Почему пропагандон вадим арутюнов не полюбил стамб

Почему пропагандон вадим арутюнов не полюбил стамбульских армян?
Бывший бакинский, а сегодня скандальный российский пропагандон вадим решил очернить своих стамбульских соплеменников: "Современные армяне Стамбула, по большей части, хоть и называются армянами, но порой кажется, что это «название» только и связывает их с Арменией и вообще с армянством в целом. Думается, это связано с тем, что они осторожны, стараются не вмешиваться в дела власти, ведут, так сказать, нейтральный или провластный образ жизни. Даже собственные СМИ исключительно на турецком языке. Правда, разрешается размещать 20% от всего объема печатного издания текста на армянском языке. И стамбульских армян понять, конечно же, можно. Однако порой приходилось сталкиваться с такими представителями армянской нации, что мой здравый смысл отказывался их понимать. Например, один из стамбульских армян задал мне следующий вопрос: «Что за Карабах вы там у себя делите с азербайджанцами? Зачем воевать?». Честно говоря, эти слова меня обескуражили не столько оттого, что они исходили из уст армянина, сколько потому, что этот человек, находящийся в фрустрации, даже не догадывается, что Карабах был завоеван армяно-русскими войсками в 1992-1994 годы и после 44 дневной карабахской войны опять принадлежит Азербайджану.
С политикой у армян Стамбула вообще большие сложности. В парламенте страны имеются три депутата-армянина, которые, казалось бы, могли лоббировать интересы армянского населения страны. Но… Увы и ах! Иначе бы не стали депутатами. Например, Маркар Есаян – депутат от правящей Партии справедливости и развития, лидером которой является Реджеп Тайып Эрдоган, нынешний президент Турции. Второй депутат – адвокат армянского происхождения Селина Озузун Доган от Народно-Республиканской партии Кемаля Ататюрка и, наконец, третий депутат-армянин Каро Палян представляет в парламенте интересы прокурдской Народно-Демократической партии. Как видите, армяне вроде как есть, но в то же время их нет.
 Зато только теперь я понял, кто такие криптоармяне, о которых много говорят, но мало кто их видел. Эти люди скрывают свое армянское происхождение, называются алевитами, турками, курдами… Кем угодно. Но при этом исподтишка лоббируют в стране интересы армянского населения Турции и проармянскую политику. Получается, с точки зрения патриотизма криптоармяне куда выше на несколько ступенек своих «нескрывающихся» соотечественников, называющихся армянами, но при этом лишенных свободы слова и действий.
Конечно, в Стамбуле имеются армяне в оппозиции. Не криптоармяне, а именно армяне. Но все как один – марксисты. На самом деле, эта идеология популярна среди курдов. Армяне же вступают в марксистские круги не столько ради самой идеологии марксизма или левого движения в целом, сколько ради того, что именно «левые взгляды» очень удобны для вуалирования каких-либо религиозных предпочтений. НЕ нужно никому ничего объяснять – коммунист был и есть синоним атеиста.
Не могу не упомянуть и азиатскую часть Стамбула, куда я отправился поздно вечером, пересекая Босфор. Здесь, в районе Ускюдар в старейшем армянском лицее праздновали встречу Нового года.
Итак, как мне удалось узнать, армянский лицей функционирует с 1678 года. Правда, в те годы он был значительно меньше и назывался духовной семинарией при Церкви Сурб Хач. И только в 1953 году он окончательно становится лицеем. А с 2003 года, когда над лицеем вновь нависла угроза закрытия, местными армянами был создан Фонд Сурб Хач. С тех пор он и финансирует лицей. В нем учатся 320 юношей и девушек. Изучается армянская словесность, информатика, биология, химия, математика, география, физика, музыка… Словом, все обычные школьные дисциплины. При лицее имеется великолепная библиотека – гордость учебного заведения, так как, по словам завуча лицея Арутюна Куюмджи, фонд библиотеки располагает такими старинными армянскими книгами, которых нет даже в самом Матенадаране. Проблема только в том, что нынешняя молодежь предпочитает гнаться за информацией в сети Интернета. Книгам же приходится пылиться на полках. Для лицеистов из отдаленных районов Анатолии предусмотрен и интернат со спальными помещениями. Лицей оснащен всем необходимым – компьютерным классом, читальным залом, душевыми, замечательной столовой с трехразовым питанием и полдником.
Как вы поняли из прочитанного, нельзя сказать, что армяне современного Стамбула не имеют ничего. У них есть не только пресса и учебные заведения, храмы, но и больницы адвокатские конторы, бизнес и прочее. Но для того, чтобы все это было, необходимо принимать правила игры турецких властей. Стоит ли игра свеч?".
Вадим АРУТЮНОВ,
Стамбул, Турция

А вот, что стамбульских армянах пишет другой спец по турецким соплеменникам.
Армяне Турции активно интегрируются в турецкое общество, что вызывает обеспокоенность экспертов.
Армянская молодежь Турции постепенно отдаляется от своих корней, считает "тюрколог" Тигран Локмагезян (в переводе с турецкого его фамилия переводится как "ищущий кусок хлеба".
"Сегодняшняя армянская молодежь поверхностно смотрит на свое происхождение, на события 1915 года. Они больше мыслят как турки-демократы", — сказал Локмагезян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Он отметил, что многие представители армянской молодежи Турции призывают к дружбе с турками, не желая ворошить прошлое. Некоторые выступают за смешанные браки.
Локмагезян отмечает, что с каждым днем количество армян уменьшается, и не потому, что они уезжают, но и по причине ассимиляции.
"Армянские школы постепенно редеют, количество учеников сокращается, так как родители предпочитают своих детей отдавать в турецкие школы. Сегодня стоит вопрос закрытия армянских школ", — сказал Локмагезян.
По его словам, Ереван теоретически не имеет права влиять на внутренние дела Турции, даже если они связаны с соотечественниками, живущими там. Единственное, что может сделать Армения – это воздействовать путем мягкой силы, сотрудничая с теми же представителями общины по вопросу написания учебников для школ и т.д.
В Стамбуле существуют 16 армянских школ, большинство из них переходит на турецкое обучение. Количество учащихся в них всего 3 тысячи учеников.
При этом армянские школы сегодня ничем не отличаются от турецких как по программе, так и по методике преподавания. Единственный плюс – в армянских школах ученики проходят армянский язык и литературу дважды в неделю и изучают не ислам, а христианство.
Высылаемые из министерства диаспоры Армении учебники могут нести лишь рекомендательный характер. По ним не разрешается преподавать, пояснил Локмагезян.
В прошлом все было иначе: в армянских школах преподавание было на родном языке, кроме уроков турецкого языка и истории. Переход на тюркоязычное обучение был одобрен руководством армянских школ, так они смогли сохранить большее количество учеников. При этом многие армяне сейчас предпочитают отдавать детей в государственные школы, ведь сегодня знание турецкого — главный элемент интеграции армян в общество.


Рецензии