Отзыв о документальном фильме Смерть на Эвересте

  Наверное, не очень хорошо ругать документальный фильм о трагедии, однако нехорошо также снимать о трагедиях дешёвую некачественную околесицу, так что я всё же поругаю. Знаете, совсем немного, потому что и говорить тут не о чем.
  В "Википедии" имеется отличная статья о катастрофе, разыгравшейся на горе Эверест/Джомолунгма/Сагарматка в мае тысяча девятьсот девяносто шестого года. Сняли бы фильм по ней, он вышел бы куда лучше того, что имеем.
  Неудачи фильма начинаются с первых минут, когда будущие участники катастрофы на брифинге толкут воду в ступе: "Возвращаться нужно не позднее двух часов!". Толкут и толкут, честное слово; потому, наверное, что создатели фильма не очень-то разбирались в альпинизме, а потому сказать им было нечего. Для документального фильма отсутствие привлечённых специалистов - верное поражение. Вам интересно будет, если я сниму фильм о космонавтах, хотя сам ни разу не был даже на обычном аэродроме?
  Не радует актёрский состав. У меня есть некоторые проблемы с различием и запоминанием лиц (она связана, как я думаю, с плохим зрением и неважным в последнее время вниманием), но всё же не до такой степени, чтобы все актёры одного фильма показались мне одним человеком. А тут показались! Изо всей толпы выделяются, пожалуй, только японка Ясуко Намба и Сэнди Хилл Питтман, ну и один из шерп с ярко выраженной азиатской наружностью. Все остальные - один и тот же сорокалетний-дядька-с-усами-и-бородой. Вот в фильме "Белый плен" главную роль играл актёр Пол Уильям Уокер Четвёртый (как бы странно ни звучал порядковый номер в имени простого человека), и он отлично подходит на роль отчаянного авантюриста-приключенца; почему было не пригласить его сыграть роль Скотта Фишера? А вообще, в документальном фильме важно добиться портретного сходства, так что, возможно, моя придирка к актёрам напрасна.
  В следующем логическом блоке фильма ступу залили свежей водой: суевериями, которые тоже начинают отчаянно толочь: уважайте гору, иначе мы все умрём; а это что за бабёнка с незаконным ухажёром?.. Не похоже на разговоры профессионалов, напоминает диалог между сидящими на лавочке у подъезда бабушками. Спасибо на том, что нас научили регулировать подачу кислорода из баллона.
  Отдельная тема - использование Сэнди Хилл Питтман ноутбука для выкладки репортажей в тырнет. Положив, в тысяча девятьсот девяносто шестом году уже существовала "Windows 95" и был тырнет, а вот насчёт вебкамеры и поддержки связи в районе горы я как-то сомневаюсь. И потом, хоть Питтман и была "светской львицей", но она ж, наверное, поняла бы всю несостоятельность затеи тащить достаточно крупную игрушку - компьютер - на Эверест?! Это сейчас в ютюбе простые люди (крестьяне, грубо говоря) из шкуры вон лезут вплоть до повреждения собственного здоровья ради минутной славы, а "светской львице" собственная безопасность куда дороже, я думаю. Впрочем, мои домыслы столь же непрофессиональны, как и домыслы создателей данного фильма. Может, мне тоже заняться "документальным" кино?
  И хуже всего, наверное, сняты похождения по горе. Вот так и виду, как актёры подошли к режиссёру и сказали: "Делай что хочешь, только карабкаться по скалам не будем! Из нас такие же альпинисты, как из тебя - режиссёр!". Времена рабов прошли, плёткой никого не погонишь, да и вообще - слишком дорого для документального фильма организовывать подобные съёмки. (А если дорого, то зачем вообще их было организовывать?!). Поэтому снимали почти на ровной поверхности, не удивлюсь, если дело происходило в павильоне: актёры шли или карабкались на небольшие валуны, а оператор для эмуляции отклонения от горизонта просто устанавливал камеру под различным отклонением в сторону. Разумеется, обзорные кадры с заснятыми горами тоже есть. Кстати, мне вот интересно: вертолёт будто бы не может спасать людей с гор вроде Эвереста из-за разреженного воздуха, а как же тогда снимают горы? Не с самолёта же? С дирижабля, наверное. Почему тогда нельзя спасать людей при помощи управляемого дирижабля? Почему, наконец, не могут забрать с гор и похоронить по-человечески всех несчастных, погибших в походах? Почему альпинисты используют трупы для ориентирования и даже позволяют себе давать им прозвища вроде "Спящая красавица"? Между нами говоря, это никуда не годится!
