Единороги на границе сознания и мира

   ***

Что можно написать о единорогах? Все уже написано. Их история началась с древней Индии, продолжилась в древних Греции и Риме, затем в европейском средневековье, - с тем, чтобы угаснуть уже в Новое время, в 17-18вв., когда единорог в основном перестал считаться реальным животным. Что характерно, в разных культурах он выглядел по-разному: где-то у него было тело антилопы, где-то быка, где-то козла, где-то осла, - и, наконец, лошади. Нередко ему приписывался свирепый нрав, укротить который могла только чистая и непорочная дева: отсюда понимание единорога как символа целомудрия. Христианство скорее подчеркивало светлое понимание этого образа: он был символом Благовещения и Боговоплощения. В 17 веке Единорог переселился на небо, и стал созвездием. Следовательно, на земле уже не чувствовали его присутствия: последние сообщения о том, что единорогов видели, - относятся, как правило, именно к 17 веку. Современное сознание, конечно, разоблачает этот «миф». С точки зрения биологии такое животное, как нас уверяют, невозможно. Правда, допускаются известные исключения: например, возможны генетические отклонения, - скажем, в 2008г. был обнаружен самец косули с одним рогом посреди лба; существо с одним рогом можно получить и путем хирургического вмешательства (такие примеры также приводятся – в частности, с телятами). Но это – исключения подтверждающие правило. Рациональное сознание нынешней эпохи не может не подвергать тотальной критике легенды прошлого. В частности, давно уже популярна идея о происхождении образа единорога от носорога. Правда, учитывая, что, начиная с древности, довольно мало «носорогоподобных» изображений единорога, - эта версия не выглядит очень вероятной. В последнее время пытаются популяризовать версию об эласмотерии – архаичном предке носорога, который вымер на исходе последнего ледникового периода (как мамонты и т.п.). Но и этот носорог древности мало напоминает лошадь-антилопу-оленя с одним рогом.
Разумеется, сегодня мы осознаем свое превосходство над древностью, и прекрасно знаем, что в средние века и в раннее Новое время за рог единорога в Европе принимали либо рог нарвала (есть масса доказательств), либо даже бивни мамонта. После этого единорог окончательно разоблачен и переведен в разряд сказок. Все ссылки на очевидцев его существования объявлены ложными и являются исключительно предметом деконструкции. Однако уже средневековье понимало этих существ не как что-то «однозначно естественное» - вот, скажем, его могла поймать только целомудренная девушка. И единорог как символ духовной чистоты, и даже более – символ Христа и Девы Марии, - далеко не случаен. Тут как раз очевидно, что единорог не просто лошадь с одним рогом, но существо с мистическим оттенком. И если усмирить его могла только девственница, то кто сказал, что увидеть единорога может всякий встречный, а не человек, исполненный духовной чистоты? Этого современная эпоха не учитывает, поскольку про «духовную чистоту» нечего сказать человеку, исповедующему т.н. «научное мировоззрение» (хотя любое мировоззрение ненаучно, а подлинная наука мировоззренчески нейтральна). Такому сознанию кажется, что если единороги не могут считаться существами из «биологического мира», – то, значит, их не существует совсем. Сверхъестественное такое сознание отвергает, или не принимает в расчет, а раз единорог не может быть отнесен к «естественному», - стало быть, его записывают в «мифическое» и т.д. Вы же не видели единорогов в том пространстве, где есть реальные лошади, антилопы или носороги? А ведь никакого другого пространства не существует – это основной догмат «научного мировоззрения», - то есть, вопрос решен. При этом даже в голову не приходит, что в такой догмат нужно верить – не меньше, чем в любой религии. Но если с точки зрения «мировоззренческой нейтральности» предположить, что есть другие «пространства» (а не только пространство естественных наук), то единороги явно вписываются в другой смысловой ряд. Да, их нельзя считать полностью «естественными существами». Но и невозможно полностью отнести их к «сверхъестественному» - даже средневековье не ставило их в один ряд с ангелами, например, и помещало их на земле, а не на небесах. И здесь остается только предположить, что единороги – это явление на границе сознания и мира. Причем такого сознания, которое, очевидно, допускает существование сверхъестественного. Следовательно, единорогов нет в обычном естественном мире, но они и не фантазия нашего ума. Они появляются в естественном мире, когда в него приходит сознание, знающее, что естественный мир граничит со сверхъестественным. И вот тогда на стыке трех миров – внутреннего мира, натурального и трансцендентного, – становится зрим единорог. Он появляется в утренних сумерках на горизонте сознания, и прячется в лесах наших образов до тех пор, пока незапятнанная ничем мысль, не выведет его из темных зарослей. О, это невозможно выдумать! И эти леса образов – одновременно и реальные леса в реальном мире, ибо единорог, как уже было сказано – существо, присутствующее между мирами. На него бессмысленно охотится тем, чье сознание заполнено современными мифами; чье сознание готово разоблачать легенды прошлого, но при этом до ужаса боится разоблачить самого себя. Как оно боится того момента, когда единорог разоблачит перед ним свою сущность и выступит на рассвете из того мрака, что отделяет нас от мира природы и благодати, - и будет сияние, которого не дадут и все светила под небесами.


Рецензии
И исторический экскурс, и философский взгляд получился... Очень интересно! Не увидеть единорога тому, "чье сознание готово разоблачать легенды прошлого, но при этом до ужаса боится разоблачить самого себя". Так и есть. Наверное, поэтому дети верят и знают, им некого разоблачать в себе. Они всегда стоят лицом к "миру природы и благодати".

Алевтина Ремаркина   03.10.2023 06:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.