Плёс. Мемориальный дом-музей Исаака Левитана

         
                Из серии "В России в 2019". Глава 11

           Плёс. Мемориальный дом-музей Исаака Ильича Левитана

Плёс неразрывно связан с именем великого русского художника Исаака Ильича Левитана, который запечатлел в своих картинах, этюдах и эскизах этот очаровательный городок и красавицу Волгу. В Плёсе есть здания, которые бережно хранят память о выдающемся пейзажисте. Одним из них является дом, принадлежавший до революции купцу Солодовникову, в котором сейчас расположен Мемориальный дом-музей И.И. Левитана. Туда я и направилась в один из погожих сентябрьских дней.

Я подошла к белому зданию музея с зелёной крышей и мезонином, расположенному на улице Луначарского. В 1974 году перед ним был установлен памятник Исааку Левитану, автором которого является заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Давыдкин.

Экспозиция музея состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящён краткой летописи жизни Левитана и рассказу о его посещениях Плёса, переданный в репродукциях и фотографиях. Я знала, что жизнь художника была короткой и всё же была поражена, что за свои 40 лет он создал так много. Левитан родился в 1860 году в местечке Кибартай (Литва) в семье железнодорожного служащего. В 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где подружился с будущими художниками Алексеем Степановым,  Михаилом Нестеровым и братьями Коровиными, а через Николая Чехова познакомился с писателем Антоном Чеховым.

В 16 лет Левитан начал заниматься в пейзажной мастерской под руководством Алексея Саврасова и при этом был освобождён от платы за обучение по причине крайней бедности, с одной стороны, и больших успехов в искусстве, с другой. В 1879 году Левитан был вынужден поселиться в Салтыковке под Москвой в связи с выселением евреев за черту оседлости.

Когда руководителем пейзажной мастерской в училище был назначен В. Поленов, Левитан стал его учеником и другом. Поленов преподавал начинающим художникам основы света и тени, объяснял, как нужно подбирать сюжеты для картин. Один из воспитанников вспоминал о нём: «Всё свежее, красивое и сильное у молодых художников было… от Поленова. Он был учителем, отзывчивым на всё новое и свежее, что выносила талантливая молодежь». В 24 года Левитан был принят в число экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок.
 
Весной 1886 года Левитан жил и работал в Крыму, где написал более 50 этюдов, а весной следующего года предпринял первую поездку на Волгу, в Васильсурск. Четыре года жизни художник посвятил написанию этюдов в Саввинской слободе под Звенигородом, в Бабкино у Чеховых, где началась его дружба со знаменитым писателем, а также в Жуковке у Поленовых.

Весной-осенью 1888 года состоялась его вторая поездка на Волгу, на этот раз в Плёс, куда он приехал вместе с художниками Кувшинниковой и Степановым. Левитан познакомился с Софьей Петровной Кувшинниковой, которая была старше его на 13 лет, и её мужем, врачом, за два года до этой поездки. Софья была дочерью крупного чиновника и помещика, хорошо писала красками, замечательно играла на рояле.
 
По свидетельству Кувшинниковой, приехав на Волгу, художники пробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не пробыли. Население, никогда не видавшее у себя "господ", отнеслось к ним, по меньшей мере, дико. Местные жители ходили за ними толпой, разглядывали, ощупывали их одежду и вещи. Когда живописцы приступили к этюдам, они всерьёз переполошились: «Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?»
 
Собрали сход, на котором о гостях говорили как о лихих господах. Все это действовало художникам на нервы, и они поспешили уехать. Спустились до Нижнего, перебрались на другой пароход и стали подниматься по Волге. Когда добрались до Плёса, городок их сразу обворожил. Он показался им удивительно красивым, поэтичным и тихим, но больше всего их привлекла маленькая древняя церковь. Богемная жизнь гостей и здесь произвела на жителей сильное впечатление. На базаре сообщали о них разные новости: что едят, куда ходят. Но потом все пересуды затихли. Художники нашли квартиру в Заречье на Набережной улице, в мезонине дома Солодовникова - небогатого купца, лавка которого помещалась в первом этаже. В мезонине были две комнаты, которые и были сданы художникам.
 
В свой первый приезд в Плёс Левитан написал несколько картин и этюдов, в которых изобразил речку и водяную мельницу, расположенную среди леса, в стороне от города. Известны два варианта этого пейзажа. В первом - зелёный летний лес, солнечный день, зелёная трава с белыми цветами, спокойная речка и омут. Во втором изображена мельница и рядом расцвеченный осенними красками лес. Эту картину Левитан назвал «Осень. Мельница. Плёс».

