Индийский маг и открытие учёных

Квадрат Малевича – это ночное небо. Его бездонная глубина, из которой смотрит на вас, мигая, таинственная Венера. Это мысли о разлуке с любимой, которая далеко. И, наконец, это медитация в весеннем саду, под старой ивой. Когда душа человека, вдруг открывшись всему, ощущает дыхание Вселенной.

Один индийский маг, обладавший способностью проникать в тонкие миры, изображённые на картинах художников, решил проникнуть в «Чёрный квадрат» Малевича. Мечтая о сельском уединении, маг надеялся его найти, но вскоре выпрыгнул из этой картины, как ошпаренный.

Когда маг немного успокоился, его попросили объяснить, что именно в квадрате Малевича так его напугало? И маг, стыдливо опуская глаза, сообщил, что в этой картине находится «много обнажённых женщин»…

Рассказанная история, увы, не является вымыслом. Этот случай произошёл в Нью-Дели в 70-х годах прошлого столетия. И так и остался не понят публикой тех лет, сочинившей по этому поводу немало весёлых историй.

И только в наши дни, богатые техническими достижениями, раскрыли тайну, которую знал один только маг. Произведя томографическое сканирование квадрата Малевича в инфракрасных лучах, учёные сделали открытие. Под слоем чёрной краски запечатлелись дела, которые в воскресные дни совершались повсюду в царской России. В общественной бане мылись девы, красивые телом и, следует думать, душой…

Так что индийский маг действительно побывал в своё время в картине Малевича, предвосхитив открытие учёных.



Рассказы колонковой кисти


Рецензии
Однако, чудесная вещь, Чёрный Квадрат! Будоражит воображение. Сколько художников его рисовало! Например:

• Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617
• Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», 1843
• Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале", 1882
• Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893

Но, главное, как понял Малевич (одна фамилия чего стоит!), успех картин не в самом изображении, а в теоретическом обосновании и, конечно, в пиаре, чем он успешно и занимался.

Спасибо, Игорь, за информацию о картине. Признаться, впервые слышу. Проверила в Интернете. Действительно, квадрат будоражит воображения и современных учёных-исследователь, сканируют её вдоль и поперёк и чего только уже не нашли (кто ищет, тот всегда найдёт): два изображения, три слова и отпечатки пальцев (Малевича)… Думаю, это не предел… Версию зарисовки другой работы новые исследования опровергают. Краска чёрная – сложносоставная, из нескольких веществ, например, жжёная кость, черный углеродосодержащий пигмент и мел, то есть специально подготовленная краска с сочетанием пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу для изображения глубокой чёрной бездны…

Искусствоведы и культурологи, вновь обратились к архивным материалам в поисках объяснений. Каземир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Он рос способным ребенком, и в школьном сочинении написал: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Но жизнь у него не сладкая. Весь день он слушает, как рабочие матерятся когда напьются бражки из сахара. Поэтому вернувшись домой папа часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником. Это хорошая работа. Не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести, и воздух пахнет красками, а не сахарной пылью, очень вредной для здоровья. Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день». Прочитав это сочинение мама подарила ему на 15-летие набор красок. А в возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко. В августе 1905 года, он приехал в Москву из Курска и подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск Малевич не захотел, он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц – по московским меркам, очень дешево. Но и эти деньги Малевичу часто приходилось брать в долг. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз. С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф.И. Рерберга в Москве. На этот период его жизни проливают свет письма художника А.А. Экстера музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.

Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин о женской бане. Картины продавались не дорого и требовали дополнительных расходов на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги. Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской. Утром туда вошла его жена, чтобы взять у него денег на оплату счетов бакалейщика. Увидев очередное полотно великого мастера, она вскипела от негодования и ревности, схватила большую кисть и закрасила холст черной краской. Проснувшись, Малевич пытался спасти картину, но безуспешно – черная краска уже подсохла. Искусствоведы считают, что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».

Удивительно… Момент. Идея. Реализация… И понеслось… А какая пища для умов? И сколько вдохновения на новые идеи. Благодарю, Игорь, если бы не Вы, я так ничего бы всего этакого про Чёрный Квадрат и не узнала бы… А так, вот, чувствую себя на фоне черной необразованной массы энтакой умной-разумной! И душе пиятно...

Ирина Петал   29.12.2020 11:45     Заявить о нарушении
Индийский маг, искавший покой сельского уединения, видимо, выбрал не тот цвет. Может, ему следовало бы нырнут в Белый квадрат Малевича?

Ирина Петал   29.12.2020 11:30   Заявить о нарушении
"Ты, братец, лучше на эту картину не смотри,- говорил ему Козлик. Не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять - просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить. Видишь, как рассуждают!"

(с) Николай Носов,"Незнайка на Луне"

Ирина Петал   29.12.2020 11:36   Заявить о нарушении
Хочется пожелать всем в Новом году - своих любимых рассуждений :)), своих любимых цветов, своих любимых настроений. И, чтоб всё это под одним Небом уживалось и Небо было Мирным.

Ирина Петал   29.12.2020 11:41   Заявить о нарушении
Да, чёрный квадрат Малевича оброс легендами. Единственный, пожалуй, случай, когда зритель наслаждается не самой картиной, а текстом, сопровождающим её.
А вот разгадка фамилии. Малевич - Малюевич, Маляр Малярович... Где он сейчас? В каких мирах бьют его Агелы по щекам за авантюру от искусства?)
Мир Малевичу.
Рад, как всегда, Вашим размышлениям об искусстве!

Игорь Муханов   29.12.2020 20:46   Заявить о нарушении
Может, ангелы бьют в ладошки в честь Казимира Малевича :)). Мне он симпатичен, чем больше о нём узнаю, тем большим уважением проникаюсь.

Ирина Петал   01.01.2021 18:31   Заявить о нарушении