Зулейха открывает путь Рецензия
Весной 2020-го года, в разгар пандемии, по каналу ВГТРК прошла премьера телефильма «Зулейха открывает глаза». Но широко разрекламированный и анонсируемый проект явно не удался, симпатий не завоевал. Тема репрессий в СССР, раскулачивания, спецпереселенчества, показанная на экране, отображена довольно слабо, камерно. Хотя до конца 4-й серии еще оставались ожидания и надежды увидеть картины полной и масштабной катастрофы народной трагедии. Однако в следующих эпизодах всё ушло в лубочность и любовные коллизии. Даже сцены сексуальные повторяются чуть ли не в каждой серии, а вот подлинности отображения эпохи – не получилось. Котельникова в подстаканнике держит граненый стакан, впервые созданный в Гусь-Хрустальном в 1943 году… Как по волшебству, мигом наладились лесозаготовки, выстроился за полгода поселок, поднялся добротный клуб, и пошли в нем танцы под патефон. Даже электричество появилось. Авторам сценария, а их целых три, явно не удалось выдержать напряжения и остроты сюжета, завладеть зрительским вниманием…
В 2013 году я, как Вице-президент Фонда писателя Скромного, обращался на Первый канал по поводу телепроекта о великом поэте Николае Рубцове. Вероятно, это обращение не дошло. Общался я потом и с продюсерами канала, которые положительно оценили сценарий «Рубцов» на фестивале в Вологде в 2018 году, присудили ему «диплом победителя», но дальнейшего участия своего, несмотря на просьбы, не проявили. Так для чего же тогда устраиваются фестивали? Для фуршетов? Наверное, нужны какие-то иные способы и средства, проявиться на телевидении. Но вот я обратился по другому, и только одному, особенному и отдельному поводу. Дело в том, что впервые, в русской литературе (кроме заметок в документальном исследовании «ГУЛАГ» Солженицына), и по-настоящему, тема спецпереселенчества появилась, и раскрыта не у щедро спонсированной писательницы Гузель Яхиной, а в другом, уже почти забытом, но уникальном, и ярком в художественном отношении произведении, – тетралогии-эпопее «Перелом», крупного, талантливого, и, к сожалению, безвременно ушедшего, в 2007 году, писателя, жившего в Мурманске, – Николая Александровича Скромного. Роман его (первая книга) впервые был издан в Москве, стотысячным тиражом, почти в самом начале Перестройки! В 1988 году! Тогда, еще при жизни, его называли «заполярным Шолоховым», и тогда же, ему сразу же, присудили престижную, Всесоюзную премию, имени Николая Островского, и приняли, по журнальной публикации, в Союз писателей. Явление небывалое в то время. Это теперь союзов предостаточно, и премий хоть отбавляй, наверное, под сотню, хоть и все они, почти, девальвированы, и неизвестно, кто за что их получает, а тогда это было признанием настоящим, истинным. Тогда же выдвигали роман и на публикацию в «Роман-газете», а на уровне местном автора оценили сразу же, и безоговорочно, доверили руководить писательской организацией. Успел еще Николай Александрович получить Большую Литературную премию России, в 2006 году. А в последний год жизни, словно спохватившись – ему дали премии и Губернаторскую, и пароходскую, и от Северного флота… В 2018 году, к 70-летию, был открыт бюст в городе Мурманске, подготовлен и выпущен сборник воспоминаний, в школах области давно уже изучают период коллективизации по его произведению. Запущен проект по присвоению имени одному из кораблей Северного флота, где Скромный работал…
Конечно, удивительно и отрадно, что роман Яхиной стал одной из читаемых книг в сетях. Сыграло роль, конечно, пропаганда. И никто не умаляет достоинств ее романа. Но ужасы раскулачивания, реальные, здесь не прочитываются… У Скромного это показано убедительней, горше, с истинной и настоящей правдой, поражающей глубиной. Тот же Голодомор, который истязал и медленно убивал людей, целыми поселениями… И не только представителей татарского народа, но и украинцев, чеченцев, поляков, казахов, и конечно, – русских. По роману Скромного, именно их, поначалу, партию высланных из его родного села, привел уполномоченный, главный герой, Максим Похмельный – в Северный Казахстан. Потом туда стали доставлять и другие партии… Но ведь и роман Скромного давно выставлен в Интернете, с 2016 года, и читателей там уже более двадцати тысяч. Сейчас еще и что-то сдвигается в повторном издании романа, после первого, (в 2003 году, с помощью Русской литературной Ассоциации Канады), – заинтересованы издательство «Вече», та же «Роман-газета». А всероссийская газета «Книжное обозрение», в мае 2019 года, опубликовала пространную и обнадеживающую статью о Скромном. Так неужели же многострадальный «Перелом», по уровню таких шедевров, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (по мнению ведущих критиков), не достоин воплощения на главном телеэкране страны? Первом канале? Давно уже написан и ждет своей участи литературный сценарий для телефильма в 12 сериях, «Излом», изданный, по желанию Скромного в свое время, отдельной книгой. Предлагал я реализацию телепроекта в Казахстан, были обращения и на другие каналы. Тщетно… И вряд ли что-то сдвинется и сейчас. Да, долгие годы прошли с создания нашего Фонда, больше 10 лет, столько моральных сил было потрачено, что уже ни на что не надеешься, и ни во что не веришь. Просто хотелось поделиться наболевшим…
Николай РОГОЖИН, член Союза Российских писателей, г. Мурманск.
Свидетельство о публикации №220122801800