Летом-осенью 1889 года состоялась третья поездка Левитана в Плёс, и снова в компании с Кувшинниковой и Степановым. Здесь он закончил картину «Берёзовая роща», написал «Вечер. Золотой Плёс», «Золотая осень. Слободка», «Ночные фиалки и незабудки» и др. Не могу не отметить, что картина "Березовая роща" всегда пленяла меня гаммой изумрудно-зелёных цветов разных оттенков. В своих волжских пейзажах Левитан не использовал серые тени, только голубоватые или жемчужные. Эта картина пронизана солнцем, она как будто излучает свет и лесную свежесть и очень напоминает мне произведения  импрессионистов.
В том же году Левитан был принят в члены Московского общества любителей художеств.

Весну и лето следующего года он снова провёл в Плёсе с Кувшинниковой. В этот свой приезд на Волгу он закончил работу над картиной «Ветхий дворик», в котором жил в 1988 году в Заречье вместе с Кувшинниковой. Вот уж действительно неприглядный вид у этого дворика! Из Плёса Левитан ездил в Кострому, Кинешму, Юрьевец. Впечатления от посещения Кривоозерского монастыря под Юрьевцем, Троицкого церковного ансамбля в Плёсе, как и воспоминания о Саввиной слободе, послужили толчком к созданию картин «Тихая обитель» и «Вечерний звон».
 
За три летних приезда в Плёс Левитан создал около двухсот работ, включая этюды, эскизы, наброски. Из них более двадцати картин сейчас находится в крупнейших музеях России. В 1891 году Левитан был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Он участвовал во всех передвижных выставках и выставках Московского общества любителей художеств.

В следующем году Левитан был вынужден снова уехать из Москвы в связи с выселением евреев и обосноваться в деревне Городок Владимирской губернии, где им были написаны картины «У омута», «Вечерний звон» и «Владимирка», которую он принёс в дар Третьяковской галерее. Летом 1893 года он жил под Вышним Волочком близ озера Удомля Тверской губернии и работал над картиной «Над вечным покоем». В этом же году Серов написал известный портрет художника.

В 1895 году Левитан завершил работу над картиной «Свежий ветер. Волга» и написал картины «Золотая осень», «Март», «Весна. Последний снег». В следующем году в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде экспонировалось 18 картин художника.

1898 год оказался для Левитана исключительно напряжённым. Он участвовал в выставке русских и финляндских художников в С.- Петербурге, его пейзажи экспонировались в Мюнхене, на международной выставке Secession и на выставке русских и французских художников в Москве, ему было присвоено звание академика живописи, он начал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, где руководил пейзажным классом, и работал над иллюстрациями к стихотворениям А.С. Пушкина для юбилейного издания. В следующем году Левитан участвовал в выставке журнала «Мир искусства» в С.- Петербурге. В феврале того же года состоялась последняя, XXVIII выставка Товарищества передвижных художественных выставок, в которой участвовал и Левитан. Летом в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались его картины «Осень», «Ранняя весна», «Лунная ночь» и «Ночь».

За свою короткую жизнь Левитан побывал не только на Волге. Он совершил поездки в Крым, в Финляндию, на Ладожское озеро и несколько раз путешествовал за границу, где участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы, знакомился с европейскими пейзажами и поправлял своё здоровье. Он побывал в Берлине, Париже, Ницце, Бордигере, Венеции, Флоренции, Вене, Северной Италии, Швейцарии, Наугейме, Мюнхене.
 
Ещё в марте 1897 года Левитана в Москве навестил Чехов, обследовал его и поставил неутешительный диагноз - серьёзное ухудшение состояния сердца. Несмотря на это, Левитан продолжал напряжённо работать над картинами и участвовал  в различных художественных выставках.

1900 год стал последним годом жизни великого мастера пейзажа. После смерти в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков. Он подарил миру около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Большая часть его работ хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
 
На многочисленных фотоколлажах, размещённых на первом этаже музея, я рассматривала фотографии Левитана и его друзей, а также репродукции картин, эскизов и этюдов. Здесь я разместила фрагменты трёх фотоколлажей.

На первом из них в верхнем ряду - фотография Кувшинниковой, вид на Воскресенскую церковь, репродукции портрета Левитана, выполненного Степановым, и картин Левитана «Осень. Мельница. Плёс», «На Волге», «Уголок в Плёсе».
 
На втором в верхнем ряду - репродукции картин Левитана «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Ветхий дворик», этюд «Тихая обитель», фотографии 1910 годов «Мельничная улица в Заречье и река Шохонка» и «Вид на Соборную гору и Успенский собор».
Под репродукцией картины «Тихая обитель» приведены слова А.П. Чехова: «…Теперь накануне праздника собирались отдыхать и поле, лес, и солнце,- отдыхать и, может, молиться». Эта картина явилась заключительным этапом его работы на Волге. Лирика "настроения" в волжских работах всё более становилась выражением через пейзаж раздумий о жизни, о радости в печали и о печали в радости.
 
