чудна я атмосфера японской лит-ры

чудна`я  атмосфера японской лит-ры 2о в.


--
прослушивая кобо абэ "женщина в песках"


----
атмосфера описываемой реальности в современ.
японской лит-ре (2о в.), явно тяготеет к ..
кафканизму некоему.
предпоследн. что было в энтом жарнре некоем,
"объяли меня воды до души моей" кэндзабуро оэ.
про кинематограф (азиатский, того же цай мин-
ляна и ким ки дока и т.д. т.п.) - эту песню ,
я знаю давно (лет эдак пять, не меньше). а из
литературн. экспериментаторов в энтом жарнре,
знакомлюс постепенно. мураками был первым , и
далее по чучуть, по-тихонечку открываю для се-
бя всё новые имена. мидзогути экранизац. в ос-
новном смотрел. "золотой храм " напр.
вот очередной такой приятный сюрприз - открытие
это  кобо абэ . экранизац. кстати котор. я так-
же открыл для себя много раньше.
про шокирующий эффект от фильмов некотор. таких
авторов подобн. смелого жанра, про `тихий ужас`
и не оч.  я  уже писал и давненько .

теперь же, мне открывается современная классика.
да, двадцатый золотой век .
кобо абэ один из ярчайших представителей постмо-
дерна.
атмосфера безвыходности, отчужденности , т о с -
к и  какой-то человека в современном мире (2о в.)
безысходности некой .
я уже как купюру вверну и здесь, что до 2о-го ве-
ка такого жанру особо не было.
не хватало ни смелости,дерзости , ни изобретатель-
ности что ли . чтобы из обыденности/повседневности
вылепливать/ваять такие фантасмагорические сюжеты.
изощрённости , искушенности  таких не было.
чтобы такие `кроличьи норы`, да колодцы, лабиринты
психологическыя, психоделическыя  создавать . так-
ие абсурдические, фарсовые, бурлескные вещи выдава-
ть. нужно было до 2о в. дожить.
нужно было, чтобы социально-культурные регистры,ко-
ды менялис.
таким образом, постепенно, ближе к собств. модерну,
появл. : флобер ; потом толстой, чехов; подготавлив.
почву модерну - дж.2 джойсу (поэтам в.2 вулф, элио-
ту, одену..); затем кафке ,  и  эхзистенциалистам .;
далее битники , и  следом постмодерн. или типа того.

так вот, японцы, умельцы в создании такого `тихого
ужаса`, антиутопий ли, триллеров лайтовых эхзистен-
циальных.  жгут . 
фоном служат как правило пустынные, полу)заброшенныя
территории/местности . как в авторском кинематографе,
того же антониони и феллини , куросавы и др. т.п. @-в.
при том фон этот - активный, в той или иной степени ,
играет свою роль , создаёт свою мрачноватенькую такую
неповторимую  а т м о с ф е р у ,   сюрреалистическую.
странную, утрированную, гиперболизированную, гротеск-
ную.

у кафки абсурда эффект возникает за счёт того, что ге-
рои и персонажи, - воспринимают этот абсурд серьёзно..
как будто так оно и должно быть/происходить. как дол-
жное. - "бред" , - звучит голос здравого смысла, когда
читаешь кафковские магнум опусы. иррациональное, каба-
листское - провидение .
замкнутый обреченный круг. и настроение безвыходности.
и ,  пир во время чумы . вакханалии, оргии, на собств.
похоронах . агония . истерическое жизнелюбие и аппатия
одновременно. вот и аффект. эффект абсурда.

кобо абэ также сталкивает лоб в лоб , - современность
и архаические устои . в поисках истины обращается к ,
прошлому , существующему как бы тут же , в настоящем.
за причудливыми декорациями и костюмами, и масками .,
{словно бы у маркеса (г2), диковинными эхзотическими,   
- есть что-то , мираж истины , однако и разочарование
- одновременно как бы, тут же. (у маркеса - нередко ..
оптимистические сии фантазии благотворны до конца. по-
этому абсурдистом его назвать однозначно всё же нельзя.
хотя, порою, некотор. мрачноватости-то у него-маркеса не
занимать (см. очерк,эссе - ссылка:
http://proza.ru/2020/12/31/485) } .

--
"женщина в песках".
(..клаустрофобья),
 (..пескофобья..).

--
необычность , странность - создаваемой писателем - ..
атмосферы - завораживает .
(сюжет) фабула интригует .
и  абсурдизм - забавляет .


вот и вся любовь.


Рецензии