Необычные знакомства. История шестнадцатая

СЛАВА ВЕЛИКИМ

   11 ноября 2020 года в Чикаго, в районе Дирфилд штата Иллинойс умер великий советский спортсмен, борец вольного стиля Борис Михайлович Гуревич. Впервые, в Америке я увидел его в Нью Йорке на площади перед входом в ООН. В общем то, это был не он, а его фигура, в копии скульптуры «Перекуем мечи на орала», которая была передана в дар Америке советским правительством в знак дружбы между двумя народами.
Мне просто повезло, потому-что через некоторое время там уже скульптуры Евгения Вучетича не было и вместо неё была установлена другая, шведского скульптора Карла Рьотерсворда - пистолет с дулом завязанным в узел. Ну, а если кто не знает, то скульптор Вучетич в своей композиции олицетворил пожелание мира во всём мире, а шведский скульптор, своё личное горе: гибель его друга Джона Ленона. Чувствуете разницу? Какое же всё-таки, отношение Борис Гуревич имел к скульптуре Вучетича? Всё оказывается очень просто. Скульптор долго искал образ своего героя, чтобы по достоинству выразить суть будущего произведения. И он нашёл этот образ. Фигура борца Бориса Гуревича, одного из первых культуристов того времени в Советском Союзе, заслуженного мастера спорта, шестикратного чемпиона СССР, чемпиона олимпийских игр, двукратного чемпиона Мира и двукратного чемпиона Европы, как раз подходила для этой цели.

   Судьба преподнесла мне несколько встреч с этим выдающимся человеком. Должен признаться, что мы оба из Киева. Он всего на год старше меня и на полторы головы выше ростом. О весовых категориях и говорить не приходиться. Даже клубы где мы тренировались были разные. Он всегда выступал в тяжёлом весе, а я в полусреднем. Сравнивать его выдающиеся успехи с чьими то, нет никакого смысла, они очевидны. Несмотря на великолепную фигуру, нечеловеческую силу и до совершенства отточенную технику, Борис был мягким и добродушным человеком. Встречи с ним доставляли удовольствие, а обычное человеческое общение откладывалось в памяти у людей знавших его. Последний раз мы виделись в Чикаго в 2019 году в русскоязычном клубе на вечере встречи мастеров спорта всех видов спорта, на котором он тоже присутствовал. Вспоминали прошлое и наших тренеров Василия Рыбалко, Арама Ялтыряна, Романа Александровича Школьника и их отношение к нам. Было грустно сознавать, что и наше время постепенно уходит. Уже тогда Борис выглядел неважно, серое, осунувшееся лицо подтверждало разговоры о том, что он недавно прошёл операцию на сердце. Не знаю верить этому или нет, но поговаривали, что он появился в Чикаго приехав в гости к своей дочери из Китая, где он работал главным тренером китайской сборной по борьбе. Знаю точно только то, что последние годы в Украине он был старшим тренером в киевском суворовском училище. Приехав в Чикаго и заболев, Борис решил остаться с женой у дочери, которая жила здесь уже давно. Создавалось впечатление, что жизнь в Чикаго ему нравилась несмотря на то, что спортом он уже не занимался, чему способствовали и возраст, и неважное здоровье. Его заслуженному отдыху способствовала внучка, которую он боготворил и его часто можно было видеть гуляющим с ней на свежем воздухе. Однажды, совершенно неожиданно, мы встретились  в здании Christhian Heritage Academy в Гленвью, на концерте для детей, в котором принимала участие его внучка. Нужно было видеть лицо этого мужественного человека, который с радостью рассказывал мне о ней.

   А до этого была встреча в 1996 году и в сухой парилке общественного бассейна, по огромной спине и поломанным ушам я узнал, недавно приехавшего в Чикаго Бориса Гуревича. Он с кем-то вёл беседу, получая удовольствие от сухого пара.
В перерыве их разговора я извинился и представился сказав, что мы давно знакомы. Он меня не узнал, да и не мудрено. Прошло много лет и я, очевидно, сильно изменился, повзрослел, да и он стал много старше. Его же невозможно было не узнать или перепутать с кем-то другим. Продолжая разговор, я рассказал ему, что видел скульптуру Евгения Вучетича, который обессмертил его фигуру, и то что скульптуру, по какой-то причине, перенесли и установили в саду за зданием ООН. Не знаю, не видел, так это или нет.
   А вот это моя первая встреча и знакомство с этим человеком. Она может показаться смешной, но почему-то запомнилась на всю жизнь. Представьте себе Киев, жаркое лето 1958 года. Трамваи и троллейбусы забиты людьми спешащими, как можно скорее попасть на пляж и окунуться в прохладные воды Днепра. Тот кто помнит киевский центральный пляж, очевидно помнят, как высадившись, с битком набитого кораблика на противоположный берег, вы наступаете на цементную дорожку, которая ведёт вас прямо к раздевалкам пляжа. И вот, прямо в двух шагах от них, стоял пивной ларёк перед которым всегда была длинная очередь. Я с моим другом Романом, уже отстояв очередь, были в стороне, каждый с полулитровым бокалом холодного пива. Очевидно, Роман решил удивить меня и неожиданно вынул из кармана брюк большую тарань о существовании которой я и не подозревал. Выставив рыбец перед собой на солнце мы стали разглядывать её просвечивавшуюся  золотистую спинку, предвкушая удовольствие  от её употребления, когда на её фоне появилась огромная ладонь и схватив тарань продолжила свой путь. Я рванулся вперёд пытаясь остановить нахала, но Роман остановил меня :
-  Ты, говорит, что?- это же Борис Гуревич! Я никогда никому не рассказывал об этой истории, и врядле он сам, если бы был жив, вспомнил об этом.

   Вот так складываются судьбы человеческие. Мне кажется, следует поднять тост в память великого человека, прославившего свою страну, свой еврейский народ и самого себя. Пусть земля ему будет пухом!

   Желающие посетить захоронение и почтить память Бориса Гуревича могут воспользоваться данными приведенными ниже:
   Адрес кладбища - 24090N US Highway 45, Vernon Hills, IL, 60061;
   Наименование кладбища - Willow Lawn Memorial Park;
   Еврейская секция - Gan Ha Zieharon;
   Место захоронения - 244D-1

     11 Ноября, 2020 год
 


Рецензии