Сердца трёх, или Книга vs Фильм
И ведь вроде ничего особенного в нём нет. Двое "гардемаринов" (персонаж третьего, Дмитрия Харатьяна, проходящий, но нисколько не менее колоритный, чем герои Шевелькова и Жигунова) и "прекрасная сеньорита" Хмельницкая - вот те самые "трое", вокруг которых вертится красочная карусель событий - порой забавных, порой опасных, порой нелепых, но всегда захватывающих, непредсказуемых, неожиданных, ставящих всё с ног на голову и постоянно испытывающих как самих героев по отдельности, так и их отношение друг к другу, проверяя: дружбу - на крепость и верность, любовь - на стойкость и способность к самопожертвованию. Сердца трёх - Френсиса, Генри и Леонсии - действительно связаны чем-то, что сильнее всех препятствий. Чем-то, что способно свести на "нет" ненависть семьи Солано к одному из Морганов и превратить ее в искренне уважение, а потом и найти истинного виновника этой ненависти. Чем-то, что позволяет найти выход даже в ситуации, когда кажется, что выхода нет. Чем-то, что превращает трудности в стены, которые необходимо разбить, а стены - в ступеньки лестницы, по которой нужно подняться - чтобы потом без страха сорваться в бурлящий озерный водоворот, потому что это единственный шанс выжить - и выжить, потому что по-другому просто нельзя. И то, что началось как серьезная афера с необязательной, но желательной ликвидацией "лишнего груза", завершилось неожиданным приобретением чего-то важного и гораздо более настоящего, чем жизнь, которую раньше вёл каждый из этой троицы.
Не хочу сейчас говорить о книге - нет, она интересна, гораздо более детальна, чем фильм... но в фильме все-таки больше улыбок и тепла. Там нет близнецов-Морганов, как в книге, но фильм от этого только выигрывает, создавая разительный контраст между невозмутимым философом Френсисом (Шевельков), богачом из Нью-Йорка, и разбитным, бесшабашным, несдержанным на язык и поступки Генри (Жигунов). А в Леонсии (Хмельницкая) нет той напускной холодности и бессознательного метания между первым и вторым, она открыто признается в этом Френсису и не скрывает (хотя и не говорит об этом вслух) от Генри, своего нареченного, собственных чувств к его другу. Она не выбирает, она любит обоих, каждого - по-своему, а молодые люди не принуждают ее к выбору, оставляя решение за ней... а потом Френсис женится на другой женщине, чтобы спасти их всех, и Леонсия остается со своим женихом - за которого готова выйти замуж и которому будет верной женой.
И все же в фильме, как и в книге, всё возвращается на круги своя. Разве что автор без зазрения совести убивает жену Френсиса, чтобы оставить его с Леонсией, а сценаристы дарят ей шанс быть счастливой со вторым Морганом, которого она, возможно, и не любит, но наверняка уважает.
Кстати, о ней - о жене Моргана-богача, к финалу фильма разоренного из-за интриг "старого друга семьи". В книге у нее нет имени - сначала её называют Той-Которая-Грезит, потом - просто королевой, и на протяжении всего сюжета она остается холодной бесстрастной женщиной, способной понимать, но не умеющей чувствовать. Она красива и надменна, она выходит замуж за человека лишь потому, что видела его в своем Зеркале в качестве супруга, потому что так надо, чтобы исполнилось старое предсказание народа Долины Затерянных Душ - а вовсе не потому, что испытывает к Френсису какие-либо чувства, хотя и говорит об этом. В книге они в какой-то степени идеальная пара - сочетались браком только потому, что так было удобно для обоих. Для нее - исполняется предсказание, для него это возможность спасти друзей и себя от страшной участи, уготованной разгневанным жрецом. И впоследствии Френсис не испытывает к жене ничего, кроме разве что жалости, и на известие о ее смерти реагирует равнодушно. По крайней мере, такое складывается впечатление после прочтения книги.
В фильме все иначе. У Королевы есть имя - Акатава - она действительно красива, но в этой красоте больше истинности и тепла, чем в холодном совершенстве Королевы из книги. Она - строгая, но любящая свой народ повелительница, она проницательна и мудра. Ей не чужды человеческие эмоции, она умеет бояться смерти и жаждать жизни, она открыта для любви, но способна понять, если не любят её. Она готова бороться за любовь - но может отступить, если понимает, что проигрывает, и сохранить при этом достоинство, не потеряв величия. Такая женщина достойна уважения - и получает это уважение от мужа, искренне считающего ее чудесной женщиной, хотя и не способной завоевать его сердце. Такая женщина способна сохранить ясный разум в ситуации, когда растеряны остальные, и именно она (как и в книге) спасает Френсиса от разорения, чтобы потом, сойдя с пути его счастья с Леонсией Солано, обрести если не любовь, то спокойствие и надежность рядом с Генри Морганом. Эта Королева - гораздо более живая и настоящая, чем ее совершенный прототип из книги, и она, как и остальные герои, способна понять, принять и измениться.
