Элисон Мак Нил Кэттеринг, Терборх создал живописное «Принесение присяги на ратификацию договора, подписанного в Мюнстере 30 января 1648 года» в качестве подготовительного этюда к этой гравюре. Гравюра придала изображению статус документа и неоспоримой подлинности. [Kettering, 2002:16-17] При жизни художника картина находилась в его семье.
После заключения мира в Мюнстере, Герард, по приглашению посла Испании графа Пеньяранды, совершил путешествие в Испанию. Художник был благосклонно встречен королём Филиппом IV и даже несколько раз выполнил его портрет, за который был награждён титулом кавалера и золотой цепью с медальоном с изображением монарха, а также другими дорогими подарками, хранившимися в семье художника. Согласно легенде, покинуть Испанию Герарда Младшего заставили успехи у испанских дам, вызвавшие ревность их мужей. К сожалению, портреты, сделанные Терборхом Младшим, не сохранились: они могли сгореть во время пожара старого королевского дворца Алькасар в 1734 году. Однако правдивость истории подтверждается тем, что 16 декабря 1692 г. один их племянников Терборха, носивший такое же имя, купил подаренный художнику Филиппом IV медальон с портретом короля у своей тети Катарины, сестры художника. [Michel,1887:45]
Вернувшись на родину, художник сначала жил с семьёй в Зволле, а затем 14 февраля 1654 г. женился на уроженке Девентера Гертруде Маттис, вдове Тиса Дэмса. Он поселился в родном городе жены. Девентер был центром международной торговли в XVI в., но он сильно пострадал в период Нидерландской революции. Его торговому упадку способствовало заиление реки Эйссель и сдвиг международных торговых путей. В Девентере был Атенеум, который Э. Кэттеринг называет «университетом во всем, кроме названия и права на получение ученой степени». [Kettering , 1999:46]
Последующие годы жизни художника текли мирно, в кругу тесно сплоченной семьи. Он писал картины с изображением сцен из жизни военных и картины с изображением повседневной жизни бюргерских домов. Почти половину его наследия составили портреты. В Девентере Герард Младший не сталкивался ни с гильдейскими ограничениями, ни с серьезной конкуренцией со стороны других художников. Он был вхож в дома местной элиты через родственные связи: один из родственников отца был чиновником, выдающим лицензии, отсюда происходили его мачеха Вискен Маттис, а также его жена – дочь ювелира Гертруда Маттис. Большинство портретов заказывали преуспевающие торговцы и городские патриции. Местная правящая элита была сплоченной группой, которая роднилась между собой и закрепила за своими семьями ведущие должности в области управления.
Через полгода жизни в городе Терборх Младший получил частичное гражданство, а через десять лет – полное. Художник был избран в 1666 г. представителем одного из восьми городских округов. Также он стал членом
"Gezworen Gemeente", муниципального органа, консультировавшего городской совет. [Kettering , 1999:46]
Герард Младший никогда не имел детей, но поддерживал тёплые отношения с родными, особенно с наиболее талантливыми сводной сестрой Гезиной и братом Мозесом. Герард был на 14 лет старше Гезины, а Мозес был на 14 лет моложе неё.
Гезина, в отличие от братьев, стала рисовать в подростковом возрасте. Её творчество заключается в трёх больших альбомах, в которые она собирала собственные работы и рисунки членов своей семьи. Первый альбом она начала 18 ноября 1652г. и закончила через восемь лет. В нем сохранились каллиграфически написанные девушкой моральные заповеди и её собственные стихотворные опыты. Гезина хорошо играла на музыкальных инструментах, копируя в свой песенник модные романсы. Однако самым любимым занятием девушки стала живопись. В своих стихах она воспевала достоинства этого вида искусства и символическое значение его цветов. Старший брат, Герард Младший, рисовал для неё эскизы и наброски, которые она копировала или раскрашивала. Гезина была любимой моделью Герарда Терборха Младшего. [Cook , 2019] Мы узнаем её черты в картинах «Девушка в крестьянском костюме» (ок.1650-1660 гг. Рейксмузей, Амстердам), «Девушка, пишущая письмо» (1655 г., Маурицхейс, Гаага), «Женщина, моющая руки» (ок.1655 г., Дрезденская галерея).
Неоднократно позировал брату и Мозес. Он изображён на картине «Мальчик, ищущий блох у собаки» (Старая Пинакотека, Мюнхен), а также присутствует вдвоём с Гезиной на картине «Бокал лимонада» (1660-е гг., Эрмитаж, Санкт Петербург).
