С Новым Годом!

Иллюстрация из интернета.


Прочитав сейчас на Главной странице скучную статью о том, что праздновать Новый Год - это почти кощунство, так как нельзя "убивать" живое существо - елку, я вспомнила празднование Нового Года в советские времена.

Это поистине был настоящий праздник - и детворы, и взрослых.

Отчетливо помню себя в то время, когда меня отдали в детский сад. Мне исполнилось три года. Я, конечно, понимала, что мама и папа работают, а я одна дома быть не могу.  Но мне отчаянно хотелось домой из чужой комнаты, и я, стоя у подоконника, следила за удаляющейся маминой фигуркой, которая, поминутно оглядываясь, махала мне рукой. Мама видела мои горючие слезы и уходила с тяжелым сердцем.
Но прошло время, и я привыкла. Скоро у меня появились две подружки и мы, трехлетние тогда, сохранили память об этой дружбе и через много лет нашли друг друга в Одноклассниках.

Празднование Нового Года в детском саду - помните ли вы об этом, бывшая советская детвора?
Девочки наряжались снежинками - в белых туфельках, белых гольфах, белых, пышных, капроновых платьях и с коронами на голове. Мальчики - разными зайчиками, волками, медведями...и не помню еще кем.

В середине комнаты стояла нарядная елка, украшенная игрушками, гирляндами и сладостями, а дети вокруг нее водили хоровод и звали Снегурочку и Деда Мороза. В три года эта процедура мне очень нравилась. Я искренне верила, что откуда-то из заснеженного леса спешит в наш детский сад престарелый дедушка с мешком подарков и его юная внучка.

Когда смотрю фотографии того времени, вижу то, что не видела в детстве - Снегурочка - немолодая, усталая и пышнотелая тетя, а Дед Мороз - стройный и высокий парень с наклеенными седыми бровями, красным носом и белой бородой.

После короткого приветствия и знакомства, "дедушка" вытаскивал из мешка подарки. Как сейчас вижу - огромные, картонные, покрашенные в разные цвета "арбузы" и "дыни". Они разрезались говорливым "дедушкой" и из них вываливались пакетики со сладостями. Каждому ребенку вручался свой пакетик. Внутри находилась масса вкусных вещей, которые обязательно бывают в Новый Год: мандаринки, грецкие орехи, обернутые фольгой, зефир, пастила, шоколадные конфеты. А еще сооружалась такая веревочка, на которой тоже болтались сладости - или пустышки. Каждому ребенку предлагалось идти вслепую к этой веревочке, держа наперевес ножницы и срезать то, что выпадет. Ребенку завязывали глаза и отправляли в путь, еще и повертев его на одном месте. А если ребенок, держа раскрытые ножницы, терял направление - его брали за плечи и вели в нужную сторону. Срезанный с веревочки сюрприз оказывался шоколадкой, зефиркой или орешком. Но иногда он срезал пустую коробочку. И, обнаружив это, частенько горько плакал от разочарования. Сейчас думаю - не педагогично это было - вешать на веревку пустые сюрпризы.
Но что было - то было.
Может быть, так детей приучали к превратностям судьбы?

Потом родители рассаживались на стульях в зале, а взволнованные дети устраивали на импровизированной сцене концерт - читали стихи, пели песни, а иногда и короткие сценки показывали. Из-за кулис, не менее взволнованные воспитательницы, подсказывали слова из текста.

Дома тоже ждала елка, праздничное настроение и будоражащие запахи из кухни. Я знала, что утром найду под елкой что-то интересное для меня - то, что "принесет" Дед Мороз. Дед Мороз всегда прислушивался к тому, о чем я его просила. И клал под елку именно ту книжку или именно те конфеты, которые я мечтала получить. Я была восхищена догадливостью и проницательностью Деда Мороза и утром, сломя голову, неслась к маме, показывая ей подарок. Мама приходила в не меньшее изумление...

Моя мама, рукодельница на все руки, неизменно приглашала на Новый год родственников и несколько своих подруг. Народу бывало так много, что нам, детям, устраивали отдельный маленький столик.

Дефицит-дефицитом, но чего только не было на тех новогодних столах...Перечислять не хватит места. Закуски. Горячие блюда. Потом - обязательно сладкий стол. И опять все было приготовлено мамиными руками. Торт "Наполеон", торт "Киевский", пирожные эклеры, пирожные "корзиночки". Мама не признавала покупных тортов. Или покупных пельменей. Ни о каких ресторанах в те времена речи не было.

Сейчас я думаю - смогла ли я принять в своей квартире 20-30 человек, устроив стол во всю комнату? Это же чистое безумие. На это есть рестораны и праздничные залы. Да. Времена меняются, и люди меняются вместе с ними.

А потом были школа и школьные каникулы. И опять - елки. И в школе. И в центре города, возле Оперного театра. Рядом с елкой строились настоящие ледяные городки - избушки, замки. Ледяные горки. На этих горках катались, стоя. Но упасть было невозможно - со всех сторон толпились люди. И обязательно какой-нибудь мальчик поддерживал сзади, не давая упасть.
Смех, возгласы, визг, песни.
Гигантская елка, сияя огнями, величественная, красивая, мощная, стояла на площади все дни праздника и разбирали ее уже, кажется, после старого нового года.

Что еще...Прелестные "Голубые огоньки", сначала черно-белые, потом цветные. Замечательная "Кинопанорама" - сначала с Каплером, потом с Рязановым.

А детские мультики? Один "Снеговик" чего стоил. А сказки? "Морозко", "Золушка"...что и говорить, умели ставить фильмы в советское время.

И везде присутствовала елка - символ не "убийства живого существа", а радостный символ Нового года. Она присутствовала и в новогодних художественных фильмах, показываемых до или после Нового года. "Карнавальная ночь". Или, много позднее - "Ирония судьбы..." Шедевры советского новогоднего кинематографа.

Сейчас, в мрачную эпоху ковида - каждый будет встречать праздник в своей "скорлупе".
Но я очень надеюсь, что эта тяжелая пора пройдет, как только кончится старый год. Год, принесший столько несчастий, потерь, боли.

Веселого вам всем праздника! Пусть старый год скорее канет в лету, а новый - будет мирный, теплый, спокойный и счастливый.


Рецензии
Ну, я тоже горячий противник того, чтобы живые деревья рубили и использовали для какого-то там праздника, тем паче, один учёный утверждал, что растения чувствуют боль и даже как-то там зафиксировал их крик, утверждают, что эта боль, в отличии от животных, не утихает, пока не умрет жертва, то есть елку не просто напрасно убивают, но и пытают, пока не засохнет, но это не повод его отменять ведь есть же искусственные елки и очень даже неплохие, у меня всю жизнь были только такие, как и моей семьи, да и дешевле, раз купил и собирай каждый год, а праздник хуже не становится. А ваши воспоминания трогательны и приятны:—)) с уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   16.03.2024 08:37     Заявить о нарушении
Саша, Вы открыли для меня важные новые вещи. Надо подумать над этим! Хотя в Израиле натуральную елку уже не найдешь.

С благодарностью,

Ваша Лена   16.03.2024 15:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.