Современные тюркские наролы. Гагаузы

Современные тюркские наролы. Гагаузы
Гагаузы - тюркский народ христианского вероисповедания, который сформировался как самостоятельный этнос на Балканском полуострове. Первоначально предки гагаузов жили отдельными группами на территории современной Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, европейской части Турции. В средние века это были исторические области: Добруджа, Македония, Фракия, которые входили тогда в состав Византийской империи. История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена.Ранняя этническая история гагаузов изучена слабо. До настоящего времени вопрос и о их происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г.Димитров, обобщая литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М.Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов. Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие. В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы - потомки малоазийских турок, переселившихся в XIII в. под руководством султана Кейкавуса в Добруджу и вместе с тюркоязычными куманами (половцами) южнорусских степей основавшими здесь "Огузскую державу" ("Узиеялет"). Современные русские, молдавские, гагаузские исследователи считают, что гагаузы - самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северотюркских племен - печенегов, узов половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в. Тюрки-узы - это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками. Большинство специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через южнорусские степи перешли из Средней Азии на Балканы. Гагаузы, уже сформировавшись на Балканах как этнос, с середины XVIII в. стали переселяться в южную Бессарабию - в Буджак. На раннем этапе своей этнической истории предки гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв, а другие к ХШ в. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других источниках(болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких) сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение порой противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков, македонцев и.т.д. Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позиций придерживались в Болгарии Г.Занетов, Л.Милетич, В.Маринов, И.Райков, И.Титоров. Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835,1851 и 1859гг. Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы, а правильнее огузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и являлись васcалами короля Казара. После 975 года, когда царство Казара было разрушено русским князем Святославом, печенеги, узы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря (территория нынешней Молдовы и Румынии) до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай (по некоторым источникам в 1065 г.) и поселились на Балканах в Македонии, Паристрионе, Греции, Болгарии. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с другими племенами - печенегами, половцами, куманами дало прямых предков сегодняшних гагаузов. Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г. Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенезии гагаузов. Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов (узов), а именно от их ветви хагогузов. Путем фонетических трансформаций: хагогуз ? гагагуз ? гагоуз и появилось нынешнее название гагауз. Хагогуз означает "настоящие огузы", то есть те из них, которые во время принятия ислама остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству. Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и Каспийского морей, между Волгой и Дунае, основав впоследствии государственное формирование в зоне Каварны. В XIII веке автономные формирования на территории Добруджи было государство известное как "Добружанское княжество" или "Узи эйялет" - первое государство гагаузского народа. Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке. Своего апогея государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380 гг.). После 1417 г. государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и, исповедуя христианство. Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировало в Россию через Дунай в 1750-1846 годах и поселилось в Южной Бессарабии. В XVI-XVIII веках Южная Бессарабия была населена тюрко-язычными племенами из Ногайской орды. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Пререселение гагаузов продолжалось почти 100 лет(с 1769 по 1854 гг.). Переселенческие волны были связаны в основном с русско-турецкими войнами конца XVIII - начало XIXв. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, где было принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в г. Комрат. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря Парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию как удачный пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3 города и 27 сел.


Рецензии