О судьбе бродячей собаки и загадочном исчезновении

Собаки у нас дома никогда не было, но с детства мне нравились эти благородные животные. Конечно же, во многих произведениях литературы, в фильмах встречаются сюжеты о собаках, трогательно ждавших своих потерянных хозяев. Таковы и "Белый Бим черное ухо", и "Пес, который говорил с богами" Дайяны Джессап, и фильмы про Хатико, и "Вулли" Сетона Томпсона, и многие другие. Этой осенью столкнулась и я с подобным случаем, о котором и поведаю я в этом рассказе. Но история эта удивительна поистине необычным исчезновением, и столь же внезапным появлением хозяина собаки.

Недалеко от моего дома начинается лесопарк. В глубине его, километрах в двух или чуть больше от шоссе, протекает неглубокая, но живописная речка. Вдоль лесопарка раньше ходили троллейбусы, теперь - электробусы, я часто подъезжаю две-три остановки, чтобы попасть от своего дома в этот лесопарк, где я периодически гуляю, либо делаю пробежки. Иногда, углубляясь далеко в лес, я добегаю до самой речки. Дома в нашем микрорайоне все в основном советские, одинаковые, застройки 1970х, между ними встречаются редкие магазины да свалки.

Вот однажды, погуляв в парке и возвращаясь на остановку, я увидела впереди мечущуюся по тропинке собаку. Она была явно бродячей, хотя возможно ставшей бродячей недавно: выглядела еще довольно ухоженной, была довольно крупной, размером с  немецкую овчарку или даже побольше, неясной породы: кажется, помесь ищейки и охотничьей собаки, было в ней что-то и от колли, и от сеттера. Она поочередно обнюхивала каждого прохожего, кто шел по этой тропе.  Агрессии не проявляла, а просто целенаправленно подбегала к каждому, внимательно обнюхивала ноги и иногда верхнюю одежду, не поднимая головы, и тотчас бежала к следующему идущему человеку, не пропуская мимо себя ни одного, не обнюхав. Надо сказать, что бродячих собак я совсем не боюсь. Мое хобби: осматривать заброшки, заброшенные здания и усадьбы Москвы и Подмосковья, поэтому довольно часто я встречаюсь в таких местах со стаями бродячих собак, это их излюбленные места обитания. Если меня облаивают или пытаются напасть, то я обычно уверенно говорю собакам: "Фу!", и делаю вид, что подбираю с земли палки или камни, и это всегда помогает, и ни разу меня не кусали. Здесь, кстати, надо сказать, что большинство сообщений о том, как бродячие собаки будто бы кого-то "растерзали" являются или вовсе вымыслом, или преувеличением со стороны недобросовестных журналистов и прочих заинтересованных сторон. Правила поведения при встрече с бродячими собаками проходят на уроках ОБЖ в любой школе, и при правильном поведении любой ребенок может легко избежать нападения. Но разве волнует это потомственное отребье вроде "догхантеров", и всяких прочих экстремистов, подводящих под свое желание убивать какие-то теории? 

Но вернемся к встреченной мною собаке. Люди в основном не обращали на эту собаку особого внимания, кто-то пытался ее погладить, но собака не принимала ласку, уворачиваясь, не отвлекаясь от своего занятия: обнюхивания ног каждого встречного человека.
Вот подошла и моя "очередь". Собака обнюхала мужчину, идущего впереди меня, и побежала ко мне.
Я спокойно, медленным шагом пошла мимо собаки, не смотря ей в глаза, не показывая страха. Собака подошла ко мне, обнюхала мои ноги, и побежала дальше - обнюхивать следующего за мной прохожего. Пройдя еще немного, я оглянулась: собака всё так же продолжала бегать взад - вперед по тропе, систематически и настойчиво, с завидным упорством обнюхивая каждого, кто там проходил. Конечно, это потеряшка, - догадалась я. Что же: жаль, но потерянных собак много, ищет она своего хозяина, но всем не поможешь. Я точно не собираюсь заводить собаку, но может быть кто-то ее приютит, возьмет на себя такую ответственность и будет за нее в ответе. Вообще, люди ожесточились уже. Для многих из нас смерть собаки это все равно что смерть мухи. Да что там говорить: в современном мире, где почти каждый день показывают теракты, идут войны, люди гибнут тысячами, смерть стала, к сожалению, совсем обыденной, и все к этому привыкли.... Вскоре я забыла про эту историю: мало ли потерявшихся собак на свете, но спустя буквально пару дней я встретила эту собаку снова.

