Воспоминания прошлого 57 Боевая позиция Елка

Братск.

 Ночным авиарейсом  из Иркутска семьей прилетели в Братск.
 Нас встретил замполит батальона майор Михаил Александрович Герасимов, он коротко поведал о нерадостных делах и непорядках в батальоне.

   По сибирской ночной тайге старый автобус доставил комбата с женой и сыном на позицию местной радиолокационной роты в сосновом лесу, в 16 км от штаба РТБ.
Позывной рлр был "Елка"
   На ночлег разместились в пустом дощатом домике с пятью металлическими кроватями, длинным столом на 10 едоков. На столе аккуратно расставлены 5 алюминиевых мисок и кружек, ложки и вилки. 
Кроме всего, на подносе лежала разрезанную на 10 одинаковых ломтей буханка пшеничного хлеба. Расширенный ассортимент был предназначен для предположительно большой семьи нового комбата.
   Ротный повар принес, издающий столовый запашок, солдатский котелок горячей пищи и предложил отведать, после длительного воздушного путешествия, армейскую вермишель и испить таежный, свежезаваренный ягодный чай.
 С удовольствием поели горячую солдатскую пищу, а таежный чай хорошо утолил жаж-ду новых поселенцев вековой сибирской тайги.
 
  Знакомство с местом службы началось с раннего утра, когда послышался топот солдатских сапог и громкие команды ротного начальства.
Начинался новый день моих подчиненных, и мой в том числе.

   Утренняя прохлада и лесной воздух сняли нервную напряженность и беспокойство, подняли настроение и возбудили острое желание быстрее войти в курс событий,
познакомиться с подчиненными и приступить к исполнению служебных обязанностей.

   Бескрайний хвойный лес, три небольших финских домика, рубленная банька, солдатская казарма, протоптанные извилистые тропинки да несколько деревянных сооружений для хранения ротного имущества и кругом сосны, сосны…
Таким предстал местный лесной пейзаж нашего временного обитания и подчиненной мне радиолокационной роты.
 Позиция боевой техники, расположенная на расстоянии километра от казармы, скрывалась за лесом, возвышалась на искусственных горках и пряталась в капонирах. На отдельную технику были накину-ты маскировочные сети.
Пункт управления Рлр находился в казарме.
Два вертикальных планшета, три выносных индикатора от РЛС и средства связи – радио-станции и телефонные аппараты составляли основное оборудование пункта управления.

  Жену удивило необычное расположение части и странный неприятный запах, появляющийся при изменении направления ветра.
 Запах создавал Братский лесопромышленный комбинат(ЛПК), извергающий из многочисленных высоких труб зловонный белый дым.
Вонь ЛПК распространялась на большие расстояния, нарушая экологию обширного братского региона.
Придется привыкать к этому неприятному братскому явлению.

  Сын попал в солдатскую среду. Широко от-крытыми глазами смотрел на парней в военной форме, с противогазами и оружием, на сложные конструкции боевой техники, на идущих строевым шагом солдат с сержантом во главе, на молодых офицеров – начальников РЛС, которые бегали на позицию по сигналу оповещения о боевой готовности. Для него все было необычно и интересно.
 
   В течение дня провел встречу с личным составом, познакомился с офицерами, заслушал командира роты и начальников РЛС, просмотрел боевые документы роты, осмотрел позиции техники. Завершив эти начальные мероприятия выехал в расположение штаба принимать Ртб, в состав 4-х удаленные Рлр (Киренск, Усть-Кут, Жигалово, Братск).
Жену с сыном оставил на «Елке» привыкать к реальной армейской жизни.

  В течение нескольких недель новоселы успели познакомиться с местным населением- семьями офицеров, проживающими в финском домике, с бытом и общими правилами поведения гражданских людей на военном объекте.

  С первых дней пребывания на «Елке» возникли трудности с продовольственным обеспечением и обучением сына в школе.
Продукты закупали в магазине зенитного ракетного дивизиона, расположенного в нескольких км от нашего временного местожительства.
Со школой – проблема. До ближайшей школы в Братске 16 км(в пос. Энергетик) можно было добраться только на машине.
Пришлось использовать служебный командирский полуразбитый «газик», единственную легковую машину в части, для перевозки школьника и возвращения его домой после занятий. Водитель- рядовой Гриша, щупленький с длинной шеей, всегда слегка измазанный машинным маслом. подружился со школьником, понимал серьезность ответственность за безопасность перевозки, никогда не роптал и ни разу не опоздал.
 
