История - Марковский процесс

                «Призрачно все в этом мире бушующем,
                Есть только миг, за него и держись.
                Есть только миг между прошлым и будущим,
                Именно он называется жизнь».
                Л. Дербенев

    Аристотель писал: «Даже боги не могут сделать бывшее  не бывшим»

   «Историю пишут сегодня, а переписывают завтра, поэтому история - наука      будущего». Константин Кушнер

   История похожа на спектакль, в котором обновляются костюмы, декорации, имена         действующих лиц. Содержание остаётся неизменным.
      Э.А. Сервус

    Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?
        Наполеон 1.

    Никто так не изменил историю человечества, как историки.
       Неизвестный автор.
       И т.д.

В обществе существует ложное представление о том, что описание истории, то есть труды историков и есть реальная история. Существует множество капитальных, многотомных исторических трудов, псевдо мудрых фраз и афоризмов об истории и её  значении. Но так ли это?

На исторические процессы можно взглянуть с позиции современного естествознания, как процесс с общими для всей природы законами. 

Говоря об истории, наверное, надо начинать с того, что надо прежде всего выделить объект, история которого рассматривается: человек, семья, страна, человечество в целом, биологические вид, Земля, вселенная и т. д.  Исторический процесс  это процесс изменения выбранного объекта во времени.

Исторические процессы обладают качественно различными параметрами и различным временным интервалом существования. Но все эти процессы объединяет то, что они происходят в окружающей среде, влияние которой не может быть точно учтено. Внутренняя структура систем или объектов, история которых рассматривается то же во многом остаётся неизвестной. Все это приводит к тому, что наблюдаемые изменения объектов и происходящие с ними события носят внешне случайный характер.
 
Наш мир устроен так, что все процессы носят диссипативный характер, то есть энергия любого воздействия со временем ослабевает. В каждый момент времени преобладающее значение имеют мгновенные воздействия на систему. Для описания подобных случайных процессов в начале двадцатого века А.А. Марков (старший) предложил использовать модель процесса в виде дискретной последовательности этапов изменения системы – цепи Маркова.

Идея построения модели цепи Маркова в следующем.  Пусть есть последовательность времён  t1,t2,…tk,tk+1,….tn.  Состояние системы в момент времени tk+1 полностью определяется её состоянием в момент времени tk.  Все предыдущие этапы могут быть забыты, они влияли на то, как система перешла в состояние tk, но дальнеёшее состояние от них не зависит.

В качестве простого примера поясняющего основную идею, заложенную в описание процессов с помощью  цепи Маркова, рассмотрим процесс похода в магазин за хлебом.  В момент времени tk, человек стоите перед дверью в магазин. Совершенно неважно, какой дорогой он шёл к магазину, какие при этом преодолел препятствия, встретили знакомых и т.д. Есть некоторое состояние человека в этот момент времени. Именно это состояние с некоторой вероятностью Pk определяет его следующий шаг: он можете зайти в магазин, можете пойти в другой магазин, можете вернуться домой и т.д.

Совершив следующий шаг tk+1, например он вошёл в магазин. Его состояние изменилось, и следующий шаг определяется теперь только этим состоянием. Вся предыстория не имеет значения и может быть забыта. Вероятность покупки хлеба на этом шаге Pk+1.  Несколько упрощая, можно оценить вероятность покупки хлеба, начиная с первого шага. Она будет равна

                Р=P1*P2*...*Pk*Pk+1.

При исследовании физических процессов выбор шага дискретизации наблюдений связан с характерными внутренними  временными параметрами процесса.  Этот шаг должен превышать  время затухания случайных воздействий в несколько раз. Например, если  случайное воздействие затухает в  три раза за одну секунду,  то  если в качестве шага дискретизации взять три секунды, то  влияние случайного воздействия уменьшится в девять раз.

Как эта модель будет выглядеть  в приложении к истории человека.  Рассмотрим некоторые этапы обучение в школе. В качестве шага дискретизации можно взять учебный год. В семь лет человек находится перед поступлением в школу. Его  состояние определяется его предыдущим физическим, интеллектуальным  развитием, готовностью к обучению в школе, готовностью семьи обеспечить его материально. Совершенно неважно как он достиг этого состояния. Заметим, что к этому времени он уже фактически забыл, все, что с ним происходило до пяти лет.

Отучившись, первый год он переходит в новое состояние. При этом не имеет значения, кто его поддерживал в процессе обучения: мама, бабушка, репетитор.  В это время он уже почти полностью забыл все проблемы связанные когда-то с детским садом и поступлением в школу.

Состояние ученика на выходе из школы после одиннадцатого класса определяется его подготовкой. Выпускник уже практически забыл все, что было в начальной школе.  Надо заметить, что общее описание состояния ученика на каждом этапе учитывает сложившийся характер, морально-нравственные представления о жизни, предметные знания и т. д.

История каждого ученика индивидуальна. В течение десятилетнего процесса  обучения могли происходить различные трагические случаи. Например, ученик перебегает дорогу на красный свет. 

