Сухум. Гумиста
Двенадцатикилометровую реку питают ледниковые и дождевые воды. Часть русла проходит по ущелью; последние километры Гумиста протекает по равнине.
Именно на эту равнинную часть реки отправилась наша группа путешественников, состоящая преимущественно из молодёжи. По прибытии на место путеводитель Баграт «обрадовал»:
— Внимание! Сейчас будем преодолевать водную преграду – переходить вброд горную речку! Будьте осторожны – вода холодная, а каменистое дно – скользкое!
Молодым людям, разогретым девятикилометровым пешим переходом, – «море по колено». Быстро разувшись, смельчаки бросились в воду. Резкий контраст между температурой воздуха и воды заставил девушек взвизгнуть:
— Ой, какая холодная вода! Просто – ледяная!
Вторая партия преодолевающих реку туристов, уже была морально готова к испытаниям. В компании нашлись джентльмены, на руках перенесшие некоторых женщин на противоположную сторону реки.
Перед походом гид пояснил, что каких-то достопримечательностей мы не увидим.
Просто отдохнём: пообщаемся, позагораем, пожарим шашлыки.
Женщины были освобождены от подготовительных хозяйственных работ: всё взяла на себя сильная половина человечества.
По прибытии на место мужчины разбили бивак, разложили костёр и занялись приготовлением шашлыков. На все предложения женщин помочь «кормильцы» отвечали фразой из кинофильма режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», бывшей в то время на слуху:
— Шашлык женских рук не терпит!
Именно такой ответ и ожидали «помощницы», у которых появилась возможность «отдохнуть на отдыхе». Усевшись на камнях, в меру охлаждённых близким расположением холодной речки, мы вели неторопливые «светские»беседы.
Погода нам благоприятствовала. Не было палящего солнца: оно было скрыто лёгкой сизоватой дымкой. Близость прохладной воды создавала комфортный микроклимат в месте нашей стоянки.
Расслаблено наблюдая за действиями мужчин, подумала:
— «Это сладкое слово – безделье!».
Оказалось, я вслух произнесла афоризм, позаимствованный у литовского режиссёра Витаутаса Жалакявичуса.
— Как, как, ты сказала? – загалдели девчонки.
— Я сказала эту фразу во всеуслышание?! Не может быть! – возвратилась из нирваны «любительница» политических детективов.
— Может-может, все слышали про безделье! И согласились с твоим утверждением: ведь редко современным женщинам выпадает такое счастье – праздное времяпрепровождение! – поддержала меня Зоя.
Сорокалетняя незамужняя женщина, устроившая постоянную «слежку» за устойчивым функционированием своего одинокого организма, никогда не упускала возможности поговорить со мной на медицинские темы. Зачастую, в условиях, самых неподходящих для разговора.
Вопросы Зои удивляли своим разнообразием:
— У меня вот здесь иногда покалывает…
— Когда я переворачиваюсь с одного бока на другой, у меня в голове что-то переливается…
— Вчера я поднялась с лежака на пляже, у меня т-а-а-к закружилась голова…
— Сегодня ночью мне приснилось, что я танцевала лезгинку с Энвером. А утром – ноги болели. Что это значит?
Первое время я отвечала Зое. В какой-то момент я поняла, что «без меня меня женили», назначив личным врачом. Подобрав удобный момент, на очередные жалобы на своё здоровье «болезненной» женщины, рассказала старый «бородатый» анекдот:
— Приехала представительница древнейшей профессии в Ялту. Она была хороша собой, и в первый же день пребывания на пляже её лежак окружило множество поклонников. Никак не реагируя на обращения к ней мужчин, девица загорала.
Потихоньку отдыхающие переключились на другие субъекты; у чаровницы остался всего один воздыхатель. На очередную его просьбу познакомиться, прелестница ответила вопросом:
— Молодой человек, кем Вы работаете?
— Токарем-станочником! – гордо ответил представитель советского класса-гегемона.
— Вот представьте себе, Вы приехали в отпуск на море отдохнуть! Вышли на пляж, а там – станки, станки, станки…
Увидев недоуменный взгляд токаря, барышня гордо добавила:
— Я – жрица любви!
Слушатели рассмеялись: они не слышали этого анекдота. Турист Виктор, обратившись к Зое, нравоучительно произнёс:
— Так вот, Зоя Ивановна, Нелли приехала сюда отдыхать, а не про твои болячки слушать!
Возвратимся, однако, к теме «безделья». Я едва сдержала своих внутренних бесенят, уже приготовивших ответную фразу Зое Ивановне, «утомлённой отдыхом»:
— Разумеется, если в доме – «семеро по лавкам», то и присесть – некогда!