Терборх часто изображал полную, светловолосую и очень хозяйственную женщину. Исследователи полагают, что это его мачеха, Вискен Маттис. («Мать, причесывающая волосы ребёнка» (Маурицхейс, Гаага).
Дом Терборхов был сосредоточием общественной жизни Зволле. Его посещали видные жители города, интересные гости. Его обитатели каждый сезон года отмечали подходящими развлечениями: катались на санях, пароме, совершали пешие экскурсии. Все эти развлечения Гезина запечатлевала в своих альбомах. Когда большинство молодых людей в окружении Гезины вступили в брак, девушка продолжала сопротивляться намерениям родных, хотя у неё было много поклонников. Гезина была более умной и одарённой, чем её сестры, а потому ей было сложнее найти себе пару. Вероятно, этот разлад вызывал сильные переживания в душе девушки. Эмиль Мишо предполагает, что рисунок художницы с влюблёнными на фоне монастырской стены и монахинями на заднем плане, спешащими в часовню, может свидетельствовать о глубоком душевном кризисе художницы, о её метаниях между стремлением к мирской жизни и религиозными наклонностями.
В 1660 г. Гезина Терборх выполнила свой автопортрет, на котором изобразила себя девушкой с приятными чертами лица, крупным, чуть вздёрнутым носом, небольшим ртом, нежными голубыми глазами и белокурыми волосами. (Илл.4)
В ноябре 1661 г. Гезина влюбилась в некоего Хенрика Джордиса, купца и поэта-любителя. Она написала под одним из своих рисунков: «Да здравствует сердце, которое любит мое сердце!» Однако эта поздняя любовь продлилась недолго: согласно устной семейной традиции, молодой человек внезапно впал в безумие. Хенрик Джордис познакомил Гезину с языком символов, снабдив её текстом, опиравшимся на книгу о символах Чезаре Рипы.
Душевная близость Гезины и её младшего брата имела в основании сходство вкусов и характеров. С детства Мозес проявлял замечательные способности к рисованию. Подобно отцу, он выбирал библейские или мифологические сюжеты, которые рисовал в стиле Питера Ластмана или голландских художников, находившихся под влиянием искусства Италии. Большое впечатление на Мозеса произвели работы Рембрандта, которые он увидел в Амстердаме. Молодой человек старался приобрести офорты Рембрандта и добросовестно их копировал, изучая проблемы светотени.
Мозес выполнил хорошие портреты отца и матери. Иногда он и брат Герард имели одну и ту же модель, например, некоего Яна Фабуса – мальчика с круглой физиономией, светлыми волосами, крупным носом и сонными глазами. [Michel,1887:15 - 20]
Искусство не могло полностью заполнить жизнь Мозеса. В его записных книжках содержатся наброски военных, заметки о военных маневрах, цифры, связанные с перемещениями войск. Движимый патриотизмом, он поступил офицером во флот. В 1664 г. началась вторая англо-голландская война. Поводом для неё стало нападение англичан на голландские крепости на западном побережье Африки и захват Нового Амстердама в Северной Америке. Хотя его мучили дурные предчувствия, Мозес проявил мужественную решимость и в 1666 г. отправился на фронт. Летом 1667 г. он участвовал в военной кампании. В июне Михил де Рюйтер и Корнелис де Витт возглавили успешную атаку голландцев на английские военные корабли, стоявшие на верфях Чатема. Некоторое время спустя часть флота отплыла к берегам Харвича с намерением захватить форт Ландгард и, в перспективе, бросить вызов английским кораблям поблизости. Мозес Терборх погиб 12 июля 1667 г., получив ранение в голову и сердце.
Семья и знакомые отозвались на смерть Мозеса стихами и аллегориями. Переживая гибель Мозеса, с особой настойчивостью Гезина постоянно возвращалась в своих рисунках к последним мгновениям его жизни. [Michel,1887:22 - 23] На одной из аллегорий она изобразила его в качестве элегантного кавалера, которого пытается соблазнить дьявол. Одной рукой дьявол тянет молодого человека к себе, а в другой держит удочку, которой выуживает из моря женскую фигуру (сирену), олицетворяющую опасности, с которыми столкнулся Мозес, поступив в военный флот. На переднем плане мы видим мышь, готовую войти в мышеловку, что равносильно добровольному следованию героя навстречу роковой ловушке судьбы. На втором рисунке художница помещает брата в прекрасный пейзаж в окрестностях Зволле, изображая его гуляющим с борзой собакой. На третьем рисунке Мозес представлен стоящим на английской земле, где повсюду его окружают опасности – один скелет высматривает его из-за дерева, на котором сидит зловещий символ – сова, а другой плывёт по морю в лодке. На грядущую гибель Мозеса намекают и мачты затонувших кораблей. Четвёртый рисунок изображает Мозеса на фоне холма Харвича, где, как полагает Элисон Мак Нил Кэттеринг, он был похоронен после гибели. На засохшей сосне сидит предвещающая ему гибель сова. Сзади, на море, разворачивается жестокая битва, а смерть в виде скелета в лодке изо всех сил гребёт вёслами к берегу.