Электробус, в котором я ехала,  подъезжал к остановке у лесопарка, и я сразу заметила эту собаку и узнала ее. Она поджидала на остановке, обнюхивая ожидающих транспорт людей и их сумки. Вот двери электробуса открылись, и пассажиры стали выходить, собака бросилась к дверям и принялась обнюхивать каждого, кто выходил.
Я вышла из транспорта последней, собака подбежала и обнюхала мне ноги, как и всем другим выходящим пассажирам, и тут ее кто-то окликнул: "Тайфун, иди сюда, у нас что есть!" Я обернулась и увидела двух бабушек, которых у нас называли старушки-веселушки. Они были действительно очень бодрыми старушками, жившими в соседнем со мной доме, я их хорошо знала с детства. В свои почти семьдесят лет они еще бегали в парке, играли в теннис, катались даже на сигвее, дружили с интернетом,  изучали языки, слушали рок музыку, и по-всякому еще старались не отстать от времени,  в общем, не унывали.
 
- О, Милана, привет! - поприветствовали они меня, одновременно разворачивая газету и вываливая собаке какие-то объедки, которые она тут же начала поедать.
- Здравствуйте. так вы знаете эту собаку, ее Тайфуном зовут? Я ее уже второй раз тут вижу, - сказала я.
- Да, Тайфун это.
- Оригинальная кличка...
- Ну да, его хозяин большой оригинал был, Слава его зовут, он у нас как будто ниоткуда появился в доме месяц назад или около того. Приехал к соседке нашей, она была его сожительницей.
- Сожительницей? - скривилась я.
- Ну да. Он, говорят, раньше летчиком был или моряком: сложение у него крепкое, выправка угадывается, только опустился он уже. Выгнали его за пьянство, а больше ничего о нем не известно. Где сейчас работает, чем занимается тоже не ясно.  Теперь он живет с ней, на ее квартире, по соседству с нами. И вот эту собаку он с собой привел. А недавно Слава бесследно пропал.

-Как это бесследно? А в полицию вы заявляли?
-Да заявляла сожительница его, конечно, и мы искать пытались по всем местам, где он мог объявиться. Только прямо мистика какая-то получилась. Дело было так. В тот день Слава должен был встретиться в лесопарке на той тропе, что к реке ведет, со своим приятелем, передать ему документы там какие-то. Он позвонил приятелю по мобильному: и сказал, что уже подходит, что будет через пять минут, вот только в магазин за сигаретами зайдет. И продавщица потом подтвердила, что он был в магазине. Тайфуна он пустил побегать на свободном выгуле около магазина. Но вот прошло десять минут, двадцать: Славы нет, телефон перестал отвечать. Тут приятель забил тревогу, и решил сам пойти ему навстречу. Вскоре он встретил мечущуюся собаку, которая подбежала к приятелю и тщательно его обнюхала. - Ну что, где твой хозяин? - спросил тот, собака заскулила и стала бегать кругами. Никаких следов Славы нигде не нашли, и телефон его был недоступен. С момента посещения Славой магазина прошло максимум двадцать минут, а до места встречи с его приятелем идти ему оставалась не более двухсот метров. Вот с тех пор Тайфун и ищет своего хозяина, и нигде не может найти. Он всех обнюхивает, в том числе и тех, кого уже знает, никого не пропускает мимо, и удивительно, как у него на все хватает сил. Добросовестно ведет поиски, и нас он тоже каждый раз заново обнюхивает при встрече, - поведали мне старушки.

- А на квартиру свою почему же он не возвращается, к женщине той, сожительнице?  - спросила я, хотя правильно было бы назвать эту женщину по-другому (покойный Димитрий Смирнов правильно сказал, как следует называть подобных женщин)
- Да не любит она собак, и сам Тайфун туда возвращаться не хочет, убегает все время. Не может там ночевать: невыносимо это для него без хозяина, там везде запахи и вещи Хозяина, всё о нем напоминает. Но люди добрые, вот и ночует он где придется: то в подъезде у кого-то, в ларек иногда продавщица его пускает, то в магазине, то на свалке... И кормят его тоже многие. Глядишь, не пропадает. Вообще-то с хозяином ему тоже плохо жилось последнее время: пил Слава много, да с похмелья бил Тайфуна часто, но тот его все равно любил.

Да уж, - подумала я, - как часто любим мы тех, кто нас обижает. Собаки верно служат тем, кто их бьет, сколько таких собак и кошек живут с такими вот хозяевами-алкоголиками и наркоманами. Но у людей разве не так?  Вот взять одну мою бывшую одноклассницу, с которой мы недавно окончили школу: раньше всех из нас она вышла замуж (в восемнадцать лет), хотя я говорила ей, что парень тот был, мягко говоря, неадекватным. Но вот чувства эти глупые бьют в голову и затмевают некоторым разум. И что же: счастлива она теперь? Да ничуть. Бьет он ее, живет она теперь с ним, как сказали бы наши феминистки, как с "абьюзером". А хотя может быть для кого-то это и есть счастье: такое вот собачье служение другому человеку. И все-таки подобная собачья преданность простительна для собак, но нам простительна ли: людям разумным недаром дан Разум...

