Патетика пафос

 
Поэтом можешь ты не быть –
Но гражданином быть обязан!
(Н.А. Некрасов)
Хотя по морде получить –
за то и это можешь сразу!

Хороший образец патетики (пафоса) который я, как мне кажется, не снизил своим резюме. 
Пафос (греч. ;;;;; «страдание, страсть, возбуждение, воодушевление»).
Как-то вдруг посетила восторженная мысль:

О боже! Как я балдею от одиночества!

А к ней довеском пришла вторая:

Надо срочно кому-нибудь рассказать об этом.

Первая мысль – патетика, вторая – сарказм. Вот такой плюс на минус. Потому и озвучивать их надо по-разному.
И тут не обязательно быть поэтом или актером, чтоб это понять. Обычные люди тоже умеют выражать свои эмоции на противовесе. Услышал тут недавно от нашей уборщицы Антонины поэтичную фразу:

Опять вот кто-то на полу следы оставил –
Таким бы надо ноги отрывать!

Эмоциональность поэтики замечена давно. И это осколки античной риторики и  древнего театра.
Именно игра интонаций дает возможность  сильнее воздействовать на слушателя. Поэтому  мантры, гимны, лозунги и призывы всегда лучше воспринимается с голоса певцов и профессионалов слова.
Понял это еще студентом, когда  осваивал азы  "разговорного жанра. Сначала был конферансье смотров художественной самодеятельности. А позже в молодежном театре, где комментировал происходящее на сцене. Вот и начал выдавать сценические экспромты типа:

Пример единства:
Крикнешь: « Тыща чья?»
И все вокруг: «Моя! Моя! Моя!»

Хотел даже пьесу написать. Почитал своих предшественников – Пушкина и Шекспира.  Эмоциональность монологов классиков захватила. Попробовал - представил обиженного на всех героя своей будущей пьесы:

Когда я мщу - я трепещу!
Восторг меня обуревает,
когда с кого-то спесь слетает!
О, как же сладостно я мщу!
Когда хапуга поперхнется,
Когда я трусу вслед свищу...
О, как же сладостно я мщу!
Пусть мне в грехи это зачтется!

Апогей желания мести очевиден в предпоследней  строке и…  следом показное покаяние  – герой как и я неоднозначен.
Написал первый акт и понял, что мне еще рано замахиваться на великие дела:
- Какая мелочь я у стоп великих!..
Решил потренироваться на мелочах - в них и застрял.

Амплитуда чувств и и перепады в их озвучке – один из основных эмоциональных приемов театралов-политиков. Простейший пример "волны" - две строки вверх и и следом  две вниз:

Спасибо Всевышний, за дар устремлений!
За жажду исканий, чем ты наградил!
А что недодал мне покорность, смиренье  –
так правильно сделал – я их не просил.
 
 
Варьировать можно по усмотрению – главное конечный результат. Вот,  здесь, например, эмоционально выделена лишь прямая речь в конце:

Я знаю, из пороков самый вредный,
конечно зависть   – в этом есть резон.
Смотрю завистник мой иссушенный и бледный,
пылает весь:
– Он наделён!
Я обделён!

Если вы уже потренировались на приведенных примерах, то сможете в полной мере воспринять монолог моего соседа. Его откровения на кухне перевел в литературное произведение. Сначала надо начать нагло и патетично, а потом дружески и примирительно. Как говорится: - ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ!

Нет!..
Надо разобраться: кто творил?
Кто эти горы высоченные поставил?
И в океаны кто воды налил,
к тому же соли в них ещё добавил!?
И почему вот не зеленым небосвод,
А голубым (цвет подозрительный) раскрасил?
И почему засахарился мед
На пасеке в ведре у дяди Васи!?
В конце концов, ну почему жена –
жена моя блондинка –  не брюнетка?
К тому же грудь почти что не видна.
Ну почему она не как соседка!?
А кто поиздевался надо мной?
За что скажите эта мне награда?
Занудный, лысый, кое-чем больной,
Нет, с этим делом разобраться надо!!!..

Хотя… я в темноте ещё сойду,
Бывает… в темноте еще пристроюсь.
Да и жену я не считаю за беду,
Я на соседку посмотрю и успокоюсь.
Сойдет мне и засахаренный мед,
Халявный привкус если он имеет,
Да и до лампочки мне этот небосвод,
Да пусть он сколько хочет голубеет!
И горы те пускай себе стоят –
карабкаться на них не собираюсь,
И океаны пусть себе штормят,
я здесь, в пруду, у дома искупаюсь.
Короче, –  так я всю работу оценил:
Посредственно!
Хотя местами мило…
Вот только мой сосед такой дебил! –
Но это средств, похоже, не хватило.

Это он не про меня а про другого соседа.


Рецензии