Воспоминания прошлого 58 Якутск. Большая Марха

Новое место службы и жизни

Получив выписку из приказа о назначении заместителем командира 157 РТП 26 дивизии ПВО в Якутске, сдал дела и должность начальнику штаба к-ну Лео-нарду Церас. 
Собрав необходимые пожитки для себя, жены и сына, морозным вечером мы вылетели в Якутск осваивать суровую природу Заполярья. Начались новые трудности с жильем, учебой сына, устройством на работу жены и мои служебные заботы в новой должности на новом месте.
Летели на самолете Ту-104, считавшимся тогда лайнером высшего класса.
 В Якутске стояла морозная погода. Температура воздуха -44 градуса. Характерный белый туман сокращал видимость. Встречал нас офицер на служебной ма-шине командира полка п-ка Юрия Андреевича Ярова.
         Расстояние от аэропорта до управления полка в Большой Мархе преодолели быстро, не успев сильно замерзнуть. Всего - то 16 км. по ночной якутской про-мерзшей земле.
Марха в то время - якутский поселок из вросшихся в землю деревянных, покосившихся жилых строений, зачастую даже без крыш и входных тамбуров.
На краю поселка, примыкающего к заросшей мелким сосновым лесом сопке и спец учреждениям для со-держания заключенных, располагался небольшой военный городок РТП, в котором предстояло обосноваться семье. Картина была не радостной, но общего настроения не испортила. Кругом живут люди, значит, и мы будем жить, служить, учиться и работать. До центра Якутска 10 километров, ходит рейсовый авто-бус, правда, довольно редко.

 На ночлег нам выделили комнату в медсанчасти, а утром переселили в квартиру двухэтажного деревянного дома в жилом городке рядом со штабом полка..
Предоставленное жилье требовало ремонта. На кухне стояла плита для приготовления пищи и нагрева воды, в прихожей - 200 л. бочка для привозной питьевой во-ды, к стене подвешен умывальник, в оконных проемах установлены тройные рамы. Квартиру обогревали водяные батареи. Все остальные прелести и удобства находились на улице в 20 метрах от дома.
Воду доставляла водовозка три раза в неделю. В очень сильные морозы вместо воды привозили глыбы льда с р. Лена, которые жильцы складировали в отсеках общественного сарая. Зимой, без ущерба от грызунов, в сарае одержали продукты питания из положенного ежемесячного пайка. Грызунов в зимний период не было.
Невдалеке от жилого городка находилось небольшое озеро, в котором водились караси и щуки, рядом общественная якутская баня для местного населения и живущих в военном городке, на половину вросшая в землю.
        Летом местные жители и обитатели военного городка купались в озере и загорали на берегу. Местные рыбаки- якуты периодически забрасывали в озеро большой невод. Заканчивали рыбалку с хорошим уловом и по особому сваренной ухой.
Аборигены садились вокруг ведра ухи, черпали мутную беловатую юшку своими большими кружками, стаканы наполняли «огненной водой», выпивали спирт, запивая его ароматной карасевой ухой. Жители городка слушали их долгие негромкие разговоры и непонятные национальные протяжные песни.
Наибольшие неудобства в жизни на новом месте создавала длительная морозная погода с постоянными низкими температурами, доходящими до 50 градусов ниже нуля.
    От морозов страдали дети и женщины. Холод, отдаленность туалета и мусорного контейнера, получение привозной воды, которую приходилось таскать ведрами, хождение за дровами и углем для кухонной плиты, были причинами возникновения серьезных простудных заболеваний детей и взрослых.
Пришлось мириться со всеми неудобствами и приспосабливаться к необычным, своеобразным, условиям жизни в суровом северном регионе.
 Один год проживания в Якутии приравнивался к 1.5 годам при расчетах денежного довольствия постоянного состава и подсчета общего трудового стажа проживающих в этом регионе.
В должность я вошел быстро, т.к. академия дала прочные теоретические знания и достаточные навыки управления частями и подразделениям в различных условиях воздушной и наземной обстановки. Пригодился и опыт командования Братским РТБ с особенностями управления удаленными подчиненными под-разделениям, связь с которыми поддерживалась только по радио.
         Не буду описывать подробно выполнение служебных обязанностей, они специфичны и будут не вполне понятны гражданским и молодому поколению читателей. Кроме того, воспоминания не отчет служебной деятельности, а отложившиеся в памяти события и наблюдения жизни и службы.
         Служба проходила, как говорят военные, штатно, однако возникали и нештатные ситуации, но о них надо писать отдельные воспоминания.


Рецензии