Войлок в культуре древних тюрков

Войлок в культуре древних тюрков

ОВЕЧЬЯ ШЕРСТЬ ИЗДАВНА ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ В БЫТУ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ. ОДНИМ ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЕЕ ПРОИЗВОДНЫХ СТАЛ ВОЙЛОК – НЕТКАНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОЛУЧАЕМЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВАЛЯНИЯ.
Древние тюрки изготовляли из войлока не только покрытия для юрты и предметы интерьера (ковры, дорожки, войлочные подушки, подстилки для сна), но и скотоводческое снаряжение (детали вьючного седла верблюда, потники под верховые седла, чепраки и попоны для коня, большие войлочные сумки для перевозки грузов и др.), одежду (стельки, прокладки для подметок, чулки-вкладыши в кожаный сапог, бурки и мужские головные уборы), утварь (мешки для хранения чая, мелкой посуды и прочих мелких предметов), подстилки для новорожденных телят. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.
В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т. д.
Обилие войлока, стремление к сплошному покрытию всех стен войлочными коврами в жилищах современных тюркских народов  отражает древнюю традицию, восходящую в своей основе к принципам организации интерьера кочевнической юрты. Вершину развития переносного жилища представляют собой юрта и кочевая повозка.

Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие тюркские народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены, на коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами. 
     Техника врезанного орнамента в основной фон кошмы позволяет экономить материал. Именно это обстоятельство послужило отправной точкой для развития как технических, так и художественных особенностей узорных войлоков тюркоязычных народов. В процессе изготовления отдельные фигуры вырезаются из войлочной основы, окрашенной в разные цвета. Снова сшиваются вместе по композиционной схеме. Этот способ, известный в литературе под названием “мозаичного”, распространен у многих тюркских народов. У древних тюрков  существовал культ священного барана. Многие роговидные образования древнетюркских  кошм имеют аналогии в орнаменте современных тюркских народов.
Искусство изготовления узорных войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у древних тюрков, у которых, как известно,  скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов питания, шерсть для различных изделий. В слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая до наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в V веке до нашей эры.
Пазырыкский ковёр был соткан в скифскую  эпоху в Южном Закавказьи в пятом веке до нашей эры. Однако, представители российской науки до сих пор ошибочно этот ковёр называют «иранским», хотя известно, что земледельцы иранцы-персы для своих нужд овечью шерсть приобретали у тюрков, основным богатством которых, как известно, были их многочисленные отары овец. 
Н.Дийярбекирли говорит о том, что накинутые на спины изображенных на пазырыкском ковре лошадей чепраки с кисточками можно найти и сегодня в обиходе у многих туркменских племен в Анатолии и юрюкском аймаке среди Таурских гор (Анатолия). Такие же чепраки можно увидеть и на туркмено-сельджукских миниатюрах. «Без сомнения,- пишет он,- пазырыкский ковер с его квадратными делениями является источником для основной композиции ковров, сотканных огузами... Этот мотив является основой для восьмигранника сельджукских образцов и «гелей» на современных туркменских коврах. Этот тип украшений ковра часто можно встретить на коврах туркмен и он продолжает существовать».
Известно, что чем плотнее ковер, тем выше он ценится. Плотность «пазырыкского» ковра -3600 узлов на дециметр, а туркменские мастерицы завязывали больше 4000.
По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль.

Уточненные данные гласили, что женщины и дети заняты сбором каких-то червей. Прибыв на то место, я поинтересовался, для чего тамошние женщины и дети занимаются сбором червей. Выяснилось, что женщины и дети в Маранде все лето занимаются сбором червей специального вида - «кирмизи», что вся алая краска для тканей, вырабатываемых в Азербайджане, добывается из тех червей «кирмизи».

Ал-Истахри. «Китабу месалик-ил-мемалик (книга путей царств)». (Писал около 930 г. по Р. X.).
У них же добывается краска, называемая «кирмиз», и ею красят сукно. Я узнал, что оно добывается из червяка.
Гырмызы (кошениль),  которая в изобилии водится на Южном Кавказе.  Гырмызы с давних времён тюрки использовали для  крашения овечью шерсть в красный цвет.
Здесь изготовление ковров и тканей датируется IV-III тыс. д.н.э. Например, в Гюльтепе в 8 км от Нахичевани были найдены неолитические ручные веретена, деревянный диск тагалаки, костяные прялки. Фрагменты тканей со следами красителей.

               


      


Рецензии