Сантана

Быль
В картинной галерее Новосибирска среди десятков ПОЛОТЕН ЖИВОПИСНОЙ КОЛЛЕКЦИИ Николая Константиновича Рериха (1874-1947г.г.) одно из лучших – «Сантана» (в переводе с санскрита – «Поток жизни»). В этом символе – квинтэссенция философии учёного и художника: Макрокосм и Микрокосм как высшие ноосферные образования бытия соединяются в единый Поток жизни для торжества правды, добра, красоты и справедливости.

Укрыл туман кедровые стволы,
Свет погасив в коре их золотистой.
И пляшет дождь на окнах Улалы,
Рассыпав дробь как звонкое
 монисто…
Таким он Чуйский тракт
и представлял.
В дорогу дождь – хорошая примета:
Не мечется на склонах быстрый ветер
И камнепада горы не сулят.
Да, этот новый путь им предстоит
пройти.
Что нового откроют эти горы?
Маршрут на карте – тоненький
пунктир,
Лишь тема для начала разговора.
Ойротия… Легенды и поверья,
И воздух, весь насыщенный огнём…
- Наверное, я б здесь поставил дом, -
Склонившись нал костром,
мечтает Рерих.
* Семья прибудет завтра днём.
И сразу - в путь,
Скорее в горы заглянуть!..

А в дневнике:
«Впустую прожил день я...».
А у костра замнилось в полусне,
Что жизнь его, как эти вот поленья.
 Перегорает в жертвенном огне,
 Что свыкся он с
«оконным кругозором»
Чиновных обормотов всех мастей.
И словно конь, застывший в борозде,
Утратил свой когда-то дерзкий
 норов...
Но хватит киснуть, он не из таких,
Он должен написать
свою «САНТАНУ»!
Он завтра же пристанет к каравану,
А там один уйдёт на ледники.
Там колдовская музыка планет
В космическом безмолвии несётся.
Там пращур для него оставил след.
На камне выбив образ бога солнца.

*А он сумеет или нет
свою мечту
доверить кисти и холсту?

...Неспешно, словно горные хребты.
Верблюды выступают из тумана...
На третий день,
простившись с караваном,
Он вверх пошёл, хватаясь за кусты.
Граница двух миров - Тибет, Алтай
И кладовая таинств - Гималаи...
Мольберт и кисть.
И мастер у холста,
Закатных зорь ваятель и хозяин.
Но как луну - сверкающий рубин.
Как звёзды - жемчуга ночного неба –
Перенести на холст? Как это мне бы
Преодолеть?.. О, Агни. пособи!
А вы, Ашвины, братья-близнецы
На страже этих сумеречных сводов,
Как повторить мне ваши образцы.
Не покривив ни в чём перед природой?

*Вон лунный свет зажёг кварцит.
Нет; не успеть...
Как это мало - захотеть!..

Беседуя с великими тенями.
Он отдавался трепету мечты,
И под покровом вечной красоты
Творил картину робкими мазками:
- Здесь красным бы,
в нём смелость и напор.
Его в зарю чуть-чуть добавить
можно б,
А синий - в нём спокойствие,
надёжность,
Пройдусь-ка им у дальних пиков гор..
Его Учитель Мория не всуе
Провозглашал: «Запомните, народ:
Добро и красота восторжествуют!
А с ними справедливость
к нам придёт!..».
Он сам давно - Учитель. Он - Гуру, Создатель института «Урусвати».
Ему признаньем и любовью платят
Вся Индия и весь Каракорум.

*Да, он зовёт людей к добру
и будет звать!
Гуру не может людям лгать.

В тибетских ламах видел он волхвов
А «Веды» изучив, сказал впервые:
Из индоевропейских языков
Санскрит и русский — самые родные...
Член многих иностранных академий,
Он дома, скажем прямо, не у дел.
Кто он в России –
местный чужеземец?
Не понятый властями добродей?
Отечества, увы, не выбирают,
Лишать - лишали до недавних пор.
А он ходил от края и до края
По гребням самых синих в мире гор...
Как в хаосе событий и времён
Отгородить себя от всех политик?..
Он выбрал путь ошибок и открытий
В горах Алтая. К ним он устремлён!

