Немного о ней, о нем, о них, о любви...

  Мои первые прикосновения к взрослой литературе произошли на рубеже 10 -11 лет. Летние каникулы,  дворовые игры, и...наш дом. Огромная выбеленная комната и к ней прилагалась веранда чуть меньше через небольшой коридор, в котором располагался мой старший брат - Сурен. Необыкновенно красивый, высокий, стройный, как Аполлон, со светло карими глазами, обворожительно мягкой улыбкой,  с тонкими чертами лица. Он много читал, рисовал, писал поэмы, оды, стихи.  У него был исключительно красивый почерк - каллиграфический, и я открывала эти альбомы и любовалась  красиво оформленные стихами и картинами. Он приносил домой  книги, читал, опять уносил. Однажды, когда его не было дома, я решила посмотреть что он читает. Первую книгу, которую я открыла - была Декамерон - Бокаччо. Я листала страницу за страницей и не могла оторваться.  Второй книгой оказалась Английская новелла 18 века. Мне понравилась и эта книга. Вскоре мы с мамой пошли на Алайский базар и зашли в армянский двор, что был за базаром на ул. Каблукова. Там жили родственники наших родственников по папе и жили достаточно богато в отличие от нас. Папа у меня был коммунистом и у нас был спартанский образ жизни - только самое необходимое и никаких излишеств, а им и не с чего было быть. Семья большая, а работал он один.
  Пока они чаевничали, я подошла к огромным на всю стену 2-м шкафам с полными полками красивых книг. Я перечитывала фамилии авторов, названия книг и тут подошла Тамара - хозяйка этого богатства. А можно мне взять книгу почитать, спросила я. Конечно, можно, только здесь все взрослая литература. Пожав плечами с недоумением, она сказала: выбирай. Я указала на книгу Жорж Санд "Консуэло". А тебе не рано ли читать такие книги, спросила Тамара. Нет , ответила я. Возьми, сказала Тамара, открыв стеклянную дверцу шкафа и, доставая мне эту большую, красивую книгу. О, Боже с каким я упоением ее читала. Я погрузилась в нее полностью и прочитав, пошла скорей к Тамаре и попросила книгу "Графиня Рудольштад".  И эта книга произвела на меня впечатление. Так произошло мое знакомство с Жорж Санд в до 11 летнем возрасте. Ну, а далее это были полные собрания книг - огромное количество писателей зарубежных и наших.
И хочется мне немного добавить об этой уникальной женщине - Жорж Санд - эмансипированной, волевой, сильной, жизнелюбивой, необыкновенной.
 Ее тяга к чтению началась очень рано. Все, что имелось в доме было перечитано и ее познавательная, свободная натура рвалась вперед, за пределы дома для познания более обширного того, что она уже почерпнула в книгах в пределах дома. Она находит себя, свои все более расширяющиеся интересы и в мистицизме у недалеко живущего в большом особняке друга семьи. Как-то будучи у них дома, он увидел ее читающей среди огромного количества книг, и поговорив с ней о том, о другом, предложил зайти к нему и выбрать что-то из его библиотеки. Дома было достаточно строго и потому, она выходила из дома поздно вечером, надев плащ с капором, спустившись со второго этажа и прошмыгнув в соседский переулок. Перед дверью дома с задней стороны была широкая низкая ступенька, прямо на каменной мостовой. Она обычно негромко стучала в дверь и ей открывал пожилой худощавый мужчина. Он провожал ее в кабинет, усаживал на красивый стул возле большого стола с книгами, бумагами и прочими атрибутами человека читающего, пишущего, размышляющего. Они беседовали часами, обсуждали прочитанную Жорж Санд книгу, он доставал с большого книжного шкафа другие книги, которые советовал ей прочесть. Постепенно, ее кругозор настолько расширился, что читая философов и духовную литературу, она обнаружила у себя или в себе признаки развивающегося мистицизма. Она увлеклась иной литературой, приобщилась к тайному обществу, где она проходила  посвящения, поднимаясь в своем духовном развитии все выше.