   Жизнь на «Елке» продолжалась до получения жилья в Братске, (в поселке Энергетик).
 Двухкомнатная квартира в новом доме, в центре города, рядом шко-ла, магазины, почта и поликлиника – была настоящим счастьем для семьи.   
 Жене предоставили работу в школе, а я получил головную боль, так как отдален-ность жилья от командного пункта батальона не вписывалась ни в какие нормативы, особенно по времени прибытия командира на командный пункт по сигналам боевой готовности.
Приходилось большую часть суток находиться в расположении штаба в пос. Падун в 26 км от нашего жилья в пос. Энергетик.
   Беспокойство о сыне взяла на себя жена.
Я был занят приведением батальона в состояние готовности к выполнению боевой задачи, наведением уставного порядка и дисциплины, улучшением быта офицеров и рядового состава.
Наследство, полученное от бывшего командира, требовало кардинального изменения существующего положения во всех подчиненных подразделениях (в местной и удаленных Рлр) и на территории военного городка.

  Необходимо было поднять настроение людей, восстановить веру в боеспособность батальона, поднять роль участия каждого солдата, сержанта и офицера в устранении негативных проявлений, улучшить быт и отдых личного состава, активизировать работу партийной и комсомольской организаций, поднять авторитет штаба и тыла в решении не только боевых, но и хозяйственных и бытовых задач.

  Удалось убедить офицерский состав в том, что успех выполнения задач в большей степени зависит от подготовленности личного состава, чем от неразумной строгости и необоснованной требовательности офицеров и сержантов.
В решении этого и других вопросов я нашел полную поддержку со стороны начальника штаба, замполита, заместителя по тылу и секретаря комсомольской организации, всех командиров Рлр и начальников Рлс.
 Видимо всем надоело быть в отстающих с общей оценкой-0"НЕУД".                Моими верными помощниками стали; начальник штаба- Леонард Церас, замполит- Михаил Александрович Герасимов, зам .по тылу- Анатолий Васильевич Трофимов, секретарь комсомольской организации Ртб- Валерий Иванович Закурдаев. Благодарен всем офицерам- начальникам Рлс, прапорщикам, вольно наемным и рядовому составу за понимание и добросовестное выполнение требований командиров и своих функциональных обязанностей.

 Мы быстро определили направления совместной дея-тельности, прежде всего, по вопросам укрепления дисциплины, повышения боеготовности, обучения личного состава и улучшения быта в удаленных подразделениях.

  Начальник штаба отлично знал организацию управления с КП, все ее тонкости, умело обучал боевые расчеты, требовал грамотного исполнения боевых и отчетных документов, был требовательным, верным моим помощником и другом.
Дружба с ним не прекращалась до его смерти после тяжелой болезни уже на пенсии,
  Михаил Александрович Герасимов, бывший фронтовик, хорошо подготовленный, закаленный армейской жизнью постоянно находился с личным составом, знал настроение солдат и их запросы, правильно проводил политическую работу и учебу.

  Александр Васильевич Трофимов получил задачу кардинально улучшить быт и материальное обеспечение воинов, очистить и оградить территорию, построить гараж для автомобилей и теплый туалет для личного состава, обеспечить запас овощей на зимний период, держать под контролем бытовые условия семей офицеров и прапорщиков. С поставленными задачами зам по тылу справлялся успешно.
 
  Совместно с замполитом и секретарем комитета ВЛКСМ батальона Валерием Закурдаевым провели интересную воспитательную «операцию» с привлечением к участию военкоматов с мест призыва наших солдат.
Были подготовлены и разосланы письма военкомам с просьбой записать на магнитную ленту пожелания родителей и близких своим детям - воинам части.

Военкомы добросовестно выполнили просьбу и прислали пленку записями ко Дну Советской Армии и ВМФ.
На торжественном собрании пленка была озвучена.
Результат воздействия родительских пожеланий и наставлений своим сыновьям был потрясающим.
Кроме этого, один из военкомов командировал Ветерана войны - деда призывника, который выступил с интересным рассказом о благородстве воинской службы и долге каждого гражданина перед своей Родиной.
Уверен, проведенное мероприятие заложило в сознание каждого воина понимание своей роли в решении общих задач армейского коллектива.

Только благодаря совместным усилиям всего личного состава удалось добиться высоких результатов на итоговой проверке, после которой мне было предписано новое место службы.
После 14-ти месяцев командования, батальон стал лучшим  в 26 дивизии ПВО.
 С грустью вспоминаю прощание с личным составом на общем построении батальонана котором Валерий Закурдаев вручил мне солдатский подарок – переносной радиоприемник «VEF-210» с гравировкой - «Любимому командиру от личного состава». Что может быть выше этой оценки.
Подарок сохранился до настоящего времени. 
Дружеский контакт с Валерием продолжается и сегодня.


Рецензии