На первом в нижнем ряду - репродукции картин Левитана «Озеро. Вечер», «У берега», «Свежий ветер. Волга», «Волга. Тихий день», этюды «Свежий ветер. Волга», «На Волге. К вечеру», фото 1910-х годов «У пароходной пристани в Плёсе». Сюжет последней волжской картины Левитана "Свежий ветер. Волга" связан с активной деятельностью людей на Волге. Здесь и пароход, и парусники, и лодка, и волнение на Волге.

На других фотоколлажах я с интересом вглядывалась в репродукции картин Левитана «Ночные фиалки и незабудки», «Берёзовая роща», «Вечер. Золотой Плёс» "После дождя. Плес" и многие другие. Прекрасно сказал о пейзажах Левитана Михаил Нестеров: «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже – его душу, его очарование».

В картине «Вечер. Золотой Плёс» изображён вечерний вид на город Плёс и Волгу с Петропавловской горы (гора Левитана). Церковь с колокольней — Церковь Варвары Великомученицы. Правее церкви, у берега, - белый дом с красной крышей, дом купца Грошева, часть которого снимали Левитан и Кувшинникова, которая также изобразила этот дом на одной из своих картин. Вместо резкого крутого берега, на картине изображён покрытый еловым лесом пологий склон, по которому рассеяны пни давно срубленных и удалённых деревьев.
 
В картине "После дождя. Плес" Левитану удалось эмоционально передать настроение дождливого летнего дня, которое создаётся тонко переданным освещением, переходами тонов. Живописно изображено небо с его движением облаков и прорывами света. Несмотря на абсолютную реалистичность картины, её цветовая гамма не является простой фиксацией натуры, но результатом вдумчивой работы художника над полотном в мастерской.
 
Картину "Над вечным покоем" Левитан написал летом, проведённым под Вышним Волочком, близь озера Удомля. Местность и сюжет были целиком взяты с натуры во время одной из поездок верхом. В натуре церковь была другая, и Левитан заменил её уютной церквушкой из Плеса. Сделав небольшой набросок с натуры, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он её с большим увлечением, всегда настаивая, чтобы Кувшинникова играла ему Бетховена.
 
На фотоколлажах представлены также этюды Степанова «Левитан и Кувшинникова на этюдах», «Левитан и Кувшинникова на прогулке», этюды Левитана «Пасмурный день на Волге», «Вечер», «Золотой Плёс», «На Волге», «Серый день. Лес над рекой» для картины «На Волге», «Деревянная церковь при последних лучах заходящего солнца», «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе на Волге» и другие.

Мне было интересно познакомиться с фотографиями Плёса периода 1890 -1910 годов: «Местечко Ключи. Окрестности города Плёса», «Спуск с Больничной горы», «Пароход на Волге», «Плёс. С противоположного берега Волги», «Плёс. Заросший пруд», «Деревянная церковь при последних лучах заходящего солнца», «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе на Волге», «Стадо коров в местечке Ключи», «Город Плёс. Общий вид. Начало XX века», «Запруда у д. Прудское под Плёсом», «Окрестности Плёса», «Ручей Гремячка», «Катер у берега в Плёсе», «Левитан в лодке с плёсскими приятелями», «Мельничная улица в Заречье и река Шохонка», «Вид на Соборную гору и Успенский собор» и другие.

Два фотоколлажа в музее  посвящены творчеству Алексея Степанова. На первом – репродукция его картин «Плёс» с изображением Волги и лошадей на её берегу, «Прогулялись», «Переправа», «У стога», «Тяга» и биографическая справка: «1881-1895 - сотрудничество с журналом «Природа и охота»;1889 – на XVII выставке Товарищества передвижников выставлена картина «Лоси». О его картине «Лоси едят сено зимой» Поленов написал: «Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь Степанова».

На втором фотоколлаже – репродукции картин Степанова «Лоси», «Журавли летят», «Прачки в Виши».
В 1899-1919 годах Степанов руководил мастерской по изучению животных в Училище живописи, ваяния и зодчества. «Все мы знали его, все любили, - вспоминал о Степанове Павел Корин. – Ходили к нему в мастерскую, класс животных она называлась… И так у него уютно было, так хорошо… То ослик у него. То лошадка позирует, то орёл. А то - лисичка. Юркая, с весёлыми глазами. Любил он зверя».
В 1900 году Степанов пробует свои силы в портрете, в 1903 – принимает активное участие в организации объединения Союза русских художников.