Бабушки поведали мне также, что собираются создать и вести блог от имени этой собаки: описывать ее жизнь, ее дневник: как она выживает на улице, что ест, где спит, о чем думает. "Оригинальная идея", - одобрила я. Но все-таки было очень интересно: куда же мог испариться этот Слава? 

Так что же могло произойти за эти роковые двадцать минут, ведь Славу видели уже выходившим из магазина? Похитили ли его, резко затолкав в какую-нибудь машину? Но ведь дорога к реке довольно узкая и людная, просто так туда не подъедешь. Даже если в этот день было немноголюдно, то очень сомнительное это место для похищения. Так или иначе, Славу до сих пор не нашли, пропал он бесследно, как будто бы кто-то забрал его на небо или наоборот в ад.

Очень удивленная таким рассказом, я вскоре пошла на эту тропу, чтобы как бы провести собственное мини-расследование. Вот магазин, выход из него. Вот начало тропы, ведущей через лесопарк к речке. Кругом редкие кусты, начинаются деревья, лес по бокам дороги становится всё гуще. Дорога сначала ровная, затем начинается понижение, овраги по обеим сторонам дороги становятся все глубже. Может быть, спьяну Слава свалился с дороги в овраг и сломал себе шею? Но почему тогда не нашли тело? Я прошла, повторяя предполагаемый путь Славы, и прошла по дороге метров двести до того места, где Славу ожилал приятель: ничего подозрительного, зацепиться не за что. Крайне трудно бесследно пропасть на этом пути, и свернуть тоже вряд ли можно: идти можно только по дорожке, потому что по обеим сторонам начинаются глубокие овраги, непролазная грязь, колеи. Не сумасшедший же он, в конце концов, чтобы резко спрыгнуть, и, ломая ноги, побежать куда-то в сторону, да и все равно он снова выбежал бы в людное место, кто-нибудь еще увидел бы его. Хотя может быть так и было: Слава мог увидеть впереди себя каких-то людей, которых он очень боялся: например, вполне возможно, что занимался он какими-то криминальными или околокриминальными делишками, и оказался кому-то должен крупную сумму денег или еще что-то подобное. И он мог кубарем скатиться в овраг, а потом умчаться лесом куда подальше, бросив свою собаку, уехать в другой город, замести все следы... В общем, загадка действительно очень странная, и, казалось, неразрешимая, можно только строить предположения...

Ну а наш "Бим черное ухо", оставшийся без хозяина,  в отчаянии неутомимо продолжал своим поиски. Жил он по-прежнему где придется, то ночуя в подъездах, то видимо в парке под кустами, то в магазине, то у ларьков. В последующие дни я мельком видела Тайфуна несколько раз издали. Он бегал около магазина, тщательно обнюхивая всех входящих и выходящих из магазина людей, с удивительным рвением и достойной уважения настойчивостью, не пропуская мимо, не обнюхав, ни одного человека. А затем опять бежал на тропу, ведущую к реке и продолжал свои поиски там. Периодически заходил он и в траспорт, проезжая в ту и другую сторону несколько остановок, каждый раз казалось зная, где ему выходить. В другой раз вдалеке он рылся в мусорных ящиках, обнюхивая всех подходящих выкинуть мусор жильцов дома.

А близко в следующий, третий раз я встретила его в самой глубине лесопарка, у реки, когда совершала пробежку. Оказывается, он забегал в своих поисках очень далеко в лес.  Это было уже, кажется, начало ноября, ударили первые морозы. Речка была скована первым тонким льдом. И по середине речки, прямо по льду трусцой бежал Тайфун, двигаясь в мою сторону. Как известно, собаки обычно злобно реагируют на бегунов, вот и в этот раз, заметив мое движение, Тайфун издали принялся меня громко облаивать и кинулся ко мне.
- Фу, Тайфун! Фу! Свои! - на всякий случай прикрикнула я, переходя на шаг, чтобы не спровоцировать нападение резкими движениями. Но собака, конечно, не собиралась нападать, а лишь подвергла меня очередному своему традиционному "досмотру".
Подбежав ко мне, не поднимая головы, как всегда обнюхав и в очередной раз убедившись, что мои ноги - не те, которые он ищет, пес побежал дальше по берегу реки, держа голову вниз, постоянно вынюхивая все следы на снегу, обнюхивая каждый куст,  иногда выскакивая на лед, ну а я продолжила свою пробежку.

