Абсолютность первоначала в метафизике духа

                Знание начал и причин это
                не только мудрость, но и прогноз.    
                Аристотель
            
             Проблема первоначала актуальна для философов всех времён. Только разрешив её можно придти к пониманию мира, его единства. Первоначало это субстрат, параметры и «механизмы» природно-исторического процесса становления мира. Оно абсолютно, то есть свободно от всех отношений и условий, самодостаточно в вечности. Познание первоначала это проникновение в глубинные основы Мироздания, постижение Его природных процессов и явлений, возможность их прогнозирования. В первоначале заложены истоки господствующих мировых процессов, изначальные цели и ценности становления Мироздания. Актуальность достоверного знания о первоначале в наше время обусловлена масштабом научной, производственной деятельности человечества, необходимостью проникновения при этом в глубинные слои природных образований. Постижение первоначала необходимо также для позитивного разрешения драматичной для человечества ситуации: выбор между технократическим и гуманистическим (человечным) сценарием его развития.
             Осознание указанных положений стимулировало разработку мировоззрения основанного на признании духовно-субстанциональной природы становления Мироздания - метафизики духа (МД) [1]. Первоначало в МД представлено беспредельной совокупностью первичных сущностей (ПС) имеющих духовную, субъектную природу [2]. Беспредельное множество ПС, продуктов их синтеза является действующей, реальной субстанцией Мироздания. Первоначало в такой его форме соответствует критерию абсолютности. ПС в ней - дискретные элементы субстанции, обладающие внутренней потенцией к беспредельной качественной трансформации, саморазвитию в интересах вышестоящей иерархии [1]. Правомерность наделения ПС указанными параметрами обоснована представлением их беспредельным упорядоченным множеством, обладающим свойством морфизма. При этом первоначало, как активная субстанция Мироздания, руководствуется в своём поведении духовно-системными принципами причинности [2,4]. Символическое представление ПС трансфинитными (активными) числами даёт возможность математического описания процессов самоорганизации сущностей в субстанции Мироздания. Она происходит в силу стремления сущностей, в их математическом описании, к беспредельному росту мощности и порядка [3,5]. 
             Существует множество примеров проявления морфизма объектами природы, имеющими, подобно ПС, фиксированную структуру. Например, атом водорода, как целостное образование с известной структурой, является элементом множества радикально различных молекул составляющих объекты минерального, растительного и животного миров. Только морфологическими изменениями стабильной структуры атома водорода можно объяснить многообразие его функциональных проявлений. Более того, побывав в том или ином взаимодействии, атом  водорода возвращается, при определённых условиях, в исходное, первичное состояние.  Подобно этому ПС как субстанциональный элемент любого объекта материального мира, его дискретная компонента обладает потенцией бесконечного множества морфологических состояний. Как субстратный элемент, свои субстанциональные функции ПС осуществляет в силу свойственной ей внутренней активности к самоорганизации с совместимыми ей сущностями [1].
             Таким образом, МД не отождествляет первоначало с Абсолютом в качестве философской категорией. МД представляет первоначало реальной субстанцией Мироздания, доступной рациональному описанию. Теоретическое обоснование абсолютности первоначала состоит в его обусловленности структурой беспредельного, упорядоченного множества ПС. В трансфинитной природе ПС заложена потенция исполнения ею бесконечного множества ролей при формировании субстанцией Мироздания. Символическое представление ПС трансфинитным числом позволяет придти к метафизическому описанию процесса генезиса Мироздания, представлению его как предпосылку разработки теории абсолютности [5].

                Литература:

1.Сазонов В.Н.  Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа. 
/Мировоззренческие основания духовной природы Мироздания/ Saarbrucken, 2013г.
2.Сазонов В.Н. Онтологические основания духовной природы бытия. Мiжнародна конференцiя «Досягнення науки в 2017 роцi» с. 67, Киев, 2017.Сайт: www.cnp.org.ua    
3.Сазонов В.Н. Самоорганизация активных чисел как математическая модель бытия (становления) Вселенной. Материалы 7 Российского философского конгресса. 2015г. 
4.Сазонов В. Н.  Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды  членов РФО, в. 20 с. 18-30, М.  2018г.
5.Сазонов В.Н. Теория абсолютности в метафизике духа. Сайт: рroza.ru


Рецензии