Это продолжалось и при  замужестве будущей писательницы и, конечно, ей становилось все более не интересно жить с человеком, с которым она не могла и словом обмолвиться о своих внутренних переживаниях духовных, мистических и др. Разрыв был неминуем.
У Жорж Санд сформировался характер смелый, открытый, устремленный, добропорядочный,  чуждый обывательским предрассудкам, следованиям каким-то общепринятым нормам, которые порой были неуклюжи, смешны, не нужны...Она была свободной, высоко порхающей птицей. Вращаясь в обществе выдающихся литераторов, философов, художников, мыслителей, музыкантов, она чувствовала себя в своей тарелке, познав себе цену, познав свою сущность, свое назначение и место в жизни.
Она решила писать, писать о том, что свойственно ее пониманию, выходящему за пределы понимания общепринятого, ее доброму, отзывчивому характеру, ее открытой души и любящему сердцу.
И вот она, умудренная жизнью и опытом женщина, посвященная в духовные таинства,  встречает на своем жизненном пути Фредерика Шопена, этого светлого гения, тонкого, чистого, прозрачного, умеющего говорить только на языке музыке, очаровывая ею слушателей, восхищая, приводя в восторг мелодичностью, красотой, необыкновенной лиричностью и романтизмом.
Любовь пронзила обоих. Два гения сошлись, наполняя, дополняя друг друга, давая огромную площадку для творческого раскрытия личности, создавая шедевры музыкальные и писательские. Любил ли он ее? Он ее обожал! Он испытывал с ней блаженство подобное райскому, он утопал в ее чувствах, обнажая свои и они купались вдвоем в этом фантастическом море любви.
Внешняя жизнь всегда диктует свои условия.
Женщина - это заботливая мать, хозяйка, в ней заложено много всего божественного, а в такой женщине, как Жорж Санд этого было через край.
  Всегда очень сложная ситуация, когда у женщины есть дети от одного мужчины, а в доме появляется другой мужчина. Всегда могут возникнуть недомолвки, недосказанность, маленькие и большие обиды, ревность. Все эти негативные явления проползают даже в самые тонюсенькие щелочки. Такие моменты присутствуют во всех семьях, даже и там, где отец родной, а там, где неродной, да еще и моложе, это очень сложно... здесь дети всегда могут оказаться помехой, но мать, истинная мать никогда не откажется от своих детей.
Любовь проверяет тех, на кого возлагает свои надежды и веру. Тщательно  проверяет и не единожды, но постоянно, испытывая объекты своего выбора, подвергая их неимоверным испытаниям. Порой, толкая на безрассудные поступки для доказательства своего присутствия в полной мере, когда происходит 100 процентное прощение. Когда факел любви не гаснет даже  от самых трудных испытаний, когда воля, вера, стремление имеют сто процентную согласованность с любовью и никто, и ничто не сможет на йоту встать между двумя объектами. Ради любимого (ой) любящий пойдет на все. Он будет дипломатичен, будет обходить острые углы и сглаживать их, прощать и понимать, ценить и уважать, ведь любовь это не только охи, ахи. Это жертва и это не оспаривается. Любовь не может быть не жертвой, она всецело погружается не только в волны нежной любви чувств, она – смелость, решительность, праведность, защита, благородство и др. божественные качества.
Человек из раза в раз приходит на землю, чтоб проявить хотя бы одно божественное качество или несколько, или сразу все. И придется человеку возвращаться вновь и вновь, пока он не обретет ту любовь, при которой не убегать будет от объекта любви при негативных обстоятельствах, а стремиться к ней, чтоб сохранить тот божественный огонь, что загорелся в его сердце.
Дрогнула струна
И разошлись пути…
Думала она:
Не любишь, уходи.
Плакала она:
О, Господи, прости,
Но тот, кто любит,
Не сможет ведь уйти.


Рецензии