Ответы на вопросы

• 1. К литературному творчеству, т. е. сочинительству приходят по-разному. Как и когда пришли Вы?

Литература, музыка, изобразительное искусство – это некие токсичные территории, которые совершенно неприметным образом встроены в «поверхность» человеческого социума. И если ты сегодня равнодушен, скажем, к музыке Шостаковича, то никто не поручится за то, что завтра ты, перешагнув «невзначай» заветный рубеж, не окажешься на территории, где торжествует музыкальная гармония и среди прочий стоит памятник Дмитрию Дмитриевичу.
Знал ли Ван Гог, который мечтал лишь об одном – дарить людям добро, что однажды окажется на территории, где цвета, положенные на холст, заменяют сказанные слова, а картина «Подсолнухи» подобна мудрому наставлению о смысле жизни?
Точно такая же история произошла со мной. Как художник-иконописец я не единожды рисовал Образ Бога. Но ведь Бог – это Слово. Так я перешёл от написания божественного Образа к слову как инструменту общения между Богом и людьми.

• 2. Кто-то считает, что литература должна учить, кто-то – что развлекать. Что должна делать литература, которую создаете Вы?

Развлекать – точно нет! Мне больно видеть шутов и их поклонников, если в их смешной словесности или необыкновенном приключении нет высокой созидательной ноты. Тот же Аркадий Райкин, Жуль Верн, Слава Полунин – примеры высокого интеллектуального искусства. А вот книжицы, ныне заполнившие прилавки, (назвать их книгами – язык не поворачивается) с крикливыми «фэнтезиономиями на обложках» или целые стопки не по-детски долбанного хоррора – это уже совсем не смешно. По-моему, явление подобной чувственной мерзости – один из отвратительных клонов современной вседозволенности.
Я пишу литературу традиционную, в которой угнетение человеческой психики непозволительно. Хороша она с точки зрения собственно литературы, или нет – судить читателю.

• 3. Расскажите о материале, который Вы предложите читателям в издании «100 имен русской литературы XXI века». Чего ожидать? (главное условие ответа на этот вопрос – не сообщать название текста(ов))

Для столь ответственного издания я безусловно подыщу что-нибудь из самых близких моему сердцу текстов. Как бывшему художнику мне приятно уделять особое внимание фразеологии. Не только смысловая ёмкость, но и внешняя зрительная ладность предложения, его ритмическое сочетание с соседними фразами для меня необычайно важны. Поэтому перед публикацией я, наверняка, проведу ещё одну стилистическую правку.

• 4. Каким Вы видите 2021 год для общества?

Вижу (крепитесь, люди!) очень-очень сложным. Всё, что с нами происходит сегодня, не вызывает ощущения случайности.
В России вообще начало всякого века становится временем очередного катарсиса. По этому поводу хочу привести одно своё старенькое стихотворение.

 Особенности русской истории
…грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся способными вкушать Божию благость. Сказать: Бог отвращается от злых, — есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.
Преподобный Антоний Великий, раннехристианский подвижник, III век н. э.

Горел последний русский дом. Огонь глотал венцы ковчега.
Дым упирался змейкой в небо и виден был со всех сторон.
В горящей горнице тела лежали сонно, недвижимо.
Торчали ржавые пружины и старые веретена.

В буфете пиво на разлив уже не отпускали в руки,
и мухи ерзали от скуки в стеклянных кружевах пивных.
Кричала женщина: «Беда, начало века у порога!
Мне страшно, я не вижу Бога, нас Бог оставил, господа…»

***
Из века в век в начале века враг сеет смуту. Русский мир,
Как кость собаке, на потеху бросает бесам, будто в тир
Их зазывает человечий:
— Заходьте, бесовы стрелки! Попотчуйте славян картечью!
Гляди, один полез за печку, стреляй, не дай ему уйти!..

Бесенок выстрелил, промазал. « Растяпа! — шамкнул старый бес. —
Увидел человека — пали сразу! Не то нагрудный крест
он поцелует ненароком иль повернет к тебе лицом.
Тогда узнаешь, мутноокий, что значит баловать свинцом!

Учи историю, рогатик! В начале века русский жид
привычное меняет платье на модный западный прикид.
Вот тут ужо тебе работа — смертельный поединок масс!
А если спросят: «За кого ты?», ты отвечай: «За всех за вас!»

И в спину каждому порядку вонзи свой маленький рожок,
да так вонзи, чтоб стало сладко, как будто получил должок!

Мы всякий раз в начале века спешим в Россию на пиры, —
бес ухмыльнулся, — там, как в Мекке, нам приготовлены дары…

Двадцатый век — век революций.
Какой творился беспредел!
Нас не хватало обернуться
С «прибытком» человечьих тел.

