Воспоминания. 2 часть, окончание

2 курс медицинского училища.

Мы писали историю про бродячий цирк втроем: я, Лариса Т. и Ирина К. Ира даже рисовала картинки. Местами у нас неплохо получалось, романтично и весело. Но в итоге повествование зашло в тупик и осталось незавершенным.
У меня была особенно нежная душевная привязанность к Ларисе Т. на 2-м курсе обучения.
Я испытывала страх перед «химичкой», то есть преподавательницей химии. Но при этом обожала Раису Сергеевну, которая преподавала хирургию.
В травм. пункте было практическое занятие с Раисой Сергеевной, мне оно было очень интересно. И приятно, потому что с любимой преподавательницей.
И слово Машук стало прозвищем Маши из моей группы, я ей его дала. По мотивам творчества М.Ю. Лермонтова, на самом деле это гора в Пятигорске.
Преподавательница литературы и русского языка говорила мне: «Юля, ты меня утомила». К ней я тоже относилась с любовью.
Однажды ее внучка нарисовала мой портрет.
Я охотно делала доклады на уроках литературы и истории. Мне было интересно читать даже батальные сцены в романе "Война и мир" и потом рассказать об этом всей группе.
История именно в те годы меня стала интересовать сильнее. Больше всего мне было жаль, что реформа Столыпина так и осталась незавершенной. Я понимала, насколько лучше реформа, чем революция. Революция – это потоки крови и страдание, а реформа – это мудрый путь, это было мне ясно. Поэтому я считала дикостью и ужасом покушения на мудрого Столыпина, ахала, читая про них. И его смерть в результате одного из покушений считала катастрофой для России, ошибкой истории.
Я была бы очень рада, если бы в России снова начались мудрые реформы, появился бы столь умный и деятельный человек, как Столыпин. Но увы, пока мы этого не наблюдаем, в те годы разрушалась производство в стране, а реформа здравоохранения в 21 веке тоже оказалась вредоносной.
Мы учим историю, читаем ее и как будто не в силах сделать выводы по-настоящему, идем не тем путем. Возможно, слишком часто у власти оказываются люди, водимые греховными страстями, возможно, власть и деньги так быстро развращают? И хочется еще денег и власти, поэтому проще разрушать и воевать, чем созидать и терпеливо реформировать? Я считаю, что общество и прогресс в целом идет не тем путем, отчасти в этом виновата страсть наживы.
Но вернемся к теме моей учебы.
Еще по истории я нередко делала доклады. Например, рассказывала про великих художников, держа в руках толстую книгу с картинами и биографиями, которую я взяла в библиотеке. Я очень волновалась при этом, ведь говорила перед целой группой, но однокурсницам нравились эти доклады, слушали меня охотно.

Преподавательница истории дружила с преподавательницей этики. Иногда они собирались вместе и давали мне советы. Однажды они мне порекомендовали обследовать щитовидную железу, потому что моя полная шея наводила на мысли про эндемический зоб. Опасения не подтвердились.
В общем, все преподаватели ко второму курсу ко мне привыкли и что-то интересное иногда выдавали в мой адрес. Например, Раиса Сергеевна сказала, что у меня светлая голова, имея в виду склад. ума. А я ощущала состояние внутри головы, как некий сумбур с изобилием мыслей. Другая преподавательница, скорее всего по этике (не помню точно) сказала: "Юля, ты у нас человек настроения". Я подумала и согласилась с ней.

Был смешной случай у отца, примерно в этот период. Он продавал на улице компьютеры, немного зарабатывая на этом. Однажды в Москве к нему подошли 2 мужчины и в процессе их деловой беседы сказали:
-О-обманывать-то о-обманывай, но не слишком сильно-о-о.
Люди видимо были с Волги, поэтому сильно растягивали слова и "Окали". Меня очень смешила эта история. Но рассказывать это подругам, тем более любимым преподавательницам, было запрещено родителями. В результате, я мучилась, скрывая очень веселую, как я считала, историю. И рассказала только Тане, которая была самой близкой подругой. Но открытому человеку сложно скрывать то, что волнует. И другие тайны были у семьи, в 90-е годы у людей было достаточно поводов не доверять друг другу.

В этот период я писала стихи в стиле рэп. Некоторые из них были посвящены однокурсницам. И программы на Бейсике, многие программы, написанные в тот период, были для микрокалькулятора с функцией программирования.


3 курс.

На 3-м курсе к нашей группе присоединилась Юля В., мы с ней были дружны. Она немного старше меня, и я смотрела на нее как на опытного человека, меня очень привлекало присущее ей обаяние.
У нас были всеми любимые преподаватели. Например женщины-близнецы, которые давали нам уроки педиатрии, были всеобщими любимицами. Я даже одной из них подарила цветы в день экзамена по педиатрии, в конце курса. Еще я была влюблена в нашего преподавателя по нервным болезням.
В конце учебы в мед. училище была практика в больницах. Особенно важна была для меня практика в 38 детской больнице, отделении гастроэнтерологии. Потому что здесь я обрела друзей среди пациентов. Галя С., Володя Евс. Полные фамилии не указываю, потому что нет возможности у этих друзей спросить согласия на подробный рассказ о них в этой книге. Связь давно потеряна, но в моем сердце глубокий след нашей дружбы.
Пожалуй, к Гале я относилась, как любящая старшая сестра или крестная мама. На момент знакомства мне было примерно 17 лет, ей 9 лет. Интернета и социальных сетей тогда еще не было, мы писали бумажные письма. По ее письмам, украшенным рисунками и бумажными аппликациями, написанным на красивой бумаге с узорами, было заметно, как она меня любит, как благодарна мне. Как это все старательно собиралось и украшалось, просто удивительно. Боюсь, что из современных 10-летних детей мало кто на это способен. Просто люди уже многое не ценят.


Рецензии