Письмо Татьяны. Эссе

Письмо Татьяны. Эссе


Вы учили в школе Письмо Татьяны наизусть по заданию учителя?.. Мы учили. Причём девочкам надо было выучить Письмо Татьяны, а мальчикам - Письмо Онегина к Татьяне. Кстати, я совершенно не помню, чтобы кто-то из моих одноклассников его прочёл бы на оценку... А вот девочки читали увлечённо, с выражением, с тоской в глазах и голосе, словно  у них в жизни уже была подобная ситуация или же они готовились уже именно к ней... И это в восьмом классе...

От нас тогда не требовалось подвергнуть анализу эти строки, да и учительница никак их не комментировала.
Но сейчас, по прошествии большого количества лет, мне бы хотелось поразмышлять над этим письмом, как и над поступком Татьяны, написавшей его и отправившей с мальчиком, внуком своей няни, (к слову сказать, очень ненадёжный способ отправки столь важной почты) к Онегину, в его имение.

Письмо Татьяны, как свершившийся факт, не только следствие её вспыхнувшего чувства, но и следствие её образованности, знания французской литературы. В её любимых французских романах героини слали любовные письма предмету страсти, когда не было возможности объясниться устно.

"Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя...
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон."

И вот начало её письма:

"Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать."

Итак писать первой - уже огромный поступок (или пРоступок?), вызванный очень важными причинами. Их Татьяна все и перечислит. Однако задержимся на строке" Меня презреньем наказать"... За что возможно наказание презрением в данной ситуации? За то, что девушка не должна писать первой, ожидая в неведении своей участи? За то, что не имеешь права выбора - выбирать должны тебя?.. Нарушение неписаного этикета? Герои читаемых ею романов наказывали, видимо, девушек и презрением...
Так что же получается? Татьяна считает возможным такой поступок по отношению к ней Онегина и настолько выше себя ставит его, что готова от него принять и презрение, раз уж пишет.

А вдруг он всё же поймёт мотивы её письма. Ей нужен прежде всего друг, человек, которому можно было бы доверить свою душу.

"Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно."

"Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела..."

А в чём собственно стыд?.. В том, что пишу?.. Потому что образованна и могу писать и выражать себя в письменном слове?..В том, что Вам признаюсь в сложности своих чувств?.. Почему же женщине, уже страдающей и от обрушившегося на неё чувства, и от неясности ситуации, ещё и стыдиться надо?.. Но таково давление общественной морали...

"Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи."

Уточним, что никаких речей Онегина в гостях у Лариных при первом его приезде к ним, мы не услышали. Но, наверное, они были и пленили Татьяну своей, для неё, непохожестью на вседневные речи приезжающих соседей.

Вопрос Татьяны" " Зачем вы посетили нас?" - скорее, обращён к самой себе. Ей ведь хочется понять, зачем это случилось, и было ли в явлении Онегина какое-то предопределение. Все соседи в глуши степных селений наезжали друг к другу, и уже слыша об его странностях ( нелюдимости, например) не желала ли она уже встречи со столь необычным человеком? Конечно же, желала.

И вот уже переход  с "Вы" на"ты" как надежда на взаимопонимание:
"Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!"
Всё последующее развёрнутое признание о "воле неба" есть, я думаю, как раз-таки цитата из любимых ею книг.

Но вот опять и трезвое суждение, и раздумье:

"Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…"

"Коварный искуситель" - не так уж наивна эта девушка, если знает о коварстве любви и  смеет  предполагать это качество и в Онегине.

"Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…"

Предчувствуя словно, что всё пойдёт не так, как ей бы хотелось, Татьяна называет  своё смятённое чувство "тяжёлым сном", заслуживающим укора.
И опять во второй раз употребляется слово "стыд" и даже "страх" ( а чего всё же она ещё боится, кроме укора и отказа ?..).
Она боится быть ославленной, значит, и о таких вариантах она либо читала, либо слышала уже на своей русской почве.
"Но мне порукой ваша честь", - эти слова как раз надежда на то, что их объяснение, как и её письмо, не станет предметом жарких сплетен, коими так обильно был наполняем досуг поместных дворян.
 
Так что же, практически весь поворот событий  она в своём письме и предсказала: он разрешил её сомнения, подтвердив , что "это всё пустое, тоска неопытной души и суждено совсем иное", он даже поблагодарил её " Мне ваша искренность мила", но и был назидателен: "Учитесь властвовать собою". Он сохранил в тайне и письмо, и встречу в саду, где объяснился с ней. По крайней мере мы не видим, чтобы герой пересказал эту историю хотя бы Ленскому, как своему другу. Он её не обесчестил...

Но каков всё же смысл этого Письма, помимо признания в любви? Татьяна сообщает Онегину, что ей не просто одиноко в пространстве своего окружения, а что она словно во вражеском стане, который не даёт ей возможности дальнейшего развития:
"Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна."

Наивная мечта, что Онегин вырвет её из этого круга, даст необходимую пищу её уму, будет способствовать развитию всех её способностей, могла быть связана для неё только не иначе, как с замужеством...
А какие способности она прозревала и ощущала в себе? Наверное, всё же нечто связанное с литературой. Недаром же во время последующих московских встреч на "ярмарке невест" в одном из дворянских собраний
"У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел." Ему, известному поэту того времени, другу А.С. Пушкина, было интересно беседовать с провинциальной барышней, а ей с ним.
Следы незаурядного писательского таланта, конечно же, несёт на себе и письмо Тани.

Так что помимо полученного невольного чувства самодовольства и даже приятных ощущений ("И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он" ) Онегин должен был быть и уязвлён столь необычной в его любовных опытах новизной. Ведь, как мы помним, писательский труд ему был тошен:

"Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его".

Несколько лет назад в Санкт-Петербурге я была на опере " Евгений Онегин" в Мариинском театре. В сцене объяснения Онегин возвращает письмо Татьяне, и она его тут же разрывает на мелкие кусочки, бросая себе под ноги.

Ничего подобного нет и быть не может в романе Пушкина.
Надо сказать, что отповедь Онегина, говоря современным языком, так же ошарашила Татьяну, как и её письмо столичного гостя. Отказ она предполагала, однако в какой форме он был преподнесён: герой искренне и честно выставляет себя в самом неблагопрятном виде в роли супруга, так как очень хорошо себя знает. Он "любит её любовью брата и, может быть, еще нежней" и не допускает, чтобы Татьяна была несчастна в браке с ним.
Вот почему, обнаружив в нём такое большое благородство, и после объяснения "пуще страстью безотрадной
Татьяна бедная горит;
Ее постели сон бежит..." - что ещё раз подчёркивает мысль, что Письмо ею не могло быть не написано, так сильно и необоримо было её чувство...

Письмо это было всё же прочитано ещё одним человеком, автором и другом Онегина, как персонажем романа, которому, всецело доверяя, он отдал на хранение "посланье Тани", отправляясь в путешествие:

"Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу."

Однако Онегин вернулся в Петербург два года спустя и снова перечитывает Письмо, значит, оно опять у него:

"Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка… иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?"

Выходит, большим событием был и остался для Онегина ( и для нас, читателей ) этот удивительный образец эпистолярного жанра, если он его хранит, перечитывает и черпает в нём чистоту, силу и искренность чувств. Выходит, что не зря это Послание было всё же написано и отослано...


29.12.2020
Иллюстрация из Интернета


Рецензии