Летят года, словно искорки от костра на ветру мель

К многоквартирному дома № 30 на улице Советской в подмосковном Ногинске (раньше она называлась Дворянской) 26 декабря 2020 года к 13 часам подтянулось немало людей. У первого подъезда заиграл бравурный марш военный оркестр. И под аплодисменты на площадке подъезда появилась со снохой и внучкой заслуженная артистка Российской Федерации Тамара Сергеевна Гаврилова. Это в её честь собрались у её подъезда артисты Московского областного театра драмы и комедии, журналисты и местные жители. В этот день Тамаре Сергеевне исполнилось 90 лет и эта дата почти совмещалась с её 60-летием служения ногинской театральной сцене. 

Личный контакт
То как скоротечна земная жизнь и как быстро летит время многие из пожилых людей из своего опыта уже знают. Вот и я в этом лишний раз убедился, когда пришёл 26 декабря 2020 года к дому на улице Советской. Кажется, совсем недавно мы отмечали славный юбилей звёздной артистической пары – народного артиста Юрия Стоскова и его супруги Тамары Гавриловой, которые праздновали своё 80-летие и 50-летие со дня начала работы в Ногинском государственном драматическом театре. И с тех пор, оказывается, уже десять лет минуло! А сколько лет минуло после того как я впервые брал интервью у Тамары Сергеевны? Неужели пятнадцать? Уму непостижимо!.. Года не просто бегут, а галопом неукротимо скачут… 

О потрясающем актёре и человеке, народном артисте России Юрии Стоскове к 2005 году мне уже не раз доводилось писать. И каждый раз он поражал меня новыми гранями своего человеческого обаяния. Несмотря на занятость, он всегда находил возможность встретиться с местными журналистами. Мне он давал интервью даже в гримёрке, одновременно перед зеркалом нанося на своё лицо требуемый для роли грим перед его выходом на сцену.
Но вот с его женой - заслуженной артисткой России Тамарой Гавриловой - мне раньше встречаться не приходилось. А в конце 2005 года актриса отмечала 75-летие со дня своего рождения. И на сцене ногинского театра они покоряли своим отменным артистизмом сердца театральной публики уже сорок пять лет. И тогда я подумал: что же это я, змей, всё время лишь Юрия Викторовича всевозможными вопросами немилосердно пытаю? А не встретиться ли мне с его супругой? 
- Хочу пообщаться с вашей женой! – сказал я Стоскову по телефону.   
- Какие проблемы, старик, - обнадёжил Юрий Викторович. - Организуем!
- А если она не захочет? – озаботился я.
- Кто в доме хозяин? – с напускной интонацией вопросил Юрий Викторович. – Заставим!
И через пару дней я действительно оказался в квартире звёздной театральной пары. Юрий Викторович тактично удалился в другую комнату, не желая мешать нашему творческому общению и уединению. А я чуть было не забыл не только стандартные, но и каверзные вопросы, которые хотел задать актрисе.
   - Тамара Сергеевна, для начала позвольте узнать о том, когда и почему вы выбрали для себя витиеватую актёрскую стезю?

