8. В Парижском музее д Орсе

Рассказывая о Париже, я только вскользь упомянул о музее Родена, немного рассказал о Доме инвалидов, и ничего не рассказал о Лувре, музее д;Орсе, Пантеоне и новом районе Дефанс. Я хочу восполнить пробел.
Здесь я хочу рассказать о музее д;Орсе, об остальом - в отдельных рассказах.                Место, где сегодня расположен музей  д'Орсе, было занято зданием Графского двора, разрушенного в период Коммуны.
                В 1898 году железнодорожная компания Париж-Орлеан поручила архитектору Виктору Лалу создать проект для строительства нового вокзала. Через два года вокзал д'Орсе был готов и представлен на Всемирной выставке 1900 года. Вокзал представлял собой один огромный центральный неф размером 135 на 40 м. В торце зала висели огромного размера шикарные часы.
                Внутри вокзала, кроме 16 путей, были построены ресторан и гостиница на 400 номеров. В 1939 году вокзал перестал использоваться, и городские власти стали думать о его сносе. В 1971 году было принято решение здание снести. Однако, Президент Помпиду объявил его национальным памятником, и было принято решение открыть здесь музей, которого не хватало Парижу. 

Преемник Помпиду, Жискар д'Эстен начал процесс реконструкции вокзала и преобразования его в музей. Работа началась в 1980 году, а в 1986 году здесь был открыт музей, спроектированный итальянским архитектором Гаэ Ауленти.               

Как я писал выше о музеях, описывать их дело малоперспективное, я попробую ограничиться кратким описанием.               

Свыше 3 млн. посетителей в год, более 2 тыс. скульптур, примерно 13 тыс. фотографий и около 500 картин – вот, что выделяет музей Орсе или Muse Orsay (как его еще называют) среди других достопримечательностей фран-цузской столицы, ставя его на 3 место в рейтинге популярности.

Музей Орсе прежде всего, известен как единственный музей в мире, владе-ющий крупнейшей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессиони-стов. Все стремятся попасть сюда, чтобы увидеть такие бесценные шедевры как: «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, «Бал в Мулен де ля Галет» Ренуара, «Голубые танцовщицы» и бронзовую статую «Маленькая 14-летняя танцовщица» Дега, серию «Руанский собор» Клода Моне или «Происхождение мира» кисти Курбе…               
В дополнение к традиционным видам искусства, экспозиция музея представлена тысячами работ из таких областей, как архитектура, кинематограф, мебель и фотография.

 На 57.400 м; непрерывно выставляются более 4000 работ. Коллекция музея  располагается на 5 этажах. Работы представлены в хронологическом порядке и в соответствии с художественными движениями. На самом нижнем этаже представлены скульптуры и именно с него стоит начинать.               

Первое, что производит впечатление на посетителей – это огромный неф, уставленный лучшими образцами скульптуры середины  XIX в. Преимущественно это работы Карпо: полная драматизма «Уголино», оригиналы провокационной скульптуры «Танец» и фонтанные «Четыре части света» и др. Есть здесь и произведения других авторов: статуи Кавельера, Бари и Клезингера, бюсты Кордьера, медальоны Прео.               

На втором этаже, отдельно от залов с импрессионистами, находятся произведения Ван Гога и Гогена.  Этаж отражает веяния к. XIX – н. XX вв, т.е промежуток времени с 1880 по 1914 гг. Здесь выставлены работы постимпрессиониста Кагановича, которые помещены в 2 залах. Террасу Лилль занимает экспозиция Боннара и Вюйяра. В их картинах прослеживается влияние как импрессионистской значимости цвета, так и японской живописи. Это можно заметить в панно «Общественные сады» Вюйара и картине «Партия в крокет» Боннара.               

Завершает ряд представленных направлений живописи символизм, наиболее ярко отображенный у Климта и Мунка. Их работы следует искать на террасе Сены. Там же можно встретить и менее известных художников Бланша, Кормона и Детайя. Картина последнего «Сон» неизменно вызывает интерес посетителей.               

Параллельно террасы разместили Роденовские шедевры, среди которых «Мимолетная любовь» и «Уголино» (последняя кажется еще мрачнее статуи Карпо). Здесь же выставлены и работы ученицы Родена – Клодель, такие как «Зрелый возраст».

Завершают выставку этажа залы с мебелью, посудой и произведениями прикладного искусства. Посетители редко видят расставленные здесь международные экспонаты, т.к. обычно сил на последние помещения не остается. Если же полностью пройти этаж, можно восторгаться уникальными витражами, мебелью Бугатти и Кварти мюллеровскими вазами и многим другим.               

На верхнем этаже разместилась коллекция импрессионистов, которая по праву считается жемчужиной музейной сокровищницы. Открывает ее зал, где выставлены картины из частного собрания – подарок коллекционера Моро-Нелотона. Следующие выставочные помещения знакомят со светскими портретами в исполнении Ренуара, работами мастера пейзажа Сислея, контрастной живописью Мане и творчеством первой женщины импрессиониста Моризо.               

Работы Дега и Моне, расположенные в одном зале, наглядно демонстрируют торжество жизни в движениях танцовщиц первого, в то время как полотна второго отличает игра света, делая их жизнеутверждающими. Абсолютно несхожими кажутся пейзажи Писсарро и Сезанна, написанные с одной натуры. Из-за различия манеры и акцентов, только внимательный глаз заметит, что там, где у Писсарро доминирует человек, Сезанн отдает предпочтение природе.               

Неоднозначные чувства вызывают работы Ван Гога, особенно его «Звездная ночь над Роной». Завершают экспозицию полотна постимпрессионистов Руссо, Гогена и Тулуз-Лотрека. Из-за особенностей изображения особняком стоят Жорж Сера и его последователь Синьяк.

Вот и всё.               


Рецензии