Сердца трёх, или Книга vs Фильм

Непонятно почему накатила ностальгия. Разбирая старые книги, натолкнулась на повесть "Сердца трёх"... желание не столько перечитать её снова, сколько пересмотреть нашу отечественную интерпретацию этого произведения, оказалось настолько сильным, что в дело пошли поиски в сети на онлайн-просмотр. Пересмотрю - уверена, с удовольствием. Несмотря на то, что, кажется, помню каждую строчку этого фильма.

И ведь вроде ничего особенного в нём нет. Двое "гардемаринов" (персонаж третьего, Дмитрия Харатьяна, проходящий, но нисколько не менее колоритный, чем герои Шевелькова и Жигунова) и "прекрасная сеньорита" Хмельницкая - вот те самые "трое", вокруг которых вертится красочная карусель событий - порой забавных, порой опасных, порой нелепых, но всегда захватывающих, непредсказуемых, неожиданных, ставящих всё с ног на голову и постоянно испытывающих как самих героев по отдельности, так и их отношение друг к другу, проверяя: дружбу - на крепость и верность, любовь - на стойкость и способность к самопожертвованию. Сердца трёх - Френсиса, Генри и Леонсии - действительно связаны чем-то, что сильнее всех препятствий. Чем-то, что способно свести на "нет" ненависть семьи Солано к одному из Морганов и превратить ее в искренне уважение, а потом и найти истинного виновника этой ненависти. Чем-то, что позволяет найти выход даже в ситуации, когда кажется, что выхода нет. Чем-то, что превращает трудности в стены, которые необходимо разбить, а стены - в ступеньки лестницы, по которой нужно подняться - чтобы потом без страха сорваться в бурлящий озерный водоворот, потому что это единственный шанс выжить - и выжить, потому что по-другому просто нельзя. И то, что началось как серьезная афера с необязательной, но желательной ликвидацией "лишнего груза", завершилось неожиданным приобретением чего-то важного и гораздо более настоящего, чем жизнь, которую раньше вёл каждый из этой троицы.

Не хочу сейчас говорить о книге - нет, она интересна, гораздо более детальна, чем фильм... но в фильме все-таки больше улыбок и тепла. Там нет близнецов-Морганов, как в книге, но фильм от этого только выигрывает, создавая разительный контраст между невозмутимым философом Френсисом (Шевельков), богачом из Нью-Йорка, и разбитным, бесшабашным, несдержанным на язык и поступки Генри (Жигунов). А в Леонсии (Хмельницкая) нет той напускной холодности и бессознательного метания между первым и вторым, она открыто признается в этом Френсису и не скрывает (хотя и не говорит об этом вслух) от Генри, своего нареченного, собственных чувств к его другу. Она не выбирает, она любит обоих, каждого - по-своему, а молодые люди не принуждают ее к выбору, оставляя решение за ней... а потом Френсис женится на другой женщине, чтобы спасти их всех, и Леонсия остается со своим женихом - за которого готова выйти замуж и которому будет верной женой.

И все же в фильме, как и в книге, всё возвращается на круги своя. Разве что автор без зазрения совести убивает жену Френсиса, чтобы оставить его с Леонсией, а сценаристы дарят ей шанс быть счастливой со вторым Морганом, которого она, возможно, и не любит, но наверняка уважает.

Кстати, о ней - о жене Моргана-богача, к финалу фильма разоренного из-за интриг "старого друга семьи". В книге у нее нет имени - сначала её называют Той-Которая-Грезит, потом - просто королевой, и на протяжении всего сюжета она остается холодной бесстрастной женщиной, способной понимать, но не умеющей чувствовать. Она красива и надменна, она выходит замуж за человека лишь потому, что видела его в своем Зеркале в качестве супруга, потому что так надо, чтобы исполнилось старое предсказание народа Долины Затерянных Душ - а вовсе не потому, что испытывает к Френсису какие-либо чувства, хотя и говорит об этом. В книге они в какой-то степени идеальная пара - сочетались браком только потому, что так было удобно для обоих. Для нее - исполняется предсказание, для него это возможность спасти друзей и себя от страшной участи, уготованной разгневанным жрецом. И впоследствии Френсис не испытывает к жене ничего, кроме разве что жалости, и на известие о ее смерти реагирует равнодушно. По крайней мере, такое складывается впечатление после прочтения книги.

