Женщина в белом

Был период в моей жизни, когда почти год во время жизни в поселке под Тюменью я не смотрел телевизор.  Телевизоры в нашей семье были, но вот устойчивого приема эфирных передач телевидения не было, а на спутниковое телевидение тогда не было денег, которые ушли на обустройство нашей квартиры на двух уровнях и приусадебного участка.  В это время я прочитал массу зарубежных романов, которые брал у соседей. Это был 2009 год.

Тогда я познакомился  со сборником произведений английского писателя Уилки Коллинза, среди которых был роман «Женщина в белом». Мне роман понравился своим весьма запутанным сюжетом. А когда у нас появилось спутниковое телевидение, и можно было смотреть более сотни каналов,  я увидел, что на одном из них будет показываться фильм, снятый на Молдавской киностудии в 1981 году с названием «Женщина в белом».  И хотя я не любитель фильмов этой киностудии, но название фильма и игра в нем молодого Александра Абдулова,  Эдуарда Марцевича. Владимира Зельдина заинтересовала меня, и я посмотрел этот двухсерийный фильм.  Выскажу  свое мнение об этом фильме, который, конечно, не является шедевром, но в котором мне очень понравилась главная героиня в исполнении совершенно незнакомой мне актрисы с литовской фамилией.

«Же;нщина в бе;лом» — советский двухсерийный художественный фильм 1981 года режиссёра Вадима Дербенёва, снятый по мотивам одноимённого романа Уилки Коллинза на киностудии «Молдова-фильм».

Сюжет.
Великобритания, XIX век. Молодой художник Уолтер Хартрайт направляется в имение богатого пожилого эсквайра Фредерика Фэрли, где получил интересную и денежную работу — реставратора гравюр из коллекции старого аристократа, а также место учителя рисования. По дороге он встречает странную молодую женщину, одетую во всё белое. Девушка признается Уолтеру, что некогда жила близ имения Лиммеридж и знала бывшую хозяйку дома, миссис Фэрли, ныне покойную, а также дает понять, что ненавидит некоего баронета. Уолтер провожает девушку на окраину Лондона, где узнаёт, что её ищет полиция, ибо она сбежала из сумасшедшего дома.

Попав, наконец, в имение мистера Фэрли, Уолтер работает с гравюрами хозяина и даёт уроки рисования его племяннице Лоре Фэрли и её сводной сестре Мэриан Голкомб. Уолтер удивлен, насколько Лора похожа на странную девушку в белом, но Мэриан отрицает наличие у них других родственников, однако находит письмо своей матери о том, что когда-то в окрестностях их имения жила девочка по имени Анна Катерик, похожая на Лору как сестра-близнец. Анна с детства была умственно отсталым ребёнком, страдавшим повышенной эмоциональностью. Уолтер и Мэриан понимают, что её странности с возрастом не исчезли.

Между Уолтером и Лорой возникают чувства, которым не суждено развиться — девушка обручена с баронетом Персивалем Глайдом, который очень нравился её покойному отцу, брату мистера Фредерика — Филиппу Фэрли, в результате умирающий отец взял с дочери слово, что она выйдет за баронета замуж. У Уолтера закрадывается подозрение, не тот ли это баронет, которого так ненавидит Анна Катерик. Меж тем выясняется, что Анна приехала со своей няней миссис Клеменс на ферму близ Лиммериджа. Узнав о помолвке Лоры, Анна посылает ей анонимное письмо, где называет сэра Персиваля злым и бесчестным и просит Лору не заключать брака, который сделает её несчастнейшей из женщин. Но как только Лора получает письмо, выясняется, что мисс Катерик и её няня поспешно уехали с фермы. Уолтер по настоянию Мэриан вынужден уехать из имения, и отправляется в экспедицию в Центральную Америку.

Лора выходит замуж за сэра Персиваля, которого совершенно не любит, попытавшись расторгнуть помолвку, пояснив, что полюбила другого и никогда не полюбит Персиваля. Глайд не согласен взять свое предложение назад, говоря, что любит Лору настолько сильно, что ему достаточно верности и преданности супруги. Мэриан догадывается, что причина настойчивости Глайда — приданое супруги, составляющее астрономическую по тем годам сумму, 20 тысяч фунтов стерлингов. Глайд также признается, за что Анна Катерик так его ненавидит — он поместил её в частную лечебницу. Мать Анны подтверждает, что Глайд сделал это с её полного одобрения и согласия.