Мой профессиональный гуманизм, впрочем, победил зарвавшихся чертенят; я согласилась с Зоей:
— Да, такой ритм жизни – результат эмансипации, ранее так желанной женщинами.
От костра потянулся упоительный аромат шашлыков. Вскоре мужчины пригласили «бездельниц» к трапезе.
Дабы избежать упрёков читателя в чревоугодничестве, я буквально в нескольких словах расскажу о приготовленном угощении. Очень мягкие и ароматные чуреки (традиционный абхазский хлеб); изобилие овощей, фруктов, зелени; нежные и сочные шашлыки; вино «Алазанская долина».
Вот оно-то, вино, и стало основной темой для застольной беседы. Экскурсовод Баграт подробно рассказал об «Алазанской долине», вкусовые качества которой по достоинству были оценены нашей немаленькой компанией.
В семидесятые года двадцатого столетия в Грузии возродили старые кахетинские технологии виноделия и наладили выпуск больших объёмов качественного вина. Для производства вин использовались автохтонные (принадлежащие данной территории) сорта винограда.
По традиционной кахетинской технологии виноград давят в больших деревянных чанах, изготовленных по старинным методикам. Сок вместе с мезгой стекает в квеври – большие глиняные сосуды, закопанные в землю. В условиях стабильной температуры вино медленно бродит, затем выдерживается и приобретает насыщенный цвет, мягкий вкус и неповторимый аромат.
Иван, главный инженер передвижной механизированной колонны из небольшого полесского районного центра Ганцевичи, едва дождался паузы в неспешном повествовании Баграта:
— А виноград давят ногами? Как в итальянском кинофильме «Укрощение строптивого»?
У рассказчика оказалась превосходная реакция:
— Нет, прессом! У нас ведь нет таких сильных и спортивных мужчин, как Вы или Челентано! Увы!
Больше никто не задавал вопросов Баграту. Он продолжил:
— Производителями выпускается как красное, так и белое полусладкое вино «Алазанская долина». Основным сортом для белого вина является винный сорт винограда ркацители, для красного – саперави.
Заметив, что слушатели, увлечённые шашлыками, ослабили внимание, гид перешёл к практике:
— Как вы могли заметить, наше вино имеет приятный тёмно-рубиновый цвет, бархатистый гармоничный вкус и фруктовый аромат. Именно такое вино хорошо идёт к шашлыкам из красного мяса. Белая же «Алазанская долина» прекрасно сочетается с курятиной и рыбой. Оптимальная температура вина для подачи на стол – восемь-десять градусов.
Надеюсь, самые наблюдательные из вас могли заметить, что я опустил авоську с вином в холодные воды Гумисты, – закончил винную презентацию эксперт Баграт.
Обратный путь в столицу Абхазии мы одолели довольно быстро. Вероятно, действовал допинг – «Алазанская долина».
Свидетельство о публикации №220122900834
Думаю, перейдя Гумисту вброд, получили Вы не совсем "боевое", но точно крещение. Не каждому дано. Мне, к примеру, не довелось. )
Шашлыки – точно не женское дело. У женщин своих дел хватает. А раз так, то и славно, что дали Вам возможность "отдохнуть на отдыхе". Мужчины это понимали, а вот сорокалетняя незамужняя, станцевав во сне лезгинку с Энвером – нет. И вряд ли бы отвязалась, если бы не анекдот про женщину низкой социальной ответственности. Сработало. )
Путеводитель Ваш и сомелье по совместительству, Баграт, про "Алазанскую долину" не соврал. Оно кахетинское, в Абхазии другие сорта винограда и другие вина – "Апсны" и "Лыхны". А к вину окромя шашлыков и рыбы, подавалось еще одно хорошее блюдо – горячая мамалыга, которую начиняли дольками копченого сыра "сулгуни", тая в каше, сыр придавал ей особенный вкус и аромат. Запивай любым вином – смак!
Праздное времяпровождение – пожалуй, лучшее занятие на свете. Приятно, что тем днем Вы остались довольны, доволен и я, к нему приобщившись.
Всего доброго и хорошего!
Николоз Дроздов 03.06.2023 20:50 Заявить о нарушении
Сердечно благодарю за отзыв!
Температура воды в Гумисте была около четырнадцати градусов, если мне не изменяет память. Для меня, в детстве открывавшей купальный сезон Первого мая, вода не показалась слишком холодной.
Впечатления от похода сохранились в памяти до сих пор. Особенно хороши были шашлыки на метровых деревянных прутьях.
Жаль, что Вам, уважаемый Николоз, не удалось их попробовать.
С теплом и улыбкой.
Нелли Фурс 04.06.2023 10:30 Заявить о нарушении