Призвание не выбирают. Оно выбирает тебя
Папа у актрисы был кадровым военным. Он в Великую Отечественную войну служил во фронтовой разведке. После окончания войны его послали для дальнейшего прохождения службы в Магадан. Там Тамара закончила с отличием среднюю школу. Увлекалась математикой и химией. Правда, всегда участвовала в школьной самодеятельности – и стихи с выражением читала, и танцевала, и пела, включая не только популярные песни тех лет, но и оперные арии.
Папа с мамой очень хотели, чтобы их дочь стала врачом. И послушная девочка после окончания школы поехала в Баку, где она родилась, где жила её бабушка, и там поступила в медицинский институт. Проучилась год, успешно сдала все экзамены за первый курс и – внимание! – ничего не сообщив ни бабушке, ни родителям, Тамара забрала из медицинского института свои документы и ринулась в Москву.
Почему? Да потому, что сверху ей была предначертана актёрская судьба. Призвание не выбирают. Оно выбирает тебя. Восемнадцатилетняя Тамара держала экзамены сразу в несколько московских театральных вузов и во всех была принята. Она выбрала Щепкинское театральное училище при Малом театре, где преподавали изумительные театральные педагоги. Она поступила на курс народного артиста СССР Константина Зубова, который в то время был главным режиссёром Малого театра.
Была и ещё одна причина выбора Щепкинского училища. В нём преподавала Вера Николаевна Пашенная, которую Тамара Гаврилова очень любила по радиопостановкам. Телевидения в то время в СССР ещё не существовало. Тамаре в школьные годы запала в сердце радиопостановка «Любовь Яровая», в которой Пашенная исполняла главную роль. Кстати, в студенческие годы Тамаре довелось играть отрывок из пьесы Константина Тренёва «Любовь Яровая», который ставила Пашенная.
- Она мучилась с нами, мучилась, - вспоминала Тамара Сергеевна. – А потом вышла на сцену и сыграла так, что мне стало всё понятно в этой роли…
     Ни мама Тамары, ни её папа до поры-времени не знали, что их дочь поступила в театральном училище. Родители в то время переехали в Пятигорск - на новое место службы отца. Тамара приехала к ним во время студенческих каникул. И стала показывать маме снимки. Это были кадры из первокурсных студенческих этюдов, в которых играли Тамара Гаврилова и Юрий Стосков. Когда дочка уезжала в Москву, мама её осторожно спросила: «Томочка, может, ты всё-таки скажешь, где учишься?» Дочка призналась и попросила: «Только папе не говори». Она не хотела его расстраивать. Папа, конечно, всё узнал и, к удивлению дочери, не стал возражать против того, что она избрала актёрскую тропу. Он также одобрил выбор дочери, когда она представила родителям обаятельного сокурсника Юрия Стоскова. Впоследствии они стали настоящими друзьями. Юрий Викторович впитывал в себя все нюансы из рассказов фронтового разведчика, которые впоследствии ему пригодились в его актёрской профессии.
А как Юрий Викторович добился расположения самой красивой однокурсницы, я допытываться у Тамары Сергеевны не стал. Думаю, что делал он это с творческим драйвом и изобретательно - как и всё, что он впоследствии делал в своей жизни, на театральной сцене и на съёмочной площадке. На последнем курсе Юрий Стосков и Тамара Гаврилова стали мужем и женой.
Не стал я допытываться и о том, какие условия ставила Тамара Сергеевна будущему супругу перед тем, как она согласилась зарегистрировать с ним брак. Меня очень интересовала одна деталь: ставила ли она ему условие, чтобы её муж рос в избранной профессии и стал впоследствии народным артистом Российской Федерации? Может, такого условия супруга ему и не ставила. Но в 1985 году Юрий Стосков стал народным артистом России. Чтобы не только жена им гордилась, но и педагоги, которые не зря на него своё время, преподавательское мастерство и опыт щедро тратили.
Тамара Сергеевна за всю долгую совместную жизнь ни разу не пожалела о своём выборе. Юрий Викторович стал для неё сверхнадёжным, самым близким и чутким человеком и в личной жизни, и в профессиональной.

Начало сценического пути
В 1955 году в Малом театре гастролировал Тамбовский областной драматический театр имени Луначарского. Главный режиссёр этого театра, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Галицкий посмотрел дипломные спектакли выпускников Щепкинского училища и пригласил Тамару Гаврилову и Юрия Стоскова в Тамбов. Молодые актёры приняли это приглашение. Первым спектаклем супружеской пары на профессиональной сцене стали «Враги» по пьесе Максима Горького. Юрий Стосков там блеснул в роли Грекова, а Тамара Гаврилова изумительно сыграла Надю. Только за первые два года работы в этом театре Тамара Гаврилова сыграла 9 ролей! Одна из этапных работ этого периода - роль Нилы Снижко в спектакле по пьесе А. Салынского «Барабанщица». Об этой роли молодой актрисы появилась статья в журнале «Театральная жизнь», рецензии в других центральных изданиях. Гавриловой поступили сразу три предложения из разных театров страны – из родного Баку, Воронежа и Вильнюса. Тамара предпочла Вильнюс.
Юрий Викторович поехать с женой в Вильнюс не смог. У него тогда заболел отец, и он вернулся в Москву. В это время он приехал в Ногинск, чтобы подыграть одной из выпускниц Щепкинского училища, которая показывалась на сцене Ногинского драматического театра. Главный тогдашний режиссёр театра Андрей Муат, по достоинству оценив профессиональный уровень Стоскова, предложил ему влиться в актёрский состав руководимой им труппы.   
Возникла проблема. Тамара Сергеевна успешно стартовала на сцене Вильнюсского русского драматического театра, сыграв там за один год 4 главные роли. Ей дали однокомнатную квартиру в столице Литвы. А муж звал её в какой-то неизвестный ей подмосковный Ногинск. В 1961 году она впервые приехала в этот город посмотреть, что он из себя представляет и что представляет собой ногинский драматический театр. И Ногинск… стал её второй родиной, где вместе с мужем у неё прошли самые счастливые годы и состоялись их профессиональные взлёты.

