Пируэты судьбы

   Моя бабушка по материнской линии в молодости очень любила танцевать. Когда к ней посватался молодой человек, она согласилась выйти за него замуж при одном условии: если он будет с ней ходить на танцы! Свадьба состоялась, но танцевать им пришлось недолго, потому что вскоре на свет появилась моя мама, о которой я и хочу рассказать.
   В стихотворении «Не уходи, зима!» я вспоминаю свой любимый зимний вид спорта – фигурное катание на коньках. Любовь к нему привила моя мама, волей судьбы ставшая тренером. Именно ей мы обязаны появлением этого вида спорта в 60-е годы прошлого века в Рязани.
   Удивительно только, что в книге В. Н. Григорьева «История рязанского спорта» (Рязань, 2005) нет ни слова о фигурном катании в нашем городе в этот период. Мне, непосредственному участнику этих событий, хотелось бы восполнить этот пробел в истории рязанского спорта. Мой рассказ могут дополнить Саша Антонов, Галя Каршак, Наташа Корбут, Надя Агафонова, Наташа и Галя Вервейкины, Галя Рябичкина, Таня Мишина, Толя Захаров, Саша Орешкин, Витя Панин и многие другие, занимавшиеся фигурным катанием вместе со мной в 60-70-е годы у моей мамы – Галины Алексеевны Гнеденко.
   Вот что она пишет о своих юношеских годах, проведённых в Москве, в книге мемуаров «Вместе с веком», вышедшей в 2012 году:
«Любовь к фигурному катанию на коньках я пронесла через всю жизнь. Несмотря на то, что на коньки я встала в пять лет, по-настоящему увлеклась ими в студенческие годы. Но ещё в школьные годы мы любили кататься на коньках недалеко от дома – на Чистых прудах. Мы ухитрялись выходить из дома прямо на коньках и, пробежав переулок по накатанным ледяным дорожкам, оказывались на замёрзшем пруду…
Моя мама тоже была большой любительницей коньков: было время, когда мы вместе с ней ходили на каток… К этому времени я сменила «снегурки» на «гаги»: любила на них гонять на катке по кругу.
   Но всё круто изменилось после знакомства с журналистом Самсоном Глязером, который организовал группу фигуристов-любителей. Он предложил мне посещать каток в ЦПКиО им. Горького. Там по воскресениям на танцевальной площадке, которая зимой превращалась в каток, играл духовой оркестр, а фигуристы разучивали танцы на льду…
   Да, это было военное время, 1943-й год, но в Москве уже работали театры, зимой – каток. Вечером, после учёбы в институте и дежурства в госпитале, где проходили лечение раненые бойцы, я, сандружинница, с отличием окончившая курсы медсестёр, спешила на каток…»
   По окончании института мама была направлена на работу в Ленинград. Здесь она работала инженером и одновременно тренировалась у известного фигуриста Николая Александровича Панина-Коломенкина – первого обладателя золотой медали в этом виде спорта и первого российского олимпийского чемпиона!
   В 2008 году в статье «Таланта искристые грани», опубликованной в газете «Спортивная Рязань» к 100-летия участия России в Олимпийских играх, мама вспоминает: «В 1908 году в Лондоне стартовали IV Олимпийские Игры. Тогда впервые в программу Игр вошли соревнования по фигурному катанию на коньках. Программа выступлений фигуристов была намного сложнее сегодняшней и включала в себя исполнение сложных обязательных фигур на льду и произвольной программы под музыку.
   Лучшие результаты показал российский спортсмен Николай Панин-Коломенкин. Мне посчастливилось заниматься у этого замечательного спортсмена и человека и выступать под его руководством в составе сборной команды фигуристов Ленинграда на стадионе «Динамо» в Москве в 1948 году, где проходила Спартакиада народов СССР, посвященная 30-летию Советской Армии…»
   Сохранились бесценные фотографии с любимым тренером и родной командой фигуристов… Переехав в Рязань, мама по собственному желанию стала инициатором создания спортивных секций для фигуристов. Занятия с детьми проводились по программе ДСШ. Заливали маленький «пятачок» в горпарке, но его явно не хватало для всех желающих.
   Одно время занятия проходили на стареньком стадионе «Трактор», который позднее был перестроен по новейшим технологиям и получил название «стадион ЦСК»: в одном из его помещений сейчас размещается Музей рязанского спорта.
Энтузиазм Галины Алексеевны заметил председатель областного комитета по физкультуре и спорту В. В. Шатров и предложил ей заниматься на стадионе «Спартак». Там заливали большое футбольное поле, где стали проходить занятия юных фигуристов.
   Но фигуристам всё же требовалась площадка с определёнными размерами и удобствами. Опять же по инициативе Галины Алексеевны такая площадка была построена в ЦПКиО. Как инженер-геодезист она принимала непосредственное участие в строительстве. Здесь же была организована и первая постоянная секция фигурного катания на коньках в Рязани.
