Как тут не закурить!

     3. Как тут не закуришь!

Долго не мог заснуть после позорного проигрыша ЦСКА болгарскому Лудогорицу (1-5). А тут ещё более сокрушительный «слив» Краснодара австрийскому Базелю накануне   (0-5).

Под черепной коробкой бессистемно вертелись какие-то бредовые мысли. Наконец сознание остановилась почему-то на названиях сигарет, хотя не курю с 2011 года.

Понял, что не засну, если не вспомню хотя бы 20 марок. Попутно и смутно проносились в мыслях те или иные эпизоды жизни, как-то связанные с курением.
 Через несколько дней решил вернуться к этой теме. Она показалась мне занятной (видно от вынужденного безделья).
 Итак о сигаретах и папиросах.
Раньше мы не знали понятия маркетинг, бренд, рекламный ход. А если вдуматься названия вредного (по сути) продукта – табачных изделий – это же песня какая-то! ГЕРЦЕГОВИНА ФЛОР! СОЮЗ-АППОЛОН! ПЕГАС! ФИЛЛИП МОРИС! КАЗБЕК!

Ещё в далёком детстве, в Софьинке, мы – молоденькие пацанята расшифровывали папиросы с названием СПОРТ (по 10 штук в пачке за 5копеек) как «Советское правительство обеспечило рабочих табаком».

Сами покуривали размельчённые в ладошках сухие листья подсолнуха, сухой конский помёт.
Или собирали у правления колхоза малюсенькие окурки самокруток, которые выбрасывали мужики после ежедневных утренних «нарядов» - суть разнарядок на работы.

Затем выбирали из середины окурка не обожжённый и не обслюнявленый табак, скручивали так называемую «КОЗЬЮ НОЖКУ», так как скрутить настоящую плотную самокрутку тоненькими детскими пальчиками было сложно, и курили в очередь в «затяжку», так что выступали слёзы от крепкого самасада.

За этим «занятием» меня – четверокласника, как -то увидела мать. Мы жили не далеко от правления.
Далее гневный монолог: « Как ты можешь курить после соплей  Гуньдяка!».
Такое прозвище было у одного из пацанов, который был на четыре года старше, хотя такого же роста, и у которого, действительно, и зимой и летом текли сопли.
«Всё! Я тебя кормлю и одеваю, но матерью ты меня больше не называй!» - решающий аккорд.

Я в слезах влез на печь, читал подвернувшуюся книгу «батальон четверых», но курить с той поры бросил и не курил вплоть до окончания университета. Но это другая история. О сигаретах и курении.

А ещё в то время были папиросы БОКС, СЕВЕР, ПРИБОЙ, БЕЛОМОРКАНАЛ.
Позже стали выпускать сигареты. Сначала без фильтра: ПАМИР, ПРИМА, ДУКАТ и пр.
Потом с фильтром. Советские, болгарские, кубинские и для элиты и фарцовщиков американские.
СТОЛИЧНЫЕ в твёрдой упаковке с язычком для извлечения первой сигареты, пока они плотно упакованы,  ЯВА, ЯВА 100, ПЕГАС, НАША МАРКА, ТУ 134, ТРЕЗОР, ВТ, СТЮАРДЕССА, ПАРТАГС, CAMEL.
 Всё и не перечислишь. Ну, разве не песня?!

В послевоенное время, да и много позже, была среди курильщиков была своеобразная , «иерархия», связанная с достатком или престижностью положения (занимаемой должностью).
Колхозники курили так называемый самосад или дешёвый табак, который покупался также чтобы пересыпать от моли вещи в сундуках.

Учётчики и бригадиры курили СЕВЕР или ПРИБОЙ, председатели колхозов и агрономы – БЕЛОМОРКАНАЛ, а уж крупные районные начальники – КАЗБЕК. В твёрдой коробке, о которую следовало постучать мундштуком папиросы, прежде чем её закурить.

Примерно такая же иерархия (с поправкой на специфику) соблюдались и в городах.

Ну, а вождь народов тов. Сталин курил ГЕРЦЕГОВИНУ ФЛОР, запресовывая табак с двух папирос в свою знаменитую трубку.

Позже, в Воронеже, на центральной улице, в магазинчике табак, оформленном в китайском стиле, я  видел и ГЕРЦЕГОВИНУ и Гаванские сигары в отдельных алюминиевых трубочках – пеналах, и трубочный табак КАПИТАНСКИЙ, и тонкие, как сигареты, сигарки, скрученные из табачного листа.
А запах!! По дороге в университет, я часто заходил в этот магазинчик, чтобы поглазеть на витрину и понюхать этот запах. Хотя и не курил.

Так вот ещё об иерархии. Уже студентом, на каникулах, я иногда возил папу, уже крупного, районного начальника по хозяйствам, в качестве шофёра (для собственной практики) на вездеходе ГАЗ 69.
Он бы мог по статусу и своему желанию ездить на ВОЛГЕ с личным водителем, тем более и то и другое имелось в администрации района. Но предпочитал ездить сам на КОЗЛЕ.

Итак, в одной из поездок, я заглянул в бардачок и увидел там початую пачку сигарет ПРИМА без фильтра по 16 копеек. «Экономиш?»- съязвил я.
 
Отец ответил: «Понимаешь, на людях я курю, конечно, или с фильтром, или Казбек. Но начал сильно кашлять. И только когда один в машине курю приму – не кашляю».

Позже, когда я сам начал курить, я убедился, что ПРИМА,  действительно, не плохие сигареты.
И вообще сигареты сильно отличались по качеству.
 Отличные сигареты – НАША МАРКА Ростовской фабрики. Но они попадались редко.

В Москве, когда в табачных киосках покупали Яву, обязательно спрашивали. У вас ЯВА яваская или дукатская? Яваская считалась (и являлась) лучше.
БЕЛОМОР-КАНАЛ знатоки курили только Ленинградский. Сигареты КОСМОС, хотя и были дорогими (60 копеек), но не пользовались популярностью.
Ходил анекдот. Директор Кишинёвской фабрики спрашивал коллегу из Ростова:
«Почему твои сигареты берут, а мои – нет? В чём секрет?»
- «Не знаю... Мы делаем так: Берём говно, сушим …»
- «Ну, правильно. И мы так же…»
- «Измельчаем, добавляем немного табаку…»
- «Ах, вон оно в чем дело!!!»

О другом. Как – то в буфете Липецкого металлургического комбината увидел сигареты по одному рублю. Прочитал (изучал, напомню немецкий): Камель.
Подумал: «Да за рубль я куплю 3 пачки ТУ 134!».
Потом сообразил, что это знаменитый CAMEL с верблюдом. Вернулся. Купил 2 пачки. Закурил. Не плохие сигареты, но не АХ!!. Видно на болгарских сигаретах мы привыкли к турецкому стилю.
Много ещё что можно вспомнить, как-то связанное с курением, но об этом как ни-будь в другой раз.


Рецензии