  Постоянно идёт путаница с симптомами кислородного голодания. Создаётся впечатление, будто снимавшие на земле люди, которым легко дышалось, постоянно забывали о кислородном голодании, и только изредка кто-то напоминал им об этом. Вот у одного из альпинистов опустел баллон и он почти теряет сознание, а дальше он во всю глотку кричит что-то кому-то; актёры применяют "акваланг" (или как он называется?) когда им вздумается, но чаще всего не применяют, потому что им как-то нужно переговариваться друг с другом ни о чём. Говорят здесь действительно много, и даже упомянутый альпинист, погибая от кислородного голодания, рассказывает о своём состоянии "глюпому" зрителю. Попробуйте выключить звук, и без этого отвлекающего фактора вы увидите много нехорошего в этом фильме. Можно было бы списать проблемы с разговорчивостью и недисциплинированностью актёров на различие высот - мол, на одной высоте ещё можно дышать "своим ходом" и даже орать, а чуть выше - уже нет, - однако высота в фильме не чувствуется (куда уж зрителю, если её и актёры не чувствовали!) и никак не упоминается. Здесь выделяется только вершина - скромный полукруглый сугроб на фоне гор - и, так сказать, "всё промежуточное пространство горы".
  Один из гибнущих альпинистов связывается с добравшимися до тепла "товарищами" и просит помочь. Весь блок после бури состоит из переговоров по рации с одной и той же просьбой, а также нескольких невнятных сцен, на которых непонятно кто непонятно где находит или сопровождает непонятно кого, и остаётся непонятным, чем всё это заканчивается. Так вот, просит один из альпинистов хотя бы снабдить его кислородом, а ему отвечают, что баллоны находятся на шестьдесят метров ниже его текущей дислокации. Когда я увидел в беспорядке раскиданные по снегу баллоны, даже не снабжённые высокой мачтой для их нахождения, я обалдел! Это же каким нужно обладать бесстыдством, чтобы так снимать "документалки"! Впрочем, я достаточно насмотрелся продукции "Натионал географик" и "BBC", чтобы подобная ересь лишила меня дара речи. Как я понимаю, американцы смотрят подобную околесицу на фирменный "научных" каналах и воспринимают всё увиденное за чистую монету. Жаль их, ведь кто-то из них, насмотревшись этого бездарного пафоса, тоже пойдёт в горы, раскидает по земле баллоны, а после... А после у американских "документальщиков" появится новый материал для своих поделок.
  И вот, значит, все в кадре орут, орут, брызжут слюной, говорят одно и то же и всё не по делу, и как-то не пробирает. Как может пробирать, когда стыдно становится, понимая, что эта дрянь основана на реальных трагических событиях. Пожалуй, единственной напряжённой сценой стала связь альпиниста Роба Холла с женой, где он, умирая, прощается с ней, но всё равно должный уровень трагичности не выдержан. Скоро, кстати, ютюб уничтожит чувствительность и к виду смерти: я уже видел смерть двух прыгнувших с моста подростков, самосожжение Ирины Славиной... Вот когда американцы в прямом эфире смотрели расправу с советскими людьми в тысяча девятьсот девяносто третьем году, это назвали цинизмом и бессердечностью. Я с этим согласен. Паразитирование на смерти неприемлемо. Нельзя показывать зевакам настоящую смерть, попавшую в кадр, - им это как минимум не нужно. У ютюба есть понятие о, так сказать, непотребном натуралистическом контенте, и однажды мне из-за этого не дали посмотреть ролик, на котором, извините, рвало змею (даже не спрашивайте меня об этом), но почему-то всплывшие на поверхность воды трупы или сгорающее заживо тело женщины никаких границ будто бы не переходит. Можно, конечно, стонать и охать, выдавливать из себя слёзы, однако на самом деле такие кадры просто убивают душу, делают её чёрствой (по тому же принципу устроено большинство японских аниме). Всё это не относится к обзираемой "документалке" - "умиравший" актёр имел вполне здоровый и бодрый вид, так что... Так что неуд!