   Надо было видеть, с каким усердием мы рисовали на льду «восьмерки», прыгали «тулупы» и «аксели» – часто в хороший мороз. Но теперь у нас, наконец-то, появилась теплая раздевалка: забегали на некоторое время погреться, не забывая при этом надеть чехлы, чтоб коньки не тупились, и назад – отрабатывать технику!
Мы старались, овладевая новым для нас искусством.
   А стараться было для чего: лучшие фигуристы, призёры соревнований, выходили на городские соревнования – итог работы всего сезона. А участникам этих соревнований, выдавались продуктовые карточки, на которые можно было пообедать в кафе, что напротив десантного училища (оно существует до сих пор), или поменять там эти карточки на… шоколад! Сегодня трудно себе представить такой дефицит, но тогда были другие времена. А шоколад для спортсмена – вещь очень полезная! И все мы, как правило, выбирали шоколад. Ведь пообедать можно и дома… Так что стимул стараться – был!
   Зимой темнеет рано. И чтобы вечером можно было заниматься на катке, провели верхнее освещение. При свете ламп мы допоздна рисовать на льду так называемые «восьмерки» – школьную программу. Сложность этой обязательной программы состояла в том, что определённую фигуру надо было проехать на одной ноге по три раза «след в след», что требовало особого мастерства, а для этого нужно было много и упорно тренироваться.
   Во времена Панина-Коломенкина спортсмены сами придумывали рисунки на льду неимоверной сложности и должны были их исполнить на соревнованиях. При этом надо учитывать, что лёд тогда заливали прямо на улице из шлангов: не всегда он был достаточно ровным. Это создавало дополнительные трудности для выполнения фигур, ведь любой выступ или трещина могли стать причиной досадного сбоя или даже падения…
   В дальнейшем была разработана специальная таблица обязательных упражнений для каждого спортивного разряда, которые мы постоянно осваивали. Именно на этих самых «восьмёрках» и оттачивались рёберность, бесшумное скольжение, точность движений, собранность и умение владеть своим телом при исполнении «троек», «скобок», «петель», «крюков» и «выкрюков». Для исполнения «школы» даже были выпущены специальные коньки с зубцами меньшей величины!
   Обязательную программу у фигуристов не так давно отменили. Это можно сравнить с тем, что ученик сразу поступает в вуз, не пройдя школьное обучение!.. А тогда нам порой было забавно смотреть, как на соревнованиях, во время исполнения обязательных фигур, арбитры в спорных ситуациях ползали по льду на четвереньках, измеряя в сантиметрах, насколько далеко один след лёг от другого: от этого часто зависела оценка арбитра и, соответственно, призовое место спортсмена…
   Однако новое время диктует свои законы. Сегодня всё построено в угоду бизнесу: чем больше зрителей, тем больше прибыль. А зритель на «школу» не пойдёт: не интересно. Другое дело – произвольная программа! А ещё лучше – костюмированные показательные выступления! Зрителю нужны зрелищные мероприятия, на то он и «зритель»… Но мы опять отвлеклись.
   Более 200 фигуристов разных возрастов занимались тогда в нашей спортивной секции. Работая инструктором по фигурному катанию и методистом по спорту, маме порой приходилось по шесть часов в день находиться на льду на коньках, так как кроме неё тренеров в Рязани не было. Тогда для работы с начинающими фигуристами были приглашены рязанские мастера спорта по художественной гимнастике Л. Селезнева и Артемьева, а также любитель-фигурист инженер Н. Д. Харченко. Большую помощь оказывала фигуристам директор ЦПКиО Т. Д. Ченцова, которая также хорошо стояла на коньках.
   Галина Алексеевна не только учила нас правильно кататься, но и прививала нам эстетический вкус. На занятиях работал радиоузел, и мы имели возможность кататься под классическую и популярную музыку, которая тщательно подбиралась для тренировок. Специальные кассеты с записями танцевальных мелодий для катка Галина Алексеевна привозила из Москвы со сборов тренеров России, куда она регулярно ездила, начиная с 1961 года.
   Особенно мне запомнилось участие в театрализованных постановках на льду с персонажами народных сказок. Теперь такие «шоу» часто показывают по телевидению. А тогда это были невиданные для жителей города представления, которые собирали большое количество зрителей со всего города.
   Были осуществлены костюмированные постановки на музыку П. И. Чайковского «Времена года», в которых непосредственное участие принимали не только все фигуристы, но и их родители: они шили костюмы, помогали расчищать лёд и заливать каток.
   Благодаря Галине Алексеевне впервые были осуществлены круглогодичные тренировки спортсменов-фигуристов. Её стараниями в ЦПКиО был построен зал для хореографии, где проводились занятия «у станка» и отрабатывались «на полу» произвольные программы на следующий сезон, музыка для которых подбиралась каждый год разная – индивидуально для каждого фигуриста-разрядника. Летом мы часто выезжали в походы и на экскурсии. И с нетерпением ждали зимы!

