Там где водится маринка

Быстрая горная речка Узун-Каргалы берет своё начало на склонах Заилийского Алатау. На высоте более четырех тысяч метров небольшие ручейки стекаются от ледников и снежников в протоки несущие в предгорную долину кристально чистую талую воду. В ущелье, где начинаются альпийские луга, в незаметных небольших речушках уже живёт рыба. Это форель, маринка, небольшие османчики.

Рыбалка в этих красивейших местах прекрасный отдых. При этом поймать здесь рыбу довольно сложно, подойти близко к ней незамеченным не получится. Один из проверенных способов ловли, это сплетенная из проволоки мордушка которая ставится в речку на несколько суток, и бывает в неё попадается довольно крупная рыба.

Отдыхая недавно ниже села Узунагач, уже на предгорной равнине, к сожалению, я не смог поймать ни одной рыбешки и вспомнил интересный случай, произошедший в этих местах, в общем-то, не так давно, в середине 90-х годов. 

А дело было так, волей случая, я оказался на грандиозной рыбалке организованной для отдыха иностранных гостей на предприятии где я работал в то время в качестве молодого специалиста. Иностранные поставщики оборудования уже закончили его установку, необходимо было наладить с ними хорошие долгосрочные отношения. Главный у гостей был Филл, серьезный мужик объездивший пол-мира. Как-то он увлеченно рассказывал про ловлю форели в его родной Монтане, и предложение порыбачить на неё недалеко от Алма-Аты, было встречено с радостью всеми гостями.

На совет у директора быстро собрали наших заядлых рыбаков, но самым убедительным при показе размеров выловленной рыбы был электрик Генка. Он был родом из Узунагача и с детства рыбачил на форель в предгорных речках.

В прекрасный первомайский день, караван из нескольких машин прибыл на предгорную равнину, по которой, извиваясь, несла свои воды река Узун-Каргалы. Ширина реки была не боле трех-четырех метров, местами она сужалась до двух метров и с виду казалась довольной милой тихой речушкой. Но местные жители прекрасно знали об обманчивом виде и сложном характере реки. Вода текла в ней очень быстро, многочисленные скрытые ямы делали её опасной для колхозного скота, пасшегося в изобилии в этих местах.

Мы подъехали к одной из ям, где со слов Генки в прошлом году утонул довольно большой жеребёнок и рыба здесь гарантировано клевала. Посидев с удочками пару часов, сменив все возможные наживки мы не заметили ни одной поклёвки и уже думали, как будем варить уху из рыбы, пойманной в заранее расставленные Генкой мордушки, как он, краснея, объявил, что они пустые. Директор стал тихо нагреваться под смешки иностранных гостей, и Генка, махнув рукой, сказал, что если он обещал, то рыба обязательно будет.

Мы поехали с ним в ближайшее село.
- Что делать будем? - спросил я Геннадия:
- Поедем к заготконторе, там мой дядька Сашко и друзья его живут, кубанские казаки из пластунов они, слышал про таких?
- Что-то слышал.
- Теперь и увидишь.

Подъехав к красивому дому, мы встретили у крыльца высокого человека, на вид которому было около семидесяти лет. Дядька тихо сидел, безучастно смотря в одну точку, его немного потрясывало.
- Здорово, дядька Сашко, помощь твоя нужна. Приехали с иностранными гостями на речку, а рыба даже не клюёт зараза.
- Да какая она зараза, с утра ракету пустили с Байконура, вот и спряталась она.
- Точно, - стукнув себя по лбу, крикнул Генка, - выручай дядько, стыдно перед гостями.
- Да не могу я сегодня, вчера с Фролом посидели хорошо, болею, Валька злая ещё. С её настоек голова раскалывается.
- Так это, давай подлечим.

После хорошей стопки дядько Сашко оживился.
- К Фролу заехать надо он места все знает.
- Куда это ты собрался? - услышав разговор, подошла его жена.
- Здравствуйте, тёть Валь, это я дядьку попросил помочь мне, на работе директор поручил гостям иностранным рыбы наловить, без него никак не получается.
- Покажу место и приеду домой, Гене помочь надо, - делая знак налить вторую стопку, сказал дядька Сашко.
Пока Генка задабривал тётушку подарками, после второй чарки Сашко весь выпрямился, глаза его заблестели и уже твердым голосом он громко произнес,
- Валька что смотришь, неси сапоги, люди ждут.

Забрав дядьку, мы заехали за его другом Фролом. Тот шёл к магазину с трясущимися руками, походка его напомнила мне лунную походку Майкла Джексона только в обратном направлении.
- Фрол залазь в машину, людям помочь надо. Покажи, где ты недавно османов таскал, - крикнул Сашко.
Поправив здоровье, дядька Фрол начал рассуждать вслух: “Надо ехать на длинную корягу, там, в большой яме, я недавно хороших османов ловил”.

Иностранные гости встретили наших казаков с недоверием, выраженным в вопросах к директору о бесперспективности переезда на странное место, где к воде подойти то было сложно, а не то, что ловить внахлест на мушку как в Монтане. Последний уже с нескрываемым раздражением смотрел на Генку.

Оценив ситуацию, дядька Сашко начал медленно снимать сапоги и тихо произнес, - Генна налей нам с Фролом по чарке для сугреву, счас покажем им как надо рыбу правильно ловить.

Зайдя неспешна в воду сверху по течению над местом с сильно заросшими берегами, он проплыл до длинной толстой жердины, которую перекинул через речку в нужном месте Фрол. Зацепившись за жердь, Сашко привезал к ней конец хорошей веревки, немного подождав глубоко вздохнул, и нырнул в сторону заросшего берега.

Все рыбаки стояли недалеко и молча смотрели на воду. Фрол снял на берегу сапоги и, держась за жердину, внимательно смотрел на привязанный конец верёвки.

Через минуту народ стал перешёптываться. Через две минуты стала уже четко различима английская речь. Вид у иностранцев был растерянный, они явно не хотели быть участниками несчастного случая. В конце третьей минуты директор показал Генке на часы. Тот подошёл к тихо сидящему Фролу. Он приподнял руку и показал Генке на ненатянутый конец верёвки.

“Тут яма под берегом большая, метра три, - тихо сказал Фрол, - скоро поднимется”.
Через десять секунд в воде показался Сашко. Он подошёл к берегу и выкинул на землю два здоровых османа сантиметров по семьдесят каждый.
- Тут в яме они сидят, четырнадцать штук я насчитал. Сейчас ещё вытащу.
Выкинув на берег ещё четыре рыбины, Сашко не по возрасту проворно выбрался по жердине на берег.
- Всё хватит, больше нельзя там матки в яме. Без них рыба не восстановиться.

Заядлый рыбак Филл придя в себя от увиденного, с криками "фантастик" побежал в машину за виски. - Бурбон, хэв э дринк плиз, - Замахал он здоровой бутылкой.
- Ну, чтож, как тебя зовут?
- Филл.
- Давай, Филя, наливай.

Уха получилась знатная, гости были в восторге от рыбалки и встрече с настоящими суперменами. Директор долго молча пил бурбон, но по приезду выписал Генке двойную премию за внедрение новой техники.

Никогда я больше не видел в горных реках такую красивую рыбу. Берегли природу местные жители, а сейчас приезжие варварски ловят рыбу “электроудочками” после которых оставшаяся молодь уже не размножается. Изменения произошли не в лучшую сторону, поймать в горной реке небольшую рыбку в наше время считается уже большой удачей. 


Рецензии