Закончив ознакомление с фотоколлажами, я приступила к изучению экспозиции картин Левитана и его друзей А. Степанова и С. Кувшинниковой. Я подолгу стояла перед картинами Левитана "Волга" (слегка изменённый вариант картины «После дождя. Плёс»), «Уголок в Плёсе», «Крымский пейзаж», «Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой», «Тростники и кувшинки», а также перед картинами Кувшинниковой «Пейзаж с церковью», «Московский переулок» и другими.

На картине "Пейзаж с церковью" изображён типичный для природы средней полосы России вид: поросший травой и цветами луг, прудик, красивая белая колокольня церкви на фоне голубого неба. В 1888 году Левитан и Кувшинникова побывали на службе, которую вёл священник отец Яков в Петропавловской церкви. Удары старого, «охрипшего» колокола и молитвенные возгласы произвели на них сильное впечатление, и Левитан решил увековечить интерьер этой древней церкви. Вместе с Левитаном писала этюд и Кувшинникова.
 
Весной 1894 года Левитан ездил за границу один. Вернувшись в Россию, он поехал на дачу, снятую Кувшинниковой в имении "Островно", недалеко от города Вышний Волочок. Сюда Кувшинникова привезла с собою двух знакомых молодых девиц. Одной из них была будущая писательница Щепкина-Куперник. Появились здесь и гости из близко расположенного имения "Горка" - мать и две взрослые дочери. Мать - великосветская петербургская дама, Анна Николаевна Турчанинова, принадлежавшая к семье заместителя градоначальника Санкт-Петербурга, - очаровала художника. После длительной внутренней борьбы он влюбился в неё. Его многолетняя спутница крайне тяжело переживала измену друга, который тайком уехал за границу вместе со своей новой любовью. Так закончился восьмилетний роман и творческое сотрудничество Ильи Левитана и Софьи Кувшинниковой.

В музее размещена также экспозиция картин Алексея Степанова. Анималист, мастер пейзажа, член Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников, Алексей Степанов уже через несколько лет после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества стал его преподавателем. Он рисовал иллюстрации к произведениям Антона Чехова и Дмитрия Мамина-Сибиряка, был художественным корреспондентом журнала «Природа и Охота». Ещё при жизни Степанова его картины выставлялись в Третьяковской галерее, Институте Карнеги в Нью-Йорке, на Всемирной выставке в Париже.

На занятиях анималистов Степанов учил рисовать животных с натуры. Для этого художник специально приносил в класс зверей и птиц. Степанов много охотился и свою мастерскую украшал ружьями и кинжалами. Один из его воспитанников вспоминал: «Натуру, пернатую или четвероногую модель, доставал обычно сам Степанов, отправляясь за ней иногда куда-то далеко за город». Он создал особый тип картин - небольшие по размерам полотна с мотивами деревенской жизни, где свежо и непосредственно представлены домики, лошадки и люди.

Алексей Степанов, Исаак Левитан и Софья Кувшинникова стали прототипами героев рассказа Антона Чехова «Попрыгунья» – доктора Коростелева, художника Рябовского и самой Попрыгуньи. После публикации рассказа живописец поссорился с писателем.

В экспозиции дома-музея Левитана размещена выставка личных вещей пейзажиста: запачканный красками подлинный мольберт, отреставрированные письменный стол и книжный шкаф, стоявшие когда-то в московской мастерской художника в доме купца С. Морозова, а также вещи, переданные музею потомками плёсского приятеля Левитана, купца И. Фомичёва (шахматы, каталоги выставок, альбомы, журналы, фотографии). В отдельной витрине выставлены личные вещи Левитана, подаренные родственниками художника Бирчанскими: палитра, коробочка для марок, наконечник трости.

В мезонине дома находятся мемориальные комнаты. Их обстановку помогла воссоздать внучка прежнего хозяина дома купца Солодовникова. В комнате, где жили Левитан и Степанов – личные вещи художников: дорожный мольберт и охотничья сумка Левитана, подаренные его племянниками, а также этюдник Степанова - дар дочери художника Нечаевой. На стене над столом - портрет Кувшинниковой, в другой комнате – пианино, подаренное художнице Солодовниковым.

От посещения музея у меня осталось чувство светлой радости и гордости за то, что мне удалось увидеть подлинники картин Левитана, написанных в Плёсе, и дом, где некогда жил талантливый мастер пейзажа.
 


Рецензии
Добрый день, Алла.
С интересом прочитала Ваш рассказ о доме-музее Левитана.
Спасибо.
С уважением и наилучшими пожеланиями.

Лариса Малмыгина   01.04.2022 12:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса.
Посетив художественные и мемориальные музеи Плёса, я значительно обогатилась.
Спасибо за отзыв.
С теплом,

Алла Валько   01.04.2022 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.