     Встать на коньки спешу тогда.
     И, вспоминая юность нашу,
     Зеркально-лобый глянец льда
     Опять узорами украшу…

   Фигурное катание на коньках в Рязани становилось популярным видом спорта: появились секции на других катках города – стадион «Локомотив», Станкозавод. Однако, федерацию фигурного катания создать не удалось, т. к. новые секции быстро распадались, просуществовав не более трёх лет. И только наши занятия в ЦПКиО были постоянными.
   Галина Алексеевна была в Рязани главным тренером по фигурному катанию и председателем тренерского совета. Опять же по её инициативе был построен первый в Рязани каток с искусственным льдом на стадионе «Спартак». Кроме нас там ещё тренировались хоккеисты. И перед каждой тренировкой нашей секции заливался лёд!..
   Сегодня это – увы! – совсем заброшенное здание. А в 60-е годы там даже проходили международные соревнования по хоккею с шайбой. Помню матч СССС-США в 1967 году, перед началом которого фигуристы в парадных костюмах выстроились с букетами цветов на льду вдоль бортика напротив участников матча и, по команде диктора, подъехали к хоккеистам для вручения цветов…
   На искусственном льду занятия можно было проводить почти до апреля. А раньше на катке в ЦПКиО на традиционных показательных выступлениях по случаю праздника 8 Марта нам приходилось «плавать» по растаявшему льду: лезвия коньков просто утопали в мягкой ледяной жиже! Единственное, о чём тогда думал каждый выступающий – как бы не упасть!.. Понятно почему?!
   Галина Алексеевна проработала с фигуристами 15 лет и перешла на работу по специальности – инженером в проектный институт. Учеников-разрядников она передала вновь прибывшему тренеру Галине Дмитриевне Щегловой (о которой в «Истории рязанского спорта» тоже ничего не сказано), но связь с фигурным катанием не прерывала. Являясь судьей по спорту I категории, Галина Алексеевна выезжала на зональные соревнования в качестве судьи: только как главный судья, она провела в городе 30 соревнований!
   Забегая вперёд, скажу, что намного позже, после закрытия фигурного катания в Рязани (было и такое!), тренер Г. Д. Щеглова уехала работать в Канаду, где с тех пор благополучно тренирует иностранных фигуристов вместе с дочерью, выпускницей института физкультуры. Наши кадры нигде не пропадут!..
   За время своей спортивной биографии мама собрала богатый материал по отечественному фигурному катанию, который составил 126 альбомов! Я лично передала их в Москву в Музей спорта в Лужниках. Шесть её альбомов по развитию фигурного катания на коньках в Рязани с фотографиями и материалами из газет находятся в Рязанском городском музее спорта на стадионе ЦСК, где целый стенд с книгами, фотографиями и наградами посвящен её спортивной биографии.
   В наше прагматичное время не устаёшь удивляться такой неиссякаемой энергии, искромётной бодрости духа и такого жизнелюбия, какими обладала мама – неутомимая общественница. Беззаветно преданная своему увлечению спортом, она «заражала» любовью к нему всех окружающих.
   И в нашей семье все любили танцы на коньках. Особым рвением отличался отец. Как военнослужащий и участник ВОВ он рано вышел в отставку: свободного времени у него было достаточно. Он пользовался этим и не пропускал ни одной тренировки на льду. Как сейчас вижу его в валенках, в длинном суконном пальто с каракулевым воротником и каракулевой шапке-ушанке: он стоит у края льда и, как заправский тренер, даёт указания фигуристам, как лучше сделать тот или иной элемент. При этом ещё и пытается показать «ласточку», «пистолетик» или сделать прыжок «перекидной». И смех, и грех!.. В одном он был прав: со стороны-то, как говорится, ошибки виднее…
   Моя спортивная биография началась рано. С двух лет я уже уверенно стояла на… двухполозных коньках! Закончилась же моя спортивная карьера из-за травмы: тогда у меня уже был 2-й взрослый разряд. Но со льда я не ушла: будучи ученицей восьмого классе средней школы, я тренировала группу начинающих фигуристов, помогая старшему тренеру.