Позже Глайд, погрязший в долгах и срочно нуждающийся в деньгах супруги, и граф Фоско (муж тётушки Лоры, прибывший из Италии) доводят до смерти Анну и, используя её внешнее сходство с Лорой, хоронят её как жену баронета. В то же время саму Лору помещают в сумасшедший дом под именем Анны. Этот зловещий план был придуман графом Фоско и реализован им при пособничестве Глайда и жены графа. Мэриан, из-за болезни неспособная уберечь сестру от мошенничества её мужа и графа, приезжает в интернат и узнает в Анне Лору. Подкупив сиделку, Мэриан помогает Лоре бежать.

Хартрайт, вернувшись в Англию, вместе с Мэриан разоблачает преступников. Выясняется, что Персиваль Глайд был незаконнорождённым: его мать на момент рождения сына была замужем за другим мужчиной в Ирландии, но тот избивал её, и она уехала в Англию, и потому Глайд не имеет прав ни на титул, ни на имущество. Подделать запись о браке родителей в метрической книге Персивалю помогла миссис Джейн Катерик, мать Анны. При попытке уничтожить метрические книги с записью сведений своего рождения сэр Персиваль погибает на пожаре, что делает Лору свободной. Граф Фоско же, разоблаченный как член итальянского социалистического «Братства» и правительственный шпион, дает признательные показания в совершенном ими с Персивалем Глайдом мошенничестве (после этого Фоско собирается уехать во Францию с женой, но погибает от рук одного из представителей «Братства»).

Анна Катерик — «женщина в белом» — как выясняется по ходу фильма, была единородной сестрой Лоры и грозилась выдать тайну сэра Персиваля, о которой слышала от матери…

В ролях:
• Гражина Байкштите — Анна Катерик и Лора Фэрли
• Александр Абдулов — Уолтер Хартрайт
• Аквелина Ливмане — Мэриан Голкомб
• Эдуард Марцевич — сэр Персиваль Глайд, баронет
• Виталий Шаповалов — граф Изидор Оттавио Фоско
• Владимир Зельдин — Фредерик Фэрли, эсквайр
• Эугения Плешките — миссис Джейн Катерик, мать Анны
• Ирина Губанова — графиня Элеонора Фоско, урожд. Фэрли
• Леонид Ярмольник — слуга сэра Персиваля
• Владимир Басов — Луи, француз, дворецкий мистера Фэрли
• Александр Трофимов — Песка, сицилийский революционер
• Ксения Алфёрова — Лора Фэрли в детстве

Уолтер Хартрайт (Александр Абдулов), художник, устроился учителем рисования сводных сестёр Лоры (Гражина Байкштите) и Мэриан (Аквелина Ливмане), племянниц богатого ворчуна Фредерика Фэрли (Владимир Зельдин). Уолтер очень удивлен, обнаружив сильное сходство между Лорой и странной женщиной в белом, которую он встретил перед приездом в поместье Фэрли. Но девушки не знают, кто это может быть.

Тем временем, как это часто бывает, между учителем ученицей возникает влюбленность, которая, конечно же, ни к чему не может привести - ведь Лора из богатого и знатного рода, а Хартрайт - простой художник. Кроме того, Лора обручена с баронетом Персивалем Глайдом (Эдуард Марцевич).
Незадолго до свадьбы сёстры получают анонимное письмо с предупреждением о моральной нечистоплотности сэра Персиваля. Уолтер считает, что автор письма как-то связан с таинственной женщиной в белом, и помогает найти анонима. Баронету удается оправдаться, Лора соглашается на брак, а Уолтер уезжает в долгую археологическую экспедицию. 

Новоиспеченная жена вскоре понимает, что попала в плен к страшному человеку, что предупреждение не было оговором, и что мужу нужны только её деньги. Друг сэра Персиваля, граф Фоско, такой же мерзавец, если не хуже, - и они вместе планируют преступление против жизни и свободы Лоры, так как её смерть принесет "безутешному" вдовцу неплохой капитал.

И хотя, если не привязываться к самой книге, фильм выглядит вполне логичным, но чего-то не хватает. Слишком размеренно и неспешно для таинственной истории, слишком размыто нагнетание опасности, слишком предсказуемы сюжетные повороты. Вадим Дербенёв, режиссёр этой картины, знаком нам по двум экранизациям Агаты Кристи. Увы, в них наблюдаются те же режиссёрские недоработки.

Но, чего не отнять, фильмы Дербенёва выглядят визуально красиво, - и это вполне закономерно, ведь основное образование у него - операторское, и как оператор он получил премию уже за первую свою картину ("Атаман Кодр", 1959), он же работал на знаковом для советского кинофильме "Человек идет за солнцем" (1961).