В конечном итоге печаль по брату привела к созданию его мемориального портрета, выполненного Герардом и Гезиной совместно. Кэттеринг считает, что голова, руки, песочные часы и гончая собака созданы Герардом, а остальные части – его сестрой. Ею же была разработана композиция портрета с его многочисленными символами. (Илл.5)
Мозес написан в полный рост на фоне скалы в окружении символов бренности бытия и двух собак – гончей и спаниеля. Композиция портрета построена по принципу, на основании которого изображали только правителей и представителей высшей знати. На его военные подвиги намекают лежащие на земле доспехи, а также оставленные на скале шлем и свисток. Расположенные рядом часы неумолимо отсчитывают время его жизни.[Kettering, 1995:317-326] Зловещая змея, выползающая из-за скалы, символизирует дьявола-искусителя, приведшего человечество к грехопадению, и пророчит герою его неминуемую гибель. Бабочка, порхающая с другой стороны, означает воскресение, чистую душу, возносящуюся к небесам. У ног молодого человека растут цикламены – в христианском искусстве – символ скорби девы Марии по её сыну, при этом красные пятна на них означали её кровоточащее сердце. Справа от них изображён чертополох – символ страстей Христа, который принес себя в жертву ради человечества.[Ковалева, 2013:35-36] Из-под него выползает ящерица, изображение которой Э. Кэттеринг толкует как благожелательный символ существа, предупреждающего человека о приближении змей.
О бренности всего земного, помимо механических часов, напоминают брошенные наземь песочные часы и морские раковины.
Некоторые символы портрета рассказывают нам о добродетелях Мозеса и его духовным возвышении над смертью. Так, плющ, обвивающий скалу, является эмблемой вечной жизни. Улитка прославляет его упорство и терпение, а скала – его решительность и стойкость. Собаки считались символом верности, но борзая с картины есть на одном из рисунков Мозеса 1666 г., а похожий спаниель есть в альбомах Гезины и носит имя Актеон. По мнению Э. Кэттеринг иконография портрета «несомненно, должна была привлечь внимание к героизму и мужеству Мозеса, к его смерти - презрению и победе над смертью, и к тому, что он навсегда останется в сердцах скорбящих». [Kettering, 1995:326-332]
В 1668 г. сестра Герарда Терборха Яннекен вышла замуж за купца Сийбранда Шеллингера из Амстердама, а в конце года умерла жена художника. Герард стал чаще навещать столицу Голландии и завел там клиентов, желавших заказать ему портреты. В частности, он создал серию портретов семьи Панкрас, один из членов которой был амстердамским бургомистром и директором Ост-Индской компании.[Kettering, 1999:66]
23 октября 1671 г. умерла сестра Герарда Анна.
В 1672 г. Франция объявила войну Голландии. Голландия была центром антифранцузской пропаганды и главным экономическим соперником Франции. Союзниками Франции стали Англия и Швеция. 22 марта французские войска перешли через реку Рейн. Людовик XIV, вместо того, чтобы быстро направиться к Амстердаму, тратил время на зрелищные осады. Его промедление привело к тому, что голландцы открыли Мюйденские шлюзы Зюйдерзее, залив все земли, находившиеся в низине. Столица страны оказалась на своеобразном острове, окружённом водой. Жители страны храбро сопротивлялись, используя военные корабли. Тяжёлое положение страны отчасти было результатом политики крупной голландской буржуазии, экономившей на военных расходах. Это привело к народному восстанию, в результате которого был свергнут «великий пенсионарий» Ян де Витт, а Вильгельм III Оранский (1650 – 1702) стал статхаудером пяти из семи провинций страны. [Птифис, 2008:155-159]
Когда в 1672 г. Вильгельм III Оранский, занятый обороной страны, прошел через Девентер, магистраты этого города, желая показать ему свою привязанность, попросили его позировать перед Терборхом. Принц ответил, что он пошлет им свой портрет, написанный Каспаром Нетшером (1639-1684). Те отклонили это предложение, сказав, что у них в городе работает учитель Нетшера. Принц был вынужден согласиться. Во время позирования он пытался расспросить художника о его успехах в Испании, но Герард Младший дал ему ответы в уклончивой и шутливой манере. Ни один из трёх портретов принца, которые сделал Терборх, не дошли до нашего времени.
