Сказка о большом и малом

Был у меня приятель – очень солидный человек, большой любитель поговорить. Хлебом не корми – дай ему только повод, и ты уже не избавишься от его болтовни. При этом, конечно, без угощения не обойдёшься – тут уж  лучше сразу бросай все свои дела и доставай всё, что есть в доме. Пришлось так и поступить, когда он в очередной раз нагрянул в гости.
Для беседы приятель припас весьма «важную» философскую тему  «О  большом и малом в жизни и обществе».
- О-о! Это серьёзная тема – со значением произнёс он.
 Тут я сразу понял,  что коротким застольем  мне не отделаться.
- …Вот, к примеру, слон, -  увлечённо рассуждал приятель,  - такое большое животное, а боится маленькой мышки. Но ведь слоны очень добрые, от них для окружающего мира нет никакого вреда.  Они с давних времён помогают человеку. А представь, была бы огромная мышь, или слон, размером с мышку. Вообрази гигантскую армию грызунов-исполинов. Тогда земля походила бы на обглоданную кость. Кстати, из какой мухи лучше делать слона? Маленькой дрозофилы, обычной мухи или навозной?
Такая постановка вопроса повергла меня в шок. Но философ легко всё объяснил:
- Муха должна быть очень маленькой. Иначе как показать мастерство раздувания от ничтожества до неимоверного умопомрачения. В природе во всём есть равновесие и соответствие, всякая тварь имеет нужную форму и размер.
-  А человек соответствует природе? -  спросил я из вежливости.    
- Конечно, нет! -  воскликнул оратор. - Найдись сейчас какой-нибудь сумасшедший политик, выбранный во власть большинством, и весь наш шарик лопнет, как мыльный пузырь! Большинство может быть и неправо, но это сила. И один человек тоже силён, он сам кузнец своего счастья.  Кто командует парадом? Кто хозяин  судьбы?  Понятно, человек. Не животные же…
Темы сыпались одна за другой, как из рога изобилия: капля никотина убила лошадь, комары сожрали медведя, муравей утащил бревно… Я тихо сходил с ума от этой нелепицы, голова переполнялась дурманом. 
Мыслитель, опрокинув очередной бокал, набирал обороты и входил в экстатический раж. Монолог никак не подходил к завершению, мне не терпелось избавить себя от гостя и его банальностей. Всё поплыло перед глазами:  совсем  у меня ум за разум зашёл…
В полуобмороке вижу: я превратился в крохотную мошку. Философ раздулся до необыкновенных размеров и стал мамонтом… 
Очнулся я оттого, что он запел, сделав фантастический переход к «Большому и малому в искусстве». Мозги мои окончательно вскипели. Эту песню нельзя было ни задушить, ни убить. На сей раз,  возникла другая картина: огромный поющий кит заглатывает мелкую беспомощную рыбёшку.
Внезапно песня оборвалась.  Певец  поднялся.   Просиял луч надежды: спасение было где-то рядом. Певец, сделав несколько шагов в сторону двери,  резко повернул налево и произнёс:
- Есть одна идея! Я должен срочно обдумать её в отдельном кабинете…
«Какое несчастье!» - не успел я открыть рот, как он растворился за дверью «заветного кабинета». Уже из-за двери донеслось:
- Не переживай, я ненадолго. Сейчас мигом вернусь, и кое-что расскажу… и даже спою ещё!
«Чтоб ты провалился!» -   с досадой подумал я.
Раздался ужасный грохот, и звон вдребезги разбиваемого стекла.
«Зеркало! - мелькнуло в моей голове.  -  Это к беде!»
- Не расстраивайся… я другое куплю... - неуверенно бормотал гость, выползая из  «кабинета» бледный и испуганный  - …странное оно…это твоё зеркало…
Голосом идиота он добавил:
-  Всё восполнимо,  любую вещь можно поменять, но душу!.. Я  видел… она ушла…
Тут гость ещё больше побледнел:
-  Кажется, я её потерял… -  подытожил он драматическим шёпотом.
Раздражение и досада исчезли. Желание спустить приятеля с лестницы сменилось жалостью. Таким я его ещё никогда не видел. Самоуверенность и  оптимизм, как рукой сняло. Теперь этот человек казался таким несчастным, маленьким, смешным. Я подумал о юродивых, о «дурацких колпаках»…
На вопрос: «Что случилось?», - он не дал никакого вразумительного ответа. Но, видимо, вспомнив про обещание «спеть ещё», затянул:

Колокольчик, колокольчик,
Где ты, где ты, мой дружочек?
Почему умолк твой голос,
Где тебя я потерял?

Отвечает колокольчик:
«Я уже не твой дружочек,
Потому, что месяц спрятал,
Потому, что дует ветер…
Нет давно меня на свете.
Потому… что нет тебя…

Потом гость как-то очень тихо собрался и ушёл. Обычно я с трудом выпроваживал его.
Больше он не появлялся. Общие знакомые рассказали мне, что жизнь моего приятеля совсем разладилась: он потерял работу, разошёлся с женой, переехал на другую квартиру и сильно запил.
Эх, судьба человеческая! Отнимется какая-нибудь маленькая частичка от души и разрушается целая жизнь. Есть ли граница между большим и малым, или нам это только кажется? Когда я вспоминаю о том вечере, мне всегда становится грустно…
А новое зеркало я купил сам.

Иллюстрация Александра Шульца.


Рецензии