Яма

Честно сказать, с детства я любил копать. Я часами проводил время с совочком в песочнице, а уж если видел, как кто-нибудь из взрослых работает лопатой, или наблюдал за работой экскаватора – то меня от этого зрелища, как говориться, за уши не оттащишь.
Жизнь сложилась так, что копание не стало моей основной работой, но, если вдруг удавалось взять в руки лопату – я никогда не отказывался. Даже изредка подрабатывал копанием. И несколько раз занимал престижные места на конкурсе копателей-любителей.
И вот будучи уже в зрелом возрасте, один знакомый предложил мне устроиться в компанию его друга. Изначально, компания занималась поливочными работами. Но через знакомых, ей, компании то бишь, пришел заказ на копательные работы в довольно крупном объеме. Хороших землероев, сами знаете, отрывают с руками и ногами. Так что все, кто хоть когда-то держал в руках лопату приглашали испытать свои силы в этом благородном, да и что там скрывать, довольно приятном деле!
Директор компании собрал нас в своем кабинете. Нас было человек девять-десять. Глаза наши горели как… если бы я был поэтом или писателем, то, наверное, сравнил их со звездами. Каждый из нас крепко держал в руках черенок новой лопаты.
- Вам выпала, - начал он, - редкая возможность реализовать себя на высокой стезе землекопания и землероенья!
Мы выпрямили спины, еще крепче сжав черенки.
- Благодаря моим личным связям и, чего уж там скромничать, тонкому вкусу в вопросах рытья, наша фирма, получила от небезызвестного вам холдинга «Дигэспейд компани» заказ на производство ямы, размеры которой узнают те, кто останется в нашей команде, после прохождения тестового задания. В перспективе же, холдинг намерен поручить нам ни много ни мало – котлован, друзья мои! Вы понимаете, что такое котлован?
Сладкая истома появилась на лицах всех присутствующих.
- Вы должны отдавать себе отчет, что да, пусть у вас есть опыт копания, но все-таки вам многому еще нужно научиться! И кроме того, наша компания, прошедшим испытания будет платить деньги! И деньги эти будут взяты из средств моей фирмы, между прочим! Одним словом, вы получите деньги и бесплатное образование под моим чутким присмотром, и возможно, еще одного нанятого мной знаменитого копателя, имя которого узнают те, кто пройдет тестовое задание, а у меня, как вы видите – одни только риски! Надеюсь вы понимаете к чему я клоню!? Вам придется отдаться этому делу целиком! Так что настраивайтесь на то, что копать надо будет постоянно и вдохновенно, оставив все остальные дела и заботы, забыв на время про семью и детей!
После чего, указав нам место, директор обозначил задание. Им оказалась яма метр на метр, которую каждому из нас предстояло выкопать. Мы с энтузиазмом принялись за работу.
На следующий день директор оглядел ямы.
- Мда…- сказал он. – Признаться, ожидал от вас большего!
И он выдержал многозначительную паузу, слегка скривив рот.
- Ямы выкопаны довольно шаблонно! – Осматривая нашу работу продолжал он. – Чувствуется, что работали вы без особого вдохновения, на лопату нажимали, судя по отпечаткам в яме, не всем весом, комья земли разбросаны как попало… На мой взгляд, а он у меня знаете ли, собаку съел на ямах, задание выполнено халтурно, ребяты! Есть, конечно, отдельные успехи у некоторых, но, чтобы сказать хотя бы про кого-нибудь из вас, что ваши ямы полноценны - я не могу.
Расстроенные, мы потупились…
- Итак, - продолжил директор,- я сообщу вам через час, кто все-таки может быть войдет в команду мечты… И он продолжил осматривать наши ямы, недовольно причмокивая и разочарованно покачивая головой.
 Наконец, снова слегка скривив рот, директор объявил имена пятерых-шестерых счастливчиков, среди которых оказался и я.
На следующий день мы встретились в офисе компании. Директор был не один.
- Знакомитесь, друзья! – Радостно начал он. – Это знаменитый землерой и землемер, преподаватель Строительного Университета, Анатолий Саломеевич Грусть. Под его руководством, я надеюсь, мы сможем достойно выполнить работу для «Дигэспейд компани» и мне не придется краснеть за ваш труд!
Господин Грусть пожал нам по очереди руки, а директор продолжил.
- Анатолий Саломеевич специализировался до этого на траншеях, но думаю проблем с ямами быть не должно.
- Да-да! – подтвердил Саломеевич. – Технология производства одна. – И он обратился к нам. – Ну, что ж господа, начнем?
 Нам, как выяснилось, за месяц нужно было вырыть яму сто на сто метров, глубиной метров
пятнадцать-двадцать. Работа закипела. Мы копали с понедельника по субботу вправо, влево, вглубь и в бок. Каждый день обсуждали итоги проделанной работы, придумывали новые подходы и способы копания, оттачивали технику нажима на лопату и тому подобное. Ну и конечно, нас грела мысль о деньгах. Каждый из нас зарабатывал деньги в этой жизни. Но все-таки, деньги, заработанные любимым делом, всегда получать приятней.
 Месяц закончился, и мы с нетерпением ждали зарплату.
- Значит так! – многозначительно начал директор и зачем-то сильно скривил рот. – Давайте подведем итоги. Во-первых, Анатолия Саломеевича я уволил. Он оказался абсолютно не способным к копанию ям! И мне абсолютно не понятно, почему никто из вас не пожаловался на его профнепригодность! С вашей стороны это в высшей мере непрофессионально! – И директор каждому из нас, по очереди, пронзительно посмотрел в глаза.  – Во-вторых! – продолжил он. – Я в высшей степени не доволен вашей работой! Ямы выкопаны довольно шаблонно, без огонька! – Осматривая нашу работу продолжал он. – Чувствуется, что работали вы без вдохновения, на лопату нажимали, судя по отпечаткам в яме не всем весом, комья земли разбросаны как попало…
Вы понимаете, что не оправдали высокую ответственность, возложенную на вас небезызвестным холдингом «Дигэспейд компани»?! А ведь работа эта досталась вам исключительно благодаря моим личным связям и высокой репутации в ямокопательном бизнесе… Благо, я подстраховался, и недалеко лично и собственноручно вырыл яму, соответствующую высоким стандартам «Дигэспейд компани». 
 Нам почему-то стало стыдно, но мы смотрели на нашу яму и понимали, что ведь мы все-таки копали, копали целый месяц, не жалея себя… и пусть не заслужили похвалы директора, но зарплату то мы заслужили! Тем более, что многие из нас отказались от других работ…
 - Теперь, что касается зарплаты… - И рот директора скривился так, что казалась его уголок достиг правого уха. – Денег у моей фирмы на вашу халтуру нет! Единственная ваша надежда на то, что «Дигэспейд компани» сжалиться и заплатит за вашу так называемую яму хоть что-нибудь!
 Капельки слез выступили на наших глазах, и мы крепче сжали черенки лопат… Директор снова скривил рот и хотел начать свою речь, но… 
А, чтобы вы сделали на нашем месте, господин судья?!   
 После небольшого замешательства секретарь суда громко объявил.
 - По делу «О закопанном в яме», в качестве свидетеля вызывается представитель холдинга «Дигэспейд компани»…


Рецензии