Его состояние перед этим действием определено предыдущими состояниями, но оно могло возникнуть как следствие множества причин: опаздывает на урок, опаздывает на автобус, бежит за друзьями и т.д. С точки зрения перехода из одного состояния в другое это не имеет никакого значения.
 
Развитие дальнейшее определяется окружающей средой: интенсивность движения автомобилей, реакцией водителей и т. д. Если рядом оказался взрослый человек, то он может изменить вероятность перехода на фатальный уровень состояния ребёнка.

Марковские цепи могут быть использованы  для описания  любых исторических исторического процессов.Если рассматривать историю государства или всего человечества, как последовательность вероятностных событий, то в качестве шага дискретизации можно взять время жизни двух поколений, например семьдесят лет. Очевидно, что третье поколение не использует в своих действиях жизненный опыт прошедших событий и не имеет эмоциональной связи с ними.

Для человека всегда интересна именно его жизни, но он, как правило, пытается строить прогнозы на будущее превышающее по длительности его жизни. Этот же эффект имеет место и для истории страны. Она наиболее интересна для своего народа.

Покажем, как данный подход позволяет по новому взглянуть на историю России. Рассмотрение всей тысячелетней истории очень большой труд. Поэтому остановимся на нескольких этапах новой истории.

В 1917 году произошла Великая Октябрьская революция. Россия оказалась в сложном катастрофическом состоянии. Революция произошла, как результат всех накопившихся кризисных противоречий в обществе. Не важно, как общество оказалось в этой положении. Переход в это состояние мог происходить самым различным образом. Например, вместо катастрофы Первой мировой войны, могла произойти климатическая катастрофа, засуха и неурожай в течение нескольких лет, эпидемия и т. д.
Произошло, то, что произошло.

Переход страны в новое состояние мог произойти  многими способами. На это указывает многообразие различных политических партий, течений  учавствовших в гражданской войне. Внешняя среда так же оказывала влияние на это: интервенция, революции в пограничных с Россией странах и т.д.
 
Можно высказать гипотезы о том, что произошёл переход в наиболее вероятное из возможных состояние страны.

Интересно было бы оценить роль  управления в этом процессе,то есть управления процессом перехода партией большевиков. Каковы бы  были затраты страны при другом управлении?
 
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Её ход определялся состоянием СССР на момент начала войны. Заметим, что совершенно не важно, каким образом сложилась система управления, экономика,  армия и т. д. Была некоторая данность. Надо признать, что основную тяжесть войны вынесли те поколения, которые формировались и родились после 1917 года.   

Победа, переход общества в новое состояние в 1945 году  определялся состоянием СССР в 1941 и окружающей средой.

Говоря о гибели СССР в 1991 году, можно утверждать, что эта трагедия определялась состоянием общества на момент развала. По какому пути шёл предыдущий процесс совершенно не важно, кто и когда был генсеком, что произошло в 1917 году, в годы ВОВ, в годы развитого социализма.  Влияние этих факторов на процесс развития  страны постоянно убывало. Выросли два поколения, которые не связаны с  ВОВ.

Сейчас прошло уже тридцать лет после переворота в 1991 году. Растёт  уже второе поколение людей, которые не представляют, что такое социализм и Советский Союз. На это поколение фактически не влияют все предыдущие идеологические, морально-этические представления. Сменился уровень образования, сменилась окружающая среда, информационные потоки.
 
При таком естественнонаучном представлении исторического процесса, возникает вопрос, а чем занимаются профессиональные историки?

Профессиональные историки на каждом этапе создают некоторое виртуальное фантазийное описание предыдущих этапов. Причём  они не имеют даже  минимального представления о том, какие реально  были тогда люди. Каким они видели мир, какие были взаимоотношения, мораль, нравственность. Описания историков подчиняются требованиям настоящего момента. Конечно это описание изменяет состояние общества и изменяет вероятность перехода в новое состояние.

Историки невольно своё настоящее переносят на описание прошлого. Ярких примеров из сегодняшнего дня просто бесконечное множество. Переписывается история Западных стран. С чистого листа, создаются истории новых государств.

Процесс постоянного переписывания истории это естественный процесс существования общества. Заметим, что переписыванием истории занимаются люди, которые, как правило, осознают аморальность своих действий.
Говорят, что история учит, но у фантазийной "истории" ничему нельзя научиться!


Рецензии
При капитализме историки - это обычные наёмные работники, которые делают только то, что им заказывают хозяева. Поэтому нет ничего удивительного, что история и сейчас переписывается в угоду правящему классу, капиталистам, захватившим в очередной раз власть, сумев обмануть население. Так было всегда и к этому они будут стремиться и дальше. Это следует из сущности капиталистических отношений. Для честных людей - важная задача сохранить для потомков свидетельства реальной жизни в социалистическом обществе, на сегодняшний момент наиболее справедливом и эффективном для человечества во всех отношениях.

Александр Жданов 2   31.12.2020 10:26     Заявить о нарушении