Кража у шляхты, русские и советские. Культурное от

Кража у шляхты, «русские» и «советские». Культурное открытие и нераскрытый культурный секрет Александра Солженицына. Буфф-стори.


Лето. Александр Солженицын в Пяти Ручьях, в Вермонте (США), занимается творчеством.

Он размышляет: «Почему после публикации «Архипелага» на Западе в некоторых общественных кругах к русским, к русскому народу, отношение не всегда положительное?»

Мысль важная. Александр Исаевич на ней сосредоточился. Из глубин подсознания приходит ответ: «Нужно различать русское и советское!»

«Это важно!»

Александр Исаевич берет лист бумаги и быстро записывает это культурное открытие: «Нужно различать русское и советское!»

В это время у него за спиной проходят Пилсудский и Дзержинский (товарищи по гимназии). Они наблюдают и за размышлениями Александра Исаевича и за его культурным открытием.

- Что скажет и что напишет Александр Исаевич после того, как упадет советская власть? – интересуется Пилсудский мнением Дзержинского.

- Ну, там такая свистопляска начнется, что в соотношении понятий «советский» и «русский» сложно будет разобраться, - отвечает Дзержинский.

- Так почему после публикации «Архипелага» на Западе в некоторых общественных кругах к русским, к русскому народу, отношение не всегда положительное? – пытается Пилсудский докопаться до истины.

Гимназические товарищи решают идти к Пушкину. Пушкин – как поэт и писатель -  возможно, превосходит Солженицына. Значит, нужно узнать мнение Пушкина.

Приходят к Пушкину. Болдино.  Пушкин им доброжелательно объясняет:

- Я свой роман «Дубровский» (1831-1832) писал после восстания на территории Речи Посполитой (восстания в Польше и в бывшем Великом Княжестве Литовском) (1830-1831). В этом романе я все объяснил, хотя и в иносказательной форме.

В Речи Посполитой существовала огромный слой мелкой шляхты – тех людей, которые работали своими руками.

После раздела Речи Посполитой и крупная, и средняя, и мелкая шляхта на территории Российской империи была массово ограблена – лишена своей собственности.

В то время относительно культурным, относительно образованным классом было российское дворянство. Его уровень образования был достаточен, чтобы трудиться в наиболее выгодных сферах бюрократического аппарата. Для сложной работы, для технических и иных проектов, требующих сложных знаний, пригодилась ограбленная и обворованная шляхта. Эти люди - образованные или склонные к образованию, с широким мировоззрением, - составили основу российской и общекультурной и технической интеллигенции.

С одной стороны, существовало русское дворянство, которое по естественным причинам не любило вспоминать о грабеже после раздела Речи Посполитой, с другой – общественный класс ограбленных, но зависимых от государства, ранее имущих, а ныне служивых, людей. Был составлен неофициальный, неформальный,  негласный секретный общественный пакт – вообще не вспоминать Речь Посполитую (и кражу-грабёж), поменьше говорить о заслугах шляхты на «новых рабочих местах», создавать для шляхты флер подозрительности (они, конечно, российские поданные, но они какие-то не такие, как бы чего не вышло…).

Это была не только (отчасти) позиция государства, но и – в какой-то степени - образованного класса, имеющего власть – русского дворянства. Затем земли, полученные в результате массового грабежа, перешли от дворянства к русскому крестьянству (но ненадолго), а потом от крестьянства – к советскому государству. Но как бы они не переходили от одного собственника к другому, в глубине истории оставался (конфиденциальный) факт грабежа.

Соответственно, сохранялся и секрет прошлого, «Секрет Истории», - Речь Посполитая и заслуги шляхты, ставшей российской интеллигенцией, в развитии России.

Отсюда многочисленные басни о польских кознях – нужно играть на опережение.

Впрочем, при Сталине удалось использовать идеи гениального Кржижановского, поставить во главе министерства обороны Василевского, а во главе МИДа – Вышинского. (Пока Александра Василевского не назначили начальником Генерального штаба – отступали, а после назначения – начали наступать).

