Визитница

В автобусе на соседнем сиденье женщина с ребенком. Ему годика два. Ехать час. Он не выдержал дороги, раскапризничался. Она никак его не могла успокоить.
Он и плакать принимался – громко и безутешно. Пассажиры недовольно смотрели на молодую мать. А она извелась.
Я пошарил в сумке и нашел блестящую визитницу. Больше ничего не было. Пластмассовая, с перламутром. Протянул ребенку, не надеясь на успех. Однако предмет очень понравился. По душе пришелся. В ручках можно было вертеть его по-разному. И все сверкало. Очень малышу понравилось.  Смотрим - заснул.
Женщина поблагодарила. И мы начали разговаривать. Я спросил про ребенка, сколько лет и как зовут. И разговорились.
Милая, современная, очень молодая мама. Она мне рассказала, что раньше и не думала, что с маленьким ребенком так тяжело. Что ей постоянно хочется спать. А еще постоянный страх: не дай, Бог, заболеет.
Говорю, что во все века и во всех странах все на свете мамы это испытывали.  И будут испытывать. Она слушала и улыбалась. А затем задала мне вопрос, о котором, видимо, многие родители тайно размышляют. Узнав, что у меня взрослая дочь, поинтересовалась: хоть капельку я когда-нибудь пожалел, что ночами не спал, воспитывал и прочее? Потом поправилась: дочь благодарность испытывает за все это или нет? Непростой вопрос. И добавила, что в детдоме воспитывалась. Не знает.
Что ответить? Сказал, что слово «благодарность» вряд ли уместно. По отношению ко мне. Я ее просто очень люблю. И знаю, что она меня любит. Больше ничего не надо.  И слов не надо.
Вчера внучке написал СМС,  как  дела? Ответа не дождался и лег спать. Утром включаю телефон и читаю: «Плохо сейчас».  Это внучка написала. Почувствовал, что задыхаюсь. Не знаю, как набрал ее номер. Ответил ангельский голосок. Что все хорошо. «А плохо-то почему было»? – почти кричу. Отвечает ангельский голосок, что настроение плохое было. И мы смеемся. От сердца откатывает. Прошу, чтобы была осторожнее со словами, потому что я могу такое себе придумать. И снова смеемся. И на душе свет, праздник.
Спрашиваю женщину, достаточно ли ясно объяснил. Она кивает головой и снова улыбается.
Приехали в город. Женщина вынула из детских рук визитницу и вернула мне.  На перроне их папа встречал.
Да, где ты, моя молодость?


Рецензии
Совсем недавно погиб мой взрослый сын. Бывало, хотелось спросить про благодарность. Теперь осталось только чувство вины за все, что не смогла, и ощущение бесполезных 26 лет; жизнь перешла в сослагательное наклонение - а что если бы...
Ничего не ждите от своих детей, кроме "я уже дома, мама". Это самое лучшее, что есть у вас.

Елена Панферова   29.12.2020 16:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте! Спасибо, что прочитали и написали.
А я помолюсь за Вас. Искренно.

Георгий Жаркой   29.12.2020 19:26   Заявить о нарушении
Спасибо Вам.

Елена Панферова   30.12.2020 00:17   Заявить о нарушении