Френсис и Генри... Этот дуэт заставлял меня сдержанно восхищаться и сочувствовать при прочтении книги - и доводил до крайностей от смеха до слез при просмотре фильма. Френсис стал более близким к обычному человеку - или сценаристы постарались, или игра Шевелькова превратила сухую обезличенность образа в достаточно яркую индивидуальность, или то и другое вместе. Персонаж Жигунова чуть утрирован по сравнению с книжным, но это нисколько не делает его хуже, наоборот - именно Генри-Жигунов вносит в фильм ту самую яркость, колорит, легкость и абсолютную уверенность в том, что главные герои смогут ВСЁ. Френсис - реализм и философия, Генри - оптимизм и авантюризм, Леонсия - романтика и огонь, Акатава - нежность и мужество... это уже не сердца трёх, это сердца четырех, связанные дружбой, верностью, взаимоуважением и искренней, незыблемой верой друг в друга. Ради Генри Френсис пойдет на эшафот, взорвет тюрьму и женится на нелюбимой женщине - ради Френсиса Генри сядет в эту тюрьму, спрыгнет с парашютом в самый центр толпы разъяренных воинов из племени Затерянных Душ и ринется обратно в это племя, чтобы спасти друга от разорения. Ради счастья друга и возлюбленной Френсис отступит в сторону - ради счастья любимого Акатава сделает то же самое, и ради своих друзей и любимых Леонсия пойдет и в огонь, и в воду, и на верную смерть, пусть даже смерть эта означает необходимость убить в сердце любовь.
И поэтому в фильме даже такой сюжетный ход, как выяснение кровного родства Леонсии и Генри, не позволяющего им вступить в законный брак, не кажется таким искусственно притянутым за уши, как в книге, а замужество Акатавы и Генри становится самым естественным и по-настоящему счастливым финалом для обеих пар. После такого финала хочется улыбнуться и посмотреть фильм снова - тогда как, переворачивая последнюю страницу книги, еще подумаешь, когда в следующий раз ее откроешь. Так что нет - читать "Сердца трёх" я не хочу. А вот смотреть - с большим удовольствием.
Ну что еще сказать о персонажах... Семья Солано не отстает от своих книжных прототипов, но и в книге, и в фильме, это яркие, дерзкие и мужественные люди, которых знаешь слишком недолго, чтобы полюбить, но достаточно, чтобы уважать. Безымянный раб, индеец-полукровка, в фильме обрел имя и утратил книжную трусость и желание забиться в угол при любом удобном случае. Его пребывание в фильме недолгое, но достаточно запоминающееся. Слепой Разбойник не утратил жизненной мудрости, предводитель Черных Монахов на недолгое время стал личностью, а не просто тенью Справедливого Судьи, капитан Веркара что в книге, что в фильме, никаких хороших эмоций не вызвал (что поделать, персонаж такой), полицейские (что ж за нелюбовь такая к стражам закона?) показаны сплошь и рядом недалекими пьяницами, жадными до легких денег, а Альварес Торрес...
Мда, от Торреса впечатления смешанные. В книге он был представлен как красивый и жестокий делец, напрочь лишенный совести, готовый на все ради денег и благосклонности Леонсии, предпочитающий загребать жар чужими руками, но не брезговавший запачкать и свои собственные. Там он был действительно коварным, хитрым и по-настоящему опасным. В фильме же... в фильме персонаж Торреса скорее комедийный, чем отвечающий статусу "злодея". Да, он хитер, да, он готов на обман, предательство и убийство - но при этом, как ни странно, совсем не кажется опасным. Книжный Торрес умел реально оценивать ситуацию и проявлять определенное мужество - Торрес же из фильма слишком уверен в себе и при этом труслив и жаден. Не то чтобы я разочарована в такой интерпретации - возможно, предстань Торрес в фильме зеркальным отражением своего книжного прототипа, сам фильм приобрел бы тяжелый и мрачный оттенок.
А так в нем дышится легко и свободно даже под сводами затопленных пещер майя.
Смешно, да? Ну что поделаешь, раз детские впечатления такие сильные.
08.09.2012г.
*****
Свидетельство о публикации №220123100155