Мне стало интересно узнать, где снимался этот фильм.  И это не составило труда. Один блогер в Интернете узнал усадьбу Цырицыно в районе Москвы, где проходили съемки имения Фэрли,  а другой зритель написал, что часть сюжета снималась в Риге, изображая некоторые районы старого Лондона. Здесь снимался фильм "Женщина в белом" по одноименному произведению Уилки Коллинза. Этот фильм меня в свое время заинтересовал тем, что в нем снято немало латвийских мест и заняты среди прочих и актеры Рижской киностудии. Но самые первые кадры фильма начинаются именно в Царицыно.

Актриса, которая поразила меня своей необычной красотой, и есть Гражина Байкштите. Я стал интересоваться ею, и вот что узнал. Она была на пике популярности, но оставила кино ради детей.

Как сложилась жизнь у одной из самых красивых актрис советского времени литовской актрисы Гражины Байкштите. Многим зрителям она знакома по фильму "Сказка о Звездном мальчике", в котором все зрители отметили ее необычную внешность.

Родилась будущая актриса в 1951 году в Вильнюсе. Уже в раннем возрасте можно было заметить, что Гражина очень артистичная девочка. Она занималась танцами, посещала музыкальную школу.

Становится актрисой Байкштите не собиралась, после окончания школы она попыталась поступить в институт на факультет иностранных языков, но не сдала экзамены. Гражина решила не терять год даром и пошла работать манекенщицей в Вильнюсский Дом моделей. Она была самой молодой моделью, ей было всего 18 лет.
Параллельно с работой в Доме моделей, Гражина снималась в кино на различных советских киностудиях. Дебютировала в кино в 1972 году в советской картине "Маленький реквием для губной гармошки" .

Чтобы более уверено чувствовать себя на съемочной площадке Гражина решила поступить во ВГИК. Талантливую Байкштите зачислили на курс Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой.
Однокурсниками актрисы были такие будущие знаменитости как Татьяна Божок, Андрей Ростоцкий, Владимир Новиков. Лучшей подругой для Гражины была Наталья Андрейченко, с которой они общаются и сейчас.
Актриса прекрасно танцевала, была очень пластичной в кадре, а вот с голосом у нее всегда были трудности - он был очень тихим. Поэтому ее постоянно озвучивали другие актрисы - Наталья Фатеева и Евгения Симонова.

В 1977 году Гражину пригласили сняться в советском фильме режиссера Эфроса "В четверг и больше никогда".

Свою первую главную роль актриса исполнила в 1978 году в детективе "Шествие золотых зверей".

Популярность и узнаваемость к красавице-актрисе Байкштите пришла после выхода фильма "Женщина в белом" в 1981 году. В этом фильме актриса снялась вместе с Александром Абдуловым.

Также необходимо выделить такие фильмы с участием Гражины: "Я - актриса", "Миллионы Ферфакса", "Рок-н-ролл для принцесс", "Грядущему веку", "Звездная командировка", "Братья Рико" и другие.
В 1983 году актриса блистательно исполнила роль мамы Звездного мальчика в фильме-сказке "Сказка о Звездном мальчике". В этой сказке она была утонченно красивой, как будто и правда с другой планеты.

В 2000-е годы актрису приглашали исполнить несколько ролей в таких российских картинах: "Прокуроры", "Нормальная пара" и "Ермоловы".
В популярном сериале "Ермоловы" Гражина сыграла Христину в старости. Также в этом сериале она самостоятельно озвучивала свою героиню.

Актриса решил уйти из кинематографа на пике своей популярности. Она родила вторую дочь Викторию и поняла, что лучше заниматься семьей, чем быть актрисой. Актриса замужем за кинооператором Альгимантасом Микутенасом. Старшую дочь Гражины зовут Мария.
Гражина Байкштите считает, что профессия актрисы - это не то ради чего нужно жертвовать семьей. Просто карьера может закончиться в любой момент, и ты останешься совсем один. Дети - это самое важное в жизни.

Гражина признается, что в Литве не ценят людей искусства ни на уровне государства, ни в народе. Она спокойно ездит в общественном транспорте и ее никто практически не узнает. Актерам платят очень мало.

Сейчас Байкшите занимается журналистикой, пишет статьи для известных журналов. Также актриса выпустила несколько книг - "Жизнь как театр", " В саду Римаса Туминаса".

В свои 68 лет Гражина остается такой же красивой женщиной, как и в молодые годы.


Рецензии