  Чудом спасся в тот раз врач-патолог Бек Уэзерс. Оставленный другими альпинистами в состоянии комы, он сумел придти в себя и добраться до лагеря. В статье "Википедии" написано, что его лицо было перекошено от боли, а руки отморожены. Актёра, сыгравшего его, испачкали ваксой, а вот сыграть одними зубами цепляющегося за жизнь человека ему не удалось; получилось как в фильме ужасов категории "Z": лёд треснул, из него вырвался кричащий человек, а потом круговыми движениями, переключаясь с ног на руки и обратно, "закружился" вниз по некрутому склону. Насколько я понимаю, сцена его возвращения в лагерь должна пробирать до мурашек, а она... Она тоже получает неуд.
  Фильм "Смерть на Эвересте" не даёт ровно никакого представления о трагедии. Если вы не читали статью на "Википедии" перед просмотром, то у вас в голове останется только набор пологих склонов, бородатые лица в масках и без оных, крики, глупые идеи и непонятные перемещения. Сколько по времени альпинисты поднимались от подошвы до вершины и как, кто что делал, кто и как погиб, сколько продолжалась катастрофа и как закончилась - фильм не даёт об этом представления. В итоге сказали, что пять человек погибли из-за неуважения к горе (иными словами, по сверхъестественной причине, а не из-за "приземлённых" просчётов и некомпетенции). Как вам такая "документалка"?

  К сожалению, американцы научили заниматься псевдодокументалистикой и наших медийных дельцов. Недавно я смотрел на ютюбе "документалку" "Тайна перевала Дятлова", произведённую телеканалом НТВ. Как известно, мы всё умеем делать лучше "глюпых американцев", причём в обе стороны - хорошая затея у нас получается отличной, а плохая - из ряда вон отвратительной. Пока не рассекретят документы военных ведомств, касающиеся дела Дятлова, данная тема будет относиться к разряду "плохих", поэтому все касающиеся её разгадки передачи окажутся отвратительными.
  НТВ смастерила целых четыре части фильма по сорок минут каждая. Тут вам и эти проклятые вездесущие ясновидящие с уфологами, и снежный человек, и полярное безумие, и любовный треугольник... Зачитали "Википедию", снабдив видеоряд фотографиями и съёмкой бегающих от камеры актёров (наверное, не пригодились даже каналу "Россия-1", а потому снялись, так сказать, сзади и без слов). Но создатели фильма побоялись, что одна только экранизация свободной энциклопедии не устроит "искушённого" зрителя, поэтому наспех "наширкали" новых бредовых идей: тестирование препаратов, подмена одного из участников его братом, противостояние КГБ и ЦРУ, сход микролавины. Разработчиков "документалки" так понесло, что под конец они начали открыто издеваться над тем, во что предлагали поверить нам. Спасибо ещё, что ни одного из участников не назвали пришельцем из космоса!
  Вообще-то, не спасибо, а расстрелять бы нужно таких авторов, ведь они для пикантности раскопали могилу одного из участников и показали его останки! Мера, согласитесь, исключительная, и после её реализации повышается серьёзность спроса с организаторов, однако получилось так, что раскопали, покрутили косточки в руках и пожали плечами. Оскорбили человека, обвинив его в предательстве товарищей, осквернили его прах и пошли дальше! Вот какие законченные твари снимают программы для нашего телевидения!
  Почему-то дурной пример заразен. А как было бы хорошо, когда б американцы переняли вовремя у советских деятелей культуры совесть, ответственность, правдивость! Имея всё это вкупе с нынешними технологиями, кинематограф, в том числе и жанр документалистики, мог бы выпускать один шедевр за другим, и нам бы не пришлось смотреть "Ведьму из Блэр" с живыми прототипами в качестве персонажей!


Рецензии