У азербайджанцев - мажорными являются гаплогруппы,

У азербайджанцев - мажорными являются гаплогруппы, характерные для автохтонных народов Восточного Кавказа
 
Для тюрков Восточного Кавказа - азербайджанцев и кумыков - мажорными являются
гаплогруппы J1-M267 и J2a-M172, характерные для автохтонных народов Восточного Кавказа. Для географически близких тюрков высокогорий Западного Кавказа (карачаевцев и балкарцев) мажорными оказались гаплогруппы R1a1a-M198 и G2a-P15. Популяции ногайцев и караногайцев, несмотря на географическую отдаленность, генетически близки: в обеих группах выявлены восточно-евразийские гаплогруппы N1-LLY22 и C-M130.

Анализ различных субветвей R1b-M343 выявляет переднеазиатские влияния на генофонд азербайджанцев и кумыков. При изучении всех шести тюркских народов Кавказа выявлено 39 гаплогрупп Y-хромосомы, причем почти половина гаплогрупп (18) встречаются с частотой более 5% хотя бы в одной тюркоязычной популяции.
ДОМИНИРУЮЩИЕ ГАПЛОГРУППЫ У ВОСТОЧНЫХ ТЮРКОВ (АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ И КУМЫКОВ)
По преобладающим гаплогруппам Y-хромосомы обнаруживается сходство тюркских народов Восточного Кавказа. Для обоих народов частой гаплогруппой является J1*-M267: у кумыков она составляет 35% (треть генофонда), у азербайджанцев - 14%. У не-тюркоязычных народов Восточного Кавказа эта гаплогруппа встречается еще чаще: в среднем 72% [Balanovsky et al., 2011]. Распространение J1-M267 связано с Передней Азией [Cruciani et al., 2002; Semino et al., 2003; Tofanelli et al., 2009], причем для арабов характерен особый вариант этой гаплогруппы (J1e-P58). В других тюркоязычных популяциях Кавказа гаплогруппа J1-M267 редка (в среднем 2%). В совокупности эти данные позволяют предполагать маркируемый этой гаплогруппой автохтонный кавказский субстрат у тюрков Восточного Кавказа.

Второй по частоте гаплогруппой среди тюрков Восточного Кавказа является J2a-M172. В генофонде западных тюрков эта гаплогруппа обнаружена с невысокими частотами, причем у балкарцев встречена в два раза чаще (14%, за счет накопления субветви J2a3b-M67(xM92)), чем у карачаевцев (7%). Что касается степных тюрков Кавказа, то на востоке у караногайцев частота достигает 12%, а на западе у кубанских ногайцев практически отсутствует (2%). Центром происхождения J2a-M172 также считают Переднюю Азию [Di Giacomo et al., 2004; Semino et al., 2004; Cinnioglu et al., 2004]. Предполагается, что ее распространение в Европе связано с экспансией неолитического населения. Мирового максимума J2a-M172 достигает на Северном Кавказе у народов нахской группы: 79% у ингушей и 55% у чеченцев [Balanovsky et al., 2011; Yunusbaev et al., 2011], т.е. и эта гаплогруппа указывает на кавказский субстрат у восточных тюрков Кавказа.

Гаплогруппа R1a1a-M198 встречается с частотой 36% у карачаевцев и 24% у балкарцев. Эта гаплогруппа характеризуется аномально широким географическим распространением: с низкими частотами встречается почти по всей Евразии, часта в горных районах Южной Сибири, Центральной Азии и в Северной Индии, а наибольшей частоты гаплогруппа R1a1a-M198 достигает у народов Восточной Европы (до 50-60%).
В генофонде азербайджанцев 22% образцов, обладающих гаплогруппой R1b1a2-M269, принадлежат субветви R1b1a2a-L23*, тогда как из 22% этого же варианта у кумыков, половина (11%) приходится на ту же субветвь, а другая половина не подразделяется на более мелкие варианты (R1b1a2-M269*). Эта субветвь L23 в генофонде и азербайджанцев, и кумыков на более мелкие варианты не дифференцируется. У других тюркоязычных народов Кавказа частоты этой субветви невелики: к ней принадлежат 3% карачаевцев и балкарцев, а также 7% кубанских ногайцев, но у них эта субветвь дифференцируется поровну на 2 субварианта (R1b1a2a1a1*-P311 и R1b1a2a1a1b-P312*), не встречающихся в популяциях других тюрков Кавказа. Карта распространения R1b1a2a-L23* демонстрирует накопление этого варианта возле Каспийского моря. Появление его среди тюрков, ареал которых близок к Каспию, может указывать на проникновение этого варианта из Передней Азии «прикаспийским» путем. Что касается второй субветви, встреченной у восточных тюрков (R1b1a2-M269*) то она также носит переднеазиатский характер. Эти данные указывают на переднеазиатский источник гаплогруппы R1b у восточных тюрков Кавказа.

Генетическое сходство балкарцев с карачаевцами, а кумыков с азербайджанцами согласуется с географической близостью этих пар популяций. Таким образом, генетическое сходство согласуется с географическим соседством для тех тюркоязычных популяций, у которых преобладает автохтонный кавказский субстрат, а для ногайцев и караногайцев, генофонд которых отражает их степное происхождение, географическое соседство играет меньшую роль.


ВЫВОДЫ:
1. В генетическом портрете тюрков Кавказа, в отличие от других лингвистических групп Кавказа, нет преобладающей гаплогруппы: четыре гаплогруппы (R1a1a-M198, G2a-P15, R1b-M343, J2a-M172) встречены с примерно равной частотой. Кроме четырех доминирующих гаплогрупп, изучение всех шести тюркоязычных народов Кавказа, проведенное на основе обширной панели (58 SNP маркеров Y-хромосомы) и репрезентативной выборки (N=870) выявило 35 более редких гаплогрупп Y-хромосомы, что также указывает на большое генетическое разнообразие изученных популяций.
2. Связь генетической и географической близости для тюрков Кавказа неоднозначна. Генетическое сходство балкарцев с карачаевцами, а кумыков с азербайджанцами согласуется с их географической близостью. Генофонды караногайцев и ногайцев обнаруживают сходство вопреки географической отдаленности. Наиболее географически близкие этносы – кумыки и караногайцы – максимально далеки генетически.
3. Почти половина генофонда карачаевцев, балкарцев, кумыков и азербайджанцев представлена условно «кавказскими» гаплогруппами (G2a-P15, J2a-M172, J1-M267), что подтверждает гипотезу о значительной роли кавказского субстрата в этногенезе этих народов. В генетическом пространстве кумыки и азербайджанцы близки к народам Восточного Кавказа и Передней Азии, карачаевцы и балкарцы – к автохтонным народам Западного Кавказа, ногайцы и караногайцы - к народам Центральной Азии.
4. Результаты глубокого субтипирования гаплогруппы R1b-M343 указывают на поток генов из Передней Азии в популяции азербайджанцев и кумыков и на поток генов из евразийской степи в популяцию караногайцев.

СХАЛЯХО Р. А. ГЕНОГЕОГРАФИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ КАВКАЗА: АНАЛИЗ ИЗМЕНЧИВОСТИ Y-ХРОМОСОМЫ Москва – 2013


Рецензии