   Круговорот жизни занёс меня в студию бального танца. И опять зазвучали для меня ритмы вальса, самбы, пасодобля… В фигурном катании было проще: там мы выступали в одиночном катании. Здесь же нужна была пара. Всё бы ничего, но постоянно возникали проблемы с партнёрами.
   Смешно сказать, но я меняла их, как перчатки! Только научишь одного танцевать, так его в армию забирают. Другого обучишь – уезжает по распределению после окончания института. А то очередной партнёр женится, а жена ревновать начинает: приходится парню бросать занятия. Так и не удалось мне в соревнованиях по бальным танцам принять участие…
   Но знания, полученные в танцевальной студии, в дальнейшем пригодились. Во время учёбы в московском институте культуры я на общественных началах организовала танцевальный кружок в соседней средней школе – как будто больше нечем было заняться?!
   Партнёром вызвался быть студент из параллельного курса – мой земляк Коля Плётнёв. Ребята-старшеклассники, которые пришли к нам в кружок, подобрались с чувством юмора: они называли наш кружок не иначе как «танцеВАЛЬно-танцеКОЛЬным»!..
   С нашим коллективом мы выступали на школьных вечерах, а также совершили много интересных поездок по изучению достопримечательностей Московской области. По окончании института мы ещё долгие годы переписывались с нашими юными танцорами, не теряя связи друг с другом.
   Николай Плетнёв сделал блестящую карьеру, став директором Рязанского Дворца культуры нефтяников, позднее переименованного во Дворец молодёжи. С годами он не потерял чувство юмора, проводя в ДК ежегодные состязания рязанских КВНщиков. А его кабинет просто ломился от фигурок поросят самого разного вида – сувениры от гостей, друзей и знакомых. Директор посчитал, что, пусть лучше ему дарят поросят, пока те не подросли и не превратились в «свинью», которую можно будет «подложить»…
   Но вернёмся в наше время. Прошедшая школу фигурного катания старший сестра, также, как и мой брат, до сих пор просто «прилипают» к экранам телевизоров, когда начинается очередной чемпионат по фигурному катанию на коньках. Внук сестры, занимавшийся с детства бальными танцами, - неоднократный призёр чемпионатов по спортивным танцам на паркете. Их танцевальная пара на мой 50-летний юбилей иллюстрировала на сцене Дворца молодёжи исполнение моих песен в разных ритмах: вальс, танго, румба, джайв, ча-ча-ча. Так появилась программа под названием «Танцевальные ритмы гитары», которую мы записали на диск. Наверное, это единственный в своём роде концерт, где бальная пара танцует под аккомпанемент гитары. Незабываемые впечатления!
   Мой сын тренировался у чемпиона мира по роликовым конькам и стал организатором роллершколы в Рязани и её инструктором. Со своей командой он выезжал на соревнования в другие города, и, как когда-то бабушка, проводил городские соревнования и показательные выступления, но уже на роликовых коньках.
   Наша семья может гордиться тем, что в том же музее спорта на ЦСК, рядом с  реликвиями ветерана войны, труда и спорта Галины Алексеевны Гнеденко – повидавшими виды фигурными коньками – есть стенд с грамотами, медалями и кубками её внуков, которые также стали спортсменами... Великое дело - наследственность!..
Отрадно, что красивый вид спорта – фигурное катание на коньках – вновь возродился в нашем городе, что очень обрадовало бы маму, которой, к сожалению, уже нет в живых. Но память – она ведь вечна…
   Вот такие они – пируэты судьбы, о которых я хотела вам рассказать.

             Памяти мамы

     Дни пролетели вместе с веком,
     Растаяли, "как с яблонь дым".
     Рассветом сумрачным, седым
     С юдоли ты ушла земной
     Душой задорной, молодой –
     Простым, обычным человеком...

                декабрь 2020 года


Рецензии