В четвертый, и видимо, как показали дальнейшие события: в последний раз я встретилась с ним еще где-то через неделю. За эти дни я пару раз встречалась со старушками, которые подтверждали мне, что продолжают периодически встречаться с собакой, и он ведет себя все так же: всех обнюхивает, не зная усталости, но видимо силы все-таки уже покидают его, движения стали медленнее. За это время он перенюхал, исследовал не по одному разу, наверное, всех жителей микрорайона, изучил каждый камень, каждый кустик, каждый кирпич на лесопарковой тропе и в окрестных домах, но нигде не находил следов своего хозяина.  Ноябрь был уже в разгаре, был мокрый, очень темный день, шел дождь со снегом. Я стояла на остановке после очередной прогулки в парке, ожидая электробуса. Неприятная колючая снежная крупа заметала прямо в лицо, порывы ветра гнали поземку по асфальту, на земле была сплошная грязь из грязного снега, смешанного с водой. Собаку я заметила еще издали, Тайфун медленно шел вперед в тумане. Кроме меня людей на остановке не было.

С Тайфуном произошли за это время большие перемены, и не к лучшему: он сильно похудел, но явно не из-за недостатка еды. Наверное его истощала грусть и тоска. Энергии заметно поубавилось, движения были менее уверенными, менее энергичными, чем раньше. Он дошел до остановки, подошел ко мне, и долго-долго, наверное с полминуты обнюхивал мои ботинки с налипшей на них грязью (я в этот день перед этим гуляла в парке долго, опять доходя до реки). А затем посмотрел мне в лицо, чего обычно не делал раньше, и в его глазах была грусть. Я как-то даже виновато развела руками: мол, да, это опять я, а не тот, кто тебе нужен. И на ботинках моих тоже никаких следов твоего хозяина, не ходит твой хозяин давно в этом парке. Тайфун лег в грязь рядом со мной, ожидая транспорта, вот подошел электробус. Собака вошла в транспорт следом за мной, внутри было несколько пассажиров. Тайфун тщательнейшим образом обнюхал каждого пассажира и каждое сидение, затем лег на пол под заднее сидение. Через три остановки мне надо было выходить, а собака поехала дальше. Перед выходом я последний раз на него оглянулась, помахала рукой и сказала: "Пока!", а он еще раз посмотрел мне прямо в глаза, и этот взгляд был полон печали, казалось, в них даже стояли слезы. То был последний раз, когда мы с ним виделись.

Его хозяин, как потом рассказали мне старушки-веселушки, объявился неожиданно, как снег на голову, через пару дней после моей последней с ним встречи,  и только на одну ночь. Они четко слышали его голос на лестничной клетке, а затем в квартире (слышимость в старых советских домах хорошая). Судя по голосу, он был в достаточно сильном опьянении. Он о чем-то долго спорил со своей сожительницей, затем был слышен визг Тайфуна и звуки ударов: хозяин смертным боем бил собаку. Нашла ли его собака на улице, или сама шестым чувством почуяла его возвращение и прибежала в квартиру, осталось неясным. На следующий день после "допроса", устроенного старушками сожительнице, та поведала, что Слава приходил и забрал собаку, и уехал с ней куда-то: куда, она якобы не знает. И что больше он жить у нее не будет. Куда он столь загадочным образом пропадал, и что с ним было все это время, где он находился и почему не работал его телефон, она рассказывать наотрез отказалась. Но по виду ее было видно, что она что-то или даже всё знает, и что история там была какая-то весьма неприятная. Что ж, несмотря на то, что Тайфун чудесным образом снова обрел своего Хозяина: когда, казалось бы, совсем уже наверное отчаялся его найти, у истории этой вряд ли будет хороший конец. Ведь едва ли можно предположить, что в будущем собака будет счастлива. Возможно, учитывая образ жизни и наклонности этого Славы, жизнь его будет не слишком длинной, и оборваться может в любой момент, и окажется собака снова на улице. А может быть и проживет с ним достаточно долго: кто знает. Будет ли Тайфуну какое-то вознаграждение за его страдания на Том свете?

Православие не дает однозначного ответа на вопрос: есть ли у животных душа, ожидает ли их вечная жизнь, способны ли они чувствовать Рай и попасть туда. В западных странах считается, что домашние животные после смерти живут на радуге. Но конечно хочется верить, что все мы встретимся Там с нашими питомцами и просто с теми животными, которые запомнились нам, с которыми мы общались и может быть через это общение помогли и им обрести беЗсмертную душу.


Рецензии