В век девятнадцатый, победный,
Отечеством не дорожа,
безумный бунт декабрьский, медный
Царя к ответу призывал.

В век восемнадцатый, петровский,
реформ поборник-брадобрей
брил бороды и многим скорби
доставил от души, ей-ей!

А в век семнадцатый, боярский,
лег под поляка московит,
покуда Минин да Пожарский
не поднялись. Так говорит

История российской «славы».
Смекай, крысеныш, — нынче год
опять начальный,
и пора нам
с сумой отправиться в поход!

Поверь мне: русский жид за словом
в карман не лезет. Новый век
он встретит новою крамолой.
И кровь прольется в русла рек!

P.S.
Так поучал малютку беса тысячелетний бесов босс.
Что ожидает человека в век двадцать первый — вот вопрос!
Трудна российская дорога. Враг шепчет: «Стой!»
А ты — иди. Иди, чтоб вымолить у Бога
отцам прощенье.
И с порога смыть кровь Отечества,
Народы славянские
соединив!


• 5. Что готовите для читателей в 2021 году?

Из главного – два романа. Они уже начаты, а там, как говорил Марк Аврелий: «Делай, что должно, и будь что будет!»

• 6. Важно ли в наше время социальное происхождение?

Думаю, что важно. Слишком много преград ставит капитализм на пути естественного человеческого развития. Доллар, этот бессмысленный с интеллектуальной точки зрения факт нашей жизни, как вирус, охотится в социальной среде на людей, не признавая в них иных заслуг, кроме принадлежности к какому-нибудь клану и личного богатства. 

• 7. Какие качества в людях важнее всего? Есть ли эти качества в большинстве людей, с которыми Вам приходилось общаться в последний год?

В людях важнее всего, на мой взгляд, собственно человеческие качества. Злость, ярость, лисья хитрость – это качества зверя. С единственной оговоркой: зверь почти никогда не убивает себе подобного…
Мне везёт на людей. Порой кажется, что вокруг меня их больше, чем где-нибудь в другом месте!


• 8. Современный человек – это свободный человек?

Отвечу словами советских партаппаратчиков: «Хороший вопрос!»
Если сравнить век нынешний и век минувший, мы стали более свободны от капризов природы. Цивилизация как сферическая оболочка отгородила нас от многих неуправляемых стихий, но оказалось, что оболочка сама по себе не менее «капризна» и притязательна.
Если припомнит умные слова о том, что «свобода – это осознанная необходимость», то вопрос личной свободы перемещается из внешнего окружения в наш рассудок и его мировоззрение. А так как мы все очень-очень разные, то, ей богу, угадать: свободный человек стоит перед тобой или нет – невозможно, пока не поговоришь с ним по душам за рюмкой чая!


Рецензии
Можно еще один вопрос, Борис?
Вы точно писатель и то, что Вы пишете, точно литература.
А кто Ваш читатель? Каким Вы его видите?

Нада Калина   26.02.2021 18:23     Заявить о нарушении
Нада, теперь уже - здравствуйте! Я хотел бы Вас пригласить на мой сайт. Я называю его "Литературная гостиная", его легко найти в Яндексе: "Борис Алексеев - поэт, писатель, художник". Мне не часто доводится читать о том, что я пишу, благосклонные отзывы. Когда же я встречаю понимание со стороны совершенно постороннего человека, я ощущаю восхитительного преумножение собственного жизненного пространства! Я представляю, как какая-нибудь из написанных мною строк бродит в сознании незнакомого человека, подобно тому, как передвигается марсоход по поверхности далёкой планеты, и его телеметрия рождает между мной и космическим телом незримое чувство любви.
Представляю своих возможных читателей как огромные территории, для которых я создаю свои "марсоходы". Таково моё жизненное назначение. Внушил ли я это себе или действую по послушанию - не знаю!

Борис Алексеев -Послушайте   26.02.2021 19:01   Заявить о нарушении
Очень эмоциональный и поэтический ответ. Я-то думала узнать, как Вы представляете себе Вашу целевую аудиторию - возраст, пол, социальное положение?
Я вот как ни пишу, а читают меня мои сверстницы - то есть круг небольшой и женский. Но среди моих сверстниц еще довольно много читающих...

Нада Калина   26.02.2021 19:20   Заявить о нарушении
Забыла Вас поблагодарить за приглашение, Борис. Я и сама бы обязательно посетила Ваш салон. "Писатель, поэт и художник" для меня звучит манко.

Нада Калина   26.02.2021 19:22   Заявить о нарушении