*Здесь - энергетика времён,
её сосуд,
который горы берегут.

И до него стремились в этот край -
В «Страну чудес»
в кисельном обережье.
Он, правда, в сказки верить
стал всё реже,
Но много тайн хранит ещё Алтай! ...
На стыке трёх границ - плато Укок,
Река Аргут, курганы Пазырыка.
Что ни курган - загадка в нём зарыта
На всём пути на северо-восток.
Там не звенели в схватках стремена
И воздух не был свистом
стрел распорот.
Веками там хранят в молчанье горы
Как тайну тайн усопших имена.
За много вёрст под бубнов тихий стон
Сюда везли героев, павших в битвах...
Врастал в окружье этих скал
гранитных
Тысячелетья древний Пантеон.

*Там только бубнов перезвон:
«Тюн-гур, тюн-гор...»
Храни вас духи, дети гор!..


Но где-то здесь и он ведь похоронен
Лет пять назад одною из газет.
Был даже стих Асеевым спроворен,
В котором ему реквием пропет:
«Тому, кто шёл на безымянный берег,
в могилу клали меч, копьё и лук.
Кто ж на щиты тебя поднимет, Рерих,
последний, может, рюриковский
 внук?
Вели коня в седле за павшим князем,
и посреди вонзённых в землю стрел
гроб на костёр слагали, а не на земь,
чтоб он при всех
в живом огне сгорел...»
Ты прав, поэт, спасибо за подсказку!
Хоть был со мной ты на расправу скор,
Когда-нибудь на склонах гималайских
Взойду и я на жертвенный костёр.

*Огонь совьёт в тугой узор
всей жизни круг
под бубнов тихий перестук...

А что - «Сантана»? Боль и маета:
К ней остывал и снова возвращался,
И всё труднее путь наверх давался,
И что-то ускользало от холста...
Уж он-то знает: вечных истин нет,
Всё преходяще, хрупко, быстротечно.
Вон. метеор пылал в любви беспечной,
Летя к земле. И где же его след?
А взять Россию. Как ведь налита
Выла её державная могучесть!
И какова ж её постигла участь,
Отвергнувшую церковь и Христа?
 ...Великий УМ. он многое изведал,
Оставив нам среди своих трудов
Трёхкнижье его нравственного
кредо–
«Общину». «Озарение» и «Зов».

*А он услышать сам готов:
«Тюн-гур, тюн-гор»?..
Его приимут духи гор?..


Но всё ль свершил
и все ль сдержал обеты.
Иль что-то просто не сумел, не смог?
На долгих вёрстах пройденных дорог
И посох источён, и песни не допеты...
Но чу! Вот он   таинственный аккорд,
 Волшебная мелодия для слуха:
Один мазок - и лунный свет простёрт
Над снежной и задумчивой Белухой.
Остаюсь, может быть, добавить свет
И разместить в углах на дальнем плане Учителя знакомый силуэт,
 Ученика, застывшего в нирване.
... «Сантана» символична. Видит Бог,
В ней зов Земли,
в ней дух Востока важен –
Достоинство и мудрость
горных кряжей
И нерушимый жизненный поток.

*Сплелись и Запад и Восток
в его мечте,
и воплотились в красоте...



Примечание:

Упала - старое название столицы Горного Алтая.

Ойротия - прежнее название республики Горный Алтай.

Агни - бог огня.

Ашвины - боги-близнецы в Ведической религии

Мория - имя Учителя Рериха, с которым он познакомился в 1912 году и которому посвящены десятки стихотворений Рериха в цикле: «Цветы Мории».

Николай Асеев - советский поэт, друг Маяковского. Реквием по Рериху был написан в 1918 году после сообщения одной из газет о его гибели.

«Урусвати» /«Свет утренней звезды»/ - название института, основанного семьёй Рерихов в Индии.

Белуха - самая высокая гора Катунского хребта.

 * - знак, обозначающий в свободном изложении мысли Рериха из его дневников.


Рецензии