Звёздная пара
Невозможно в одной куцей статье перечислить все роли, которые сыграли Юрий Стосков и Тамара Гаврилова за свою профессиональную карьеру. Тамара Сергеевна как-то пробовала их сосчитать, но сбилась со счёта. По крайней мере этих ролей не менее 150. Старожилы города и поклонники театра до сих пор помнят легендарные спектакли и роли, в которых были заняты Стосков и Гаврилова.
Тамара Сергеевна при нашей встрече вспомнила спектакль по пьесе Леонида Зорина «Варшавская мелодия» в постановке Евгении Кемарской. В ней она играла Гелену, а Юрий Стосков – Виктора. Этот выпущенный в 1968 году спектакль с аншлагами шёл не только в Ногинске, но и в филиале Малого театра в Москве, на гастролях в Киеве, Минске, Кишинёве, Душанбе, Алма-Ате, Семипалатинске, Томске, Омске, Барнауле, Кургане и в других городах.      
    В 60-70 годы прошлого века в нашем театре работал известный артист и драматург Теодор Лондон. Он сделал инсценировку по произведению Константина Симонова «Дым Отечества». Юрий Стосков исполнял там одну из главных ролей, а медсестру Катю играла Тамара Гаврилова. Константин Симонов приезжал тогда в Ногинск на генеральную репетицию и премьеру. Характерный штрих. Фронтовой писатель на репетиции сидел в тёмном зале, один в четвёртом ряду, и внимательно следил за игрой актёров. Юрий Стосков играл роль фронтовика, который лишился руки и вернулся домой. Когда объявили перекур, Теодор Лондон появился за кулисами и зашептал Стоскову: «Когда была твоя сцена, Симонов вытащил трубку и хотел закурить, чиркнул спичкой, вспомнил, что курить в зале нельзя, и затушил её». Эта деталь много значила для Стоскова – значит, его игра тронула Симонова до глубины души. С тех пор, кстати, они подружились. Юрий Стосков не раз бывал в гостях у фронтового журналиста и писателя, фотографировал Симонова, когда тот о чем-то вспоминал.
Когда Александр Столпер стал снимать художественный фильм «Солдатами не рождаются» по рекомендации Константина Симонова на одну из главных ролей - политрука Левашова - был приглашён Юрий Стосков. Там он снимался вместе с Кириллом Лавровым и молодым Сергеем Шакуровым.
    С тех пор начался и кинематографическая путь Юрия Стоскова, который снялся более чем в сорока художественных и телевизионных фильмах. Он много снимался у известных кинорежиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, у Александра Бланка в фильмах «Зима в раю» и «Привал странников», у Александра Аравина в сериале «Московские окна», у Тиграна Кеосаяна в сериалах «Мужская работа» и в других. В одной из своих телевизионных работ Юрий Стосков играл военного разведчика вместе с Александром Абдуловым в художественном телесериале «Капкан» по сценарию маститого кинодраматурга Эдуарда Володарского. Для Абдулова эта работа в кино оказалась последней…
А для Юрия Стоскова последней работой в кино стали съёмки у Владимира Краснопольского в телесериале «Манна небесная». Народный артист России умер в 2013 году. 19 января 2021 года ему могло бы исполнится 90 лет.   
   В ногинский театр, как рассказала мне Тамара Гаврилова, приезжал и драматург Алексей Арбузов, когда здесь шла его пьеса «В этом милом старом доме». В ней Тамара Гаврилова играла роль Юлии, а Юрий Стосков – роль Гусятникова. Арбузов был в восторге от игры ногинских актёров.
Тамара Сергеевна помнит и известного искусствоведа Виталия Вульфа, который специально приезжал в Ногинск посмотреть спектакль «Татуированная роза» по пьесе классика американской драматургии Тенниси Уильямса. В этом спектакле Гаврилова пронзительно играла сложнейшую роль Серафины. Уильямс – один из наиболее любимых драматургов Гавриловой.  Ей посчастливилось играть Леди и в другой его пьесе – «Орфей спускается в ад» в постановке Евгении Кемарской.
    Последней совместной работой супругов на сцене ногинского театра стало исполнение ими главных ролей в комедии Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», которую поставил тогдашний главный режиссёр театра Валентин Варецкий. Всех достойных работ этих двух потрясающих актёров перечислить, пожалуй, невозможно. Многие поклонники театрального искусства до сих пор с ностальгией вспоминают те спектакли, в которых играли Юрий Стосков и Тамара Гаврилова. 
Собравшиеся 26 декабря 2020 года у подъезда дома №30 по улице Советской актёры и сотрудники Московского областного театра и другие поклонники таланта Тамары Сергеевны Гавриловой выразили ей искреннее восхищение и любовь. Они дарили юбилярше живые цветы, читали посвящённые ей стихи, пели и танцевали перед ней под звуки военного оркестра из посёлка Большое  Буньково, и, конечно же, все желали ей крепкого здоровья и благополучия.

На снимке: Юрий Стосков и Тамара Гаврилова в спектакле "Варшавская мелодия".

29.12. 2020


Рецензии