Азербайджанские летние жилища на летнем пастбище-

Азербайджанские летние жилища на летнем пастбище- яйлаге
Летние жилища. Жилище, имеющее круглую или овальную в плане форму, основной особенностью которого являлась разборность и подвижность элементов, было широко распространено у многих народов мира на кочевой или полукочевой стадии развития хозяйства. В Азербайджане такие жилища имели несколько разновидностей и различные локальные наименования: дейе, алачых (алачыг), аг чадыр, колух, рус чадыры, мухуру, гара чадыр, джома, магар и др.
Основными материалами, из которых изготавливался остов или каркас подобного жилья, являлись гибкие грабовые или дубовые жерди, а перекрытием служил войлок, часто орнаментированные кошмы (гэлиб).
Алачыги строились однокамерные, состояли из каркаса, изготовленного из прутьев и покрытого войлоком (кече), они имели только одну входную дверь без окон. Алачыгами как жилищем пользовались и на яйлаге, и на гышлаге. Размеры алачыга были разные. Внутренняя высота варьировала от 2 до 3,5 м. Алачыг снаружи был окружен на расстоянии 30-50 см от основы неглубокой канавой, называемой "гарым" и предназначенной для стока дождевой воды. Остовом алачыга служили жерди (чубуки) с диаметром толстого конца в 3-5 см и длиной от 3 до 5 м, в зависимости от его общих размеров. Каркас алачыга состоял из 25-30 жердей, которые в зависимости от места их крепления назывались "ана чубук", "ганшер чубук", "кеде чубук", "ком чубук". Жерди заостренными толстыми концами втыкали по кругу в землю на небольшом расстоянии одну от другой. Верхние тонкие концы отгибали к центру в виде дуги и закрепляли в таком положении цветным шерстяным кругом и узкой шерстяной перевязью. Этот каркас поддерживался расположенной в центре деревянной подпоркой, называемой "сунача".
В некоторых алачыгах с более упругими каркасными чубуками вместо сунача применялась веревка, которая связывала макушечную часть каркаса с вбитым в центральной части пола алачыга колышком. Нижняя часть алачыга примерно на метр в высоту покрывалась камышовыми циновками, а сверху клался войлок. Между двумя жердями устраивали вход, обращенный обычно на юг, который завешивали кошмой или специально сотканным паласом - гапылыг. Для отопления алачыга пользовались открытым очагом или железной печью, либо жаровней (мангал). Возле алачыга строились такой же формы, но меньше размером кладовые, называемые "нэми" (или буджах), предназначенные для хранения молочных продуктов.
В другом, более усовершенствованном виде алачыга - мухру (называемом в Ширване "дюнюклю эв") на верхушке центрального подпорного столба ("сунача") устанавливали специально изготавливаемую деталь, называемую "саганаг" (другие названия - "чембере", "чатма", "тахта", "лобари", "чарх" и т.д.) различной конструкции. Это считается одной из основных отличительных деталей мухру. Остовом мухру служили специально изготовленные из дуба, граба и других твердых и упругих пород дерева жерди-планки. Для большей устойчивости остов алачыга обвязывали широкой шерстяной веревкой - оркен, у богатых - цветными и узорчатыми.
Мухру сооружались состоятельными скотоводами. Их внутреннее убранство соответствовало степени зажиточности хозяина. Мухру бытовали в Азербайджане до 1930 г.
Чадыр (шатер) бытовали двух разновидностей - колух-чадыр и тенефли чадыр. Тенефли чадыр (или аг чадыр) состоит из матерчатого корпуса различной формы, одного центрального столба с саганагом или без него и из нескольких деревянных и железных колышков. Ткань корпуса чадыра изготовлялась из конопли, льна, а также хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Матерчатый корпус чадыра у богатых семей имел подкладку из разноцветных ситцевых и шелковых тканей. Деревянные подпорные столбы чадыров украшались различным орнаментом, в основном растительным или геометрическим. Тенефли чадыр встречались в Азербайджане пирамидообразной и цилиндрической формы с конусным верхом.
Для свадебных торжеств строили так называемый "магар дейе" большого размера. Сезонно-временные жилища были широко распространены в жарких низменных зонах (Губа-Хачмазская, Талыш-Ленкеранская, Гарабаг, Абшерон, Муган, Миль) и отличались большим разнообразием.
Чардаг встречались в жарких низменных зонах страны. Эти жилища использовались как временные укрытия, а также для жилья летом. Их устраивали в садах, огородах и во дворах из лесоматериала; они были различной конструкции. Предназначенные для жилья чардаги имели квадратную форму с плоской или скатной крышей, обычно двухъярусные, редко трехъярусные. Крыша тех чардагов, которые носили временный характер, покрывалась травой, соломой, ветками. Чардаги были известны под наименованиями гонача (Загатальский р-н), алты ачых (Гахскийр-н), лем (Талыш-Ленкеранская зона), талвар, кюлефренги (Абшерон и Губа-Хачмазская зона). Среди чардагов привлекает внимание лэм, широко известный в прошлом в Ленкеранском, Астаринском и Масаллинском районах. Лемы являлись принадлежностью каждого двора.
Их строили двухэтажными, квадратными или прямоугольными в плане (первый этаж со всех сторон открытый, высотой от земли 1 или 1,5 м). Их возводили на четырех столбах или кирпичных опорах. Они служили людям в течение жарких летних месяцев для ночлега, отдыха и выполнения домашних работ. Лемы находились на высоте 4-5 м от уровня земли, на второй этаж вела деревянная лестница. Стены верхнего этажа часто обшивались циновками (хэсир). Крыша лема - четырехскатная, для перекрытия использовали рисовую солому, осоку (лыг) и доски; с конца XIX в. черепицу, а деревянные столбы начали заменять стойками из обыкновенного кирпича. В районах, где было развито чалтыководство, требовавшее многочисленных водоемов, была постоянная сырость, мошкара и комары. Поэтому, пользуясь лемами, местное население как бы спасало себя от этих неблагоприятных природных факторов.
Дашгура (гуч или аман еви) - временное жилище из необработанных глыб камней, с сухой кладкой для укрытия от непогоды в горах. Встречалось в горных и предгорных, а также в ряде низменных регионов, богатых камнем. Оно являлось как бы постоянным жилищем, используемым каждым летом пастухами. Кроме того, им пользовались охотники, путники и другие люди, случайно попавшие в горы. Дашгура были наземные, с глухими стенами, по конструкции четырехугольные, но однокамерные. В Шеки-Загатальской зоне их именуют "аман еви" (букв, «дом спасения», «убежище»).
Другим видом временного сезонного жилища является казма, встречающееся у азербайджанцев Куба-Хачмазской зоны. Это плетеное, с плоской земляной крышей летнее жилище, устраиваемое во фруктовых садах для жилья на период сушки фруктов в тендирах. Такое жилище использовалось весь летний сезон до октября, а затем его покидали до следующего сезона. Перед такими помещениями в длину строился навес с расчетом, чтобы под ним могли поместиться 3 или 4 больших тендира для сушки фруктов.


Рецензии