Пассионарии среди нас

Когда-то Лев Николаевич Гумилёв, советский и российский учёный, писатель, переводчик, археолог, востоковед, географ, историк, этнолог, философ (сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой), создал пассионарную теорию этногенеза. По этой теории в истории цивилизации всегда рождаются люди, которых Гумилёв называл пассионариями (от фр. passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть»). Это люди, обладающие врождённой способностью извлекать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Т.е. пассионарии и являются теми, кто двигают человечество на пути его эволюционного развития. Являясь людьми нового склада в популяции, пассионарии ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом.

Яркая иллюстрация этой теории. Как-то я наткнулся на одну очень популярную композицию, которую часто исполняют многие музыканты. Называется она «Petite fleur» ("Маленький цветок"). Но первый раз я наткнулся на ТАКОЕ исполнение. Оно поразило необычным звучанием духового инструмента, его пронзительными и стонущими вибрациями. Стал копаться и выяснил, что инструмент называется сопрано-саксофон. В отличие от обычного загнутого саксофона, этот инструмент выглядит как распрямлённый саксофон. А солирует на нём Sidney Bechet/ Сидней Беше. Он же является и автором этой композиции. Написана она в 1952 году. Я очень люблю джаз, но никогда не являлся знатоком его. Т.е., конечно, мне известны такие имена как Дюк Эллинтгтон, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Гленн Миллер и многие другие. Но никогда не слышал о Сиднее Беше. Стал копать дальше. И о, ужас! Дюк Эллингтон говорит: «Беше — наше начало… Его вещи — сама душа, в них все самое сокровенное. Беше для меня символ джаза… Все, что он играл, было неповторимо. Это великий человек, и никто не мог играть, как он». Т.е. перед нами великий человек, известный в узких кругах знатоков джаза, перед которым снимает шляпу даже Дюк Эллингтон?

Читая то немногое, что есть в интернете о Сиднее Беше, я постепенно стал рисовать себе образ этого человека и музыканта, чтобы понять, почему о нём пишут, что это выдающийся джазовый музыкант, родоначальник новоорлеанского джаза 1920-х годов, которого Герман Гессе вывел в своём романе "Степной волк" под именем Пабло, но он практически неизвестен широкой публике.

Эта тема меня заинтересовала не только потому, что я хотел больше узнать о Сиднее Беше, но чтобы проанализировать это как явление. Периодически приходится натыкаться на такие яркие жемчужины, оказавшие влияние на различные виды искусств, но остающиеся в тени, недооценённых обществом.

Конечно, я здесь опишу только своё видение этого музыканта. Но думаю, что оно имеет право на существование. Любой биограф, даже тщательно исследовав каждый прожитый день выдающегося человека, не выведет в его биографии точный портрет его, но отразит свой образ, своё видение. Поэтому так часто писатели и режиссёры выводят перед читателем реальных героев под другими именами, подчёркивая, что это их видение, их интерпретация. На самом деле, важны не подробные описания фактов биографии, а внутренний образ, талант как явление, как обобщение. Разве не так пишет портрет талантливый художник? Ремесленник и копиист пытается точно скопировать внешние черты лица, часто приукрашивая действительность, чтобы продать свою работу заказчику. Но настоящий художник передаёт в портрете внутренний мир человека. Он проникает в подсознание человека, в его глубинную суть, которую можно назвать истинной сущностью человека, тем, кем он в действительности является.

Биография Беше — это биография вечного скитальца. Он нигде не засиживался подолгу, совершал турне по городам и странам с разными музыкальными коллективами. И только в конце жизни осел в Париже. Инструмент, с которого он начинал свой путь в джазе, был кларнетом. Позже он нашёл для себя ещё и сопрано-саксофон. Этот инструмент в наибольшей степени отражал его характер, его страстность, его эмоциональность. А это был человек истинно страстный, бунтарь, всегда выражающий то, что он чувствовал, не считаясь с авторитетами и общественным мнением. Вот в этом и заключается главная причина его неприятия широкой общественностью, его непубличность. Вспомним для сравнения такого музыканта как Паганини. Найдём много общего. Паганини привлекал своей музыкой, своей виртуозной игрой, своей страстностью. Она будила в людях страсть, пробивала те панцири ханжества и показного пуританства, которым общество прикрывалось. Это щекотало нервы, манило, завораживало. Но и пугало. Люди страшились того, что то, что они так тщательно прятали в глубинах своего подсознания, выйдет наружу, пробудит их истинную природу. Но религия и мораль общества твердили, что это грех. И люди, тайно восхищаясь музыкой Паганини, готовы были его распять, объявив его талант как сделку с дьяволом. Так и Буше. Он шёл всегда своим путём, который ему подсвечивал его внутренний маяк. Не считаясь с тем, что думали и считали другие. Именно поэтому, когда после бума новоорлеанской музыки в США наступил её спад, Сидней продолжал играть новоорлеанский джаз. Это привело его к нищете, к невозможности зарабатывать. Он уезжает из США. И его родина на долгие годы и десятилетия забывает о нём. А Дюк Эллингтон и Луи Армстронг, с которыми он работал, наоборот, идут в гору к пику своей популярности. Всего лишь потому, что у них была коммерческая жилка. Они чувствовали, куда дует ветер, и учитывали вкусы и желания общества. Беше продолжает быть только самим собой. Он ищет и находит своё звучание джаза. И оно только его. Оно неповторимо, нельзя перепутать его исполнение с кем-то другим. В композиции "Маленький цветок" мы слышим только его вибрирующие стонущие пронзительные звуки. Как будто воздух дрожит, создавая иллюзию, что перед нами не совсем реальность. Всё, что рождают звуки сопрано-саксофона, создают в нашем воображении мир, подёрнутый флёром (fleur), дымкой, пеленой. Эта пелена дрожит, создавая ощущение, что это не совсем реальность, а некий мираж, который в любой момент может исчезнуть, растаять.

Беше неудобный для общества человек. Его высылают из Англии за драку. Он год сидит в парижской тюрьме за то, что, повздорив с кем-то, пустил в ход пистолет. Общество, которое считает себя просвещённым, цивилизованным, не терпит тех, кто не хочет вписываться в рамки существующей морали. Общество принимает тех, кто держит свои мысли при себе, а вслух высказывает только то, что считается корректным. Общество осуждает тех, кто не соблюдает правила и не исполняет ритуалы.

Но мораль общества меняется со сменой эпох. То, что было в тренде, уже считается дурным тоном, а то, что считалось неприличным, становится модным. Но Сидней Беше остаётся верен своим идеалам. И ему наплевать на то, что думают об этом другие. Он играет джаз так, как он его слышит, а не так, как хотят слышать другие. Так он выражает себя, того, кто он есть, нравится это кому-то или нет.

Так вот, если верить теории Гумилёва, то Сидней Беше является одним из представителей таких избранных людей-пассионариев. Они рождаются на свет для выполнения выбранной ими миссии — дать человечеству новое звучание, внести новые неслышанные ранее волновые вибрации, обогатить мир новыми чудесными красками. Их деятельность часто бывает неявна, незаметна, может быть, даже не проявляется напрямую, но оказывает гигантское влияние на всех, кто с той или иной сферой деятельности соприкасается. Беше сделал это в области музыки. И это прекрасно. Это вдохновляет.


Рецензии