В фильме все иначе. У Королевы есть имя - Акатава - она действительно красива, но в этой красоте больше истинности и тепла, чем в холодном совершенстве Королевы из книги. Она - строгая, но любящая свой народ повелительница, она проницательна и мудра. Ей не чужды человеческие эмоции, она умеет бояться смерти и жаждать жизни, она открыта для любви, но способна понять, если не любят её. Она готова бороться за любовь - но может отступить, если понимает, что проигрывает, и сохранить при этом достоинство, не потеряв величия. Такая женщина достойна уважения - и получает это уважение от мужа, искренне считающего ее чудесной женщиной, хотя и не способной завоевать его сердце. Такая женщина способна сохранить ясный разум в ситуации, когда растеряны остальные, и именно она (как и в книге) спасает Френсиса от разорения, чтобы потом, сойдя с пути его счастья с Леонсией Солано, обрести если не любовь, то спокойствие и надежность рядом с Генри Морганом. Эта Королева - гораздо более живая и настоящая, чем ее совершенный прототип из книги, и она, как и остальные герои, способна понять, принять и измениться.

Френсис и Генри... Этот дуэт заставлял меня сдержанно восхищаться и сочувствовать при прочтении книги - и доводил до крайностей от смеха до слез при просмотре фильма. Френсис стал более близким к обычному человеку - или сценаристы постарались, или игра Шевелькова превратила сухую обезличенность образа в достаточно яркую индивидуальность, или то и другое вместе. Персонаж Жигунова чуть утрирован по сравнению с книжным, но это нисколько не делает его хуже, наоборот - именно Генри-Жигунов вносит в фильм ту самую яркость, колорит, легкость и абсолютную уверенность в том, что главные герои смогут ВСЁ. Френсис - реализм и философия, Генри - оптимизм и авантюризм, Леонсия - романтика и огонь, Акатава - нежность и мужество... это уже не сердца трёх, это сердца четырех, связанные дружбой, верностью, взаимоуважением и искренней, незыблемой верой друг в друга. Ради Генри Френсис пойдет на эшафот, взорвет тюрьму и женится на нелюбимой женщине - ради Френсиса Генри сядет в эту тюрьму, спрыгнет с парашютом в самый центр толпы разъяренных воинов из племени Затерянных Душ и ринется обратно в это племя, чтобы спасти друга от разорения. Ради счастья друга и возлюбленной Френсис отступит в сторону - ради счастья любимого Акатава сделает то же самое, и ради своих друзей и любимых Леонсия пойдет и в огонь, и в воду, и на верную смерть, пусть даже смерть эта означает необходимость убить в сердце любовь.

И поэтому в фильме даже такой сюжетный ход, как выяснение кровного родства Леонсии и Генри, не позволяющего им вступить в законный брак, не кажется таким искусственно притянутым за уши, как в книге, а замужество Акатавы и Генри становится самым естественным и по-настоящему счастливым финалом для обеих пар. После такого финала хочется улыбнуться и посмотреть фильм снова - тогда как, переворачивая последнюю страницу книги, еще подумаешь, когда в следующий раз ее откроешь. Так что нет - читать "Сердца трёх" я не хочу. А вот смотреть - с большим удовольствием.

Ну что еще сказать о персонажах... Семья Солано не отстает от своих книжных прототипов, но и в книге, и в фильме, это яркие, дерзкие и мужественные люди, которых знаешь слишком недолго, чтобы полюбить, но достаточно, чтобы уважать. Безымянный раб, индеец-полукровка, в фильме обрел имя и утратил книжную трусость и желание забиться в угол при любом удобном случае. Его пребывание в фильме недолгое, но достаточно запоминающееся. Слепой Разбойник не утратил жизненной мудрости, предводитель Черных Монахов на недолгое время стал личностью, а не просто тенью Справедливого Судьи, капитан Веркара что в книге, что в фильме, никаких хороших эмоций не вызвал (что поделать, персонаж такой), полицейские (что ж за нелюбовь такая к стражам закона?) показаны сплошь и рядом недалекими пьяницами, жадными до легких денег, а Альварес Торрес...

Мда, от Торреса впечатления смешанные. В книге он был представлен как красивый и жестокий делец, напрочь лишенный совести, готовый на все ради денег и благосклонности Леонсии, предпочитающий загребать жар чужими руками, но не брезговавший запачкать и свои собственные. Там он был действительно коварным, хитрым и по-настоящему опасным. В фильме же... в фильме персонаж Торреса скорее комедийный, чем отвечающий статусу "злодея". Да, он хитер, да, он готов на обман, предательство и убийство - но при этом, как ни странно, совсем не кажется опасным. Книжный Торрес умел реально оценивать ситуацию и проявлять определенное мужество - Торрес же из фильма слишком уверен в себе и при этом труслив и жаден. Не то чтобы я разочарована в такой интерпретации - возможно, предстань Торрес в фильме зеркальным отражением своего книжного прототипа, сам фильм приобрел бы тяжелый и мрачный оттенок.

А так в нем дышится легко и свободно даже под сводами затопленных пещер майя.

Смешно, да? Ну что поделаешь, раз детские впечатления такие сильные.

08.09.2012г.

*****


Рецензии