Пушкин сделал паузу и добавил:

- Но когда общекультурная и техническая интеллигенция, вышедшая из шляхты, ослабеет или исчезнет, – вот тогда Александр Исаевич начнет задавать вопрос «Как нам обустроить Россию?». Это будет интересно!

Пилсудский и Дзержинский поблагодарили Александра Пушкина за разъяснение и вернулись к Солженицыну.

Осторожно идут гимназические товарищи по тропинке – чтобы Александра Исаевича не потревожить. И смотрят внимательно.

Александр Исаевич работает над учебником для писателей (так показалось Пилсудскому и Дзержинскому) «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов».

Пишет: «Удивительно бываем мы, русские, беззаботны, беспомощны, безруки, недальновидны!..

А мне так ясно эта Летопись рисовалась: несколько выпусков, 1917 — 20, 1921 — 24 (и всё дальше выразительно ложится по календарным четырёхлетиям). В каждом: справки о группировке русской эмиграции по странам в данный период; обзор организаций, культурных начинаний, органов печати; главные политические и общественные шаги этого периода, с главными аргументами сторон… Ничего не вышло. (…)

… Нет русских сил! Не хватает.

… Заведывать этим архивом и перепиской с авторами на смену отцу Андрею Трегубову нашлась — кто же? — многолетняя в прошлом переводчица ООН, теперь на пенсии и слепнущая, эмигрантка Нина Викторовна Яценко, живёт не так далеко в Нью–Хэмпшире, к нам раз в неделю, с ночёвкой.

Вот таковы русские кадры…

… Но главное: как стянуть к стройности разбродные, рассеянные, повторительные воспоминания слабеющих, умирающих стариков? Кому же?...

 … А тут — заклятье: нам бы с Алей всего лишь третьего — но умелого, неутомимого, как мы, сотрудника в литературной работе, и закипела б она несравнимо, — и все годы этого третьего нет. Нету третьей пары глаз, чтобы смечать и решать, править и печатать. (И вырастет ли на то кто из детей? И — когда это будет?..)

Нет работников! нет сотрудников! нет союзников! — это теперешнее рыхлое состояние русской эмиграции. Неужели и в других нациях так? или настолько вымерли русские и оскудели?»

Пилсудский и Дзержинский удивляются тому, что пишет Солженицын!

А как же Ирина Алексеевна Иловайская!?

(«И. А. Иловайская, с неисследимо давних пор — преданная католичка, а теперь и активная помощница Папы…)») Гм…

«Она была из второго поколения Первой эмиграции, образование получала в русской гимназии в Белграде до Второй войны. …в начале 1976 в Цюрихе, перед отъездом в Америку, и уже тогда сговорили её быть у нас тут [в США, в Пяти Ручьях] секретарём, помощником, переводчицей, — многообразно. Вдова итальянского дипломата, она покинула свою римскую квартиру, двух взрослых детей, и осенью 1976 переехала к нам в Пять Ручьёв. Ей доставалось быть и “пресс–секретарём”, отвечать на неотступные запросы печати, и вести дела с американской администрацией разных отраслей и уровней, и вести нашу западную переписку (она свободно владела семью языками). А уж от сердца — находила время вдобавок нашим с Алей урокам давать детям и свои (при возрастах 4, 5 и 7 лет многое приходилось вести в отдельности), очень привязалась к ним и они к ней тоже.».

Как же нет русских сил!!!???

Однако, не следует мешать Александру Исаевичу делать культурные открытия в области русской истории и православной культуры.

Пушкин очень рекомендовал почитать «Дубровского». Гимназические товарищи направились в расположенную неподалеку университетскую библиотеку Дартмут–колледжа с её межбиблиотечным абонементом – полистать «Дубровского», освежить память…


28 декабря 2020 г. 13:32


Рецензии