1672 г. был катастрофическим для Голландии, и особенно для провинции Овер-Исель, которую оккупировали французские войска. В это период художник покинул Девентер и переехал в Амстердам, но в 1674 г., с уходом врага, вернулся, чтобы остаться в нем до конца жизни. [Michel,1887:62] Девентер обнищал в результате военных действий. Вероятно, Герард Терборх Младший испытывал финансовые трудности, потому что согласился копировать портреты Нетшера в Амстердаме. В 1673 г. ему повезло получить заказ на серию портретов членов влиятельной семьи Грэфф. [Kettering, 1999:67]
После смерти жены Герарда, его хозяйство по возвращении в Девентер вела сестра Сара. Она умерла 26 ноября 1680 года, а через год, 8 декабря, Герард Терборх Младший сам умер в Девентере. Согласно завещанию художника, его останки были перевезены в родной город Зволле. Он был погребён при большом стечении народа возле членов своей семьи, в церкви Святого Михаила, где до сих пор видна его могила, узнаваемая по инициалам G. T. B., написанным на плите. [Michel,1887:62]
К концу жизни, с уходом родных, жизнь Гезины становилась все более одинокой. Её мать, Вискен Маттис, ушла из жизни 13 апреля 1683 г. Сама она умерла 16 апреля 1690 г. и была похоронена в церкви Девентера. Свои и собранные ею альбомы, рисунки и портреты Гезина завещала сестре Катарине с условием их тщательного сохранения, что семья сестры и выполняла на протяжении почти двухсот лет. [Michel,1887: 23]
Библиографический список
1. Сугробова, 1991 - Сугробова О. Герард Терборх. //Сто памятных дат. 1992 год.– М: Советский художник, 1991. С.145-148.
2. Ковалева,2013 - Ковалева М.В. Очерки по истории европейской культуры повседневности XVII в. – Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2013. 319 с.
3. Птифис, 2008 – Птифис Ж.-К. Людовик XIV. Слава и испытания. – Санкт-Петербург: Евразия, 2008. 382 с.
4. Cook , 2019 - Cook Nicole E., Project Coordinator for Academic Partnerships, Philadelphia Museum of Art. Gesina ter Borch: Artist, Not Amateur. Режим доступа: 5. Gerard Ter Borch the Elder, 2019. - Gerard Ter Borch the Elder. The marriage of the Virgin.//Режим доступа: 6. Kettering, 1995 - Kettering Alison McNeil. Het "Portret van Moses ter Borch" door Gerard en Gesina ter Borch. // Bulletin van het Rijksmuseum, Jaarg. 43, Nr. 4 (1995), pp. 317-335. Stable URL: http://www.jstor.org/stable/40382973
7. Kettering , 1998 - Kettering Alison McNeil. Gerard Ter Borch and the Treaty of M;nster. – Hague: Mauritshuis, 1998.-55р.
8. Kettering , 1999 - Kettering Alison McNeil. Gerard ter Borch's Portraits for the Deventer Elite. // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, Vol. 27, N1-2,1999. - Рp. 46-69
9. Kettering , 2002 - Kettering Alison McNeil.Gerard ter Borch's Swearing of the Oath of Ratification of the Treaty of Munster as Historical Representation. Forschungsstelle / Research Centre "Westf;lischer Friede", Westf;lisches Landesmuseum f;r Kunst und Kulturgeschichte M;nster, Domplatz 10, 48143 M;nster, Deutschland/Germany. - Last update: September 25, 2002. – 24 р. Режим доступа:
10. Michel,1887 - Michel Emile. Gerard Terburg et sa famille. _Paris – Londres: Ruam Editeur, Gilbert WOOD and C,1887. – 152 p.
Приложение 1.Иллюстрации
1. Мозес Терборх. Портрет Герард Терборха Старшего. Рейксмузей, Амстердам
2. Герард Терборх Старший. Бракосочетание Девы. Частное собрание
3. Автопротрет Герарда Терборха.Маурицхёйс, Гаага
4. Автопортрет Гезины Терборх.Рейксмузей, Амстердам
5. Герард и Гезина Терборх. Портрет Мозеса Терборха. Рейксмузей, Амстердам.
Приложение 2. Родословное дерево Теборхов. Источник: Oud-Holland onder redactie van Nicolaas de Roever, Abraham Bredius. – Amsterdam,1886. – P